Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№50 (366) 23 декабря 2002 г. Визави

ВЫПИТЬ И ЗАКУСИТЬ... Насколько хватит средств

23.12.2002
Марина ГУЛЯЕВА, Ольга МИКША

№ 50 [366] от 23.12.02 - В преддверии новогодних и рождественских праздников чиновники Минторга с удовлетворением констатируют: в нынешнем году продовольственный рынок не будоражит ажиотажный спрос на те или иные товары. Наконец-то всем хватает яиц, майонеза, конфет и даже шампанского. Правда, по официальной статистике, в СНГ Беларусь лидирует по росту цен на основные продукты питания: за январь-октябрь хлеб и хлебобулочные изделия подорожали на 13,6%, тогда как в России - на 4. На Украине хлеб стал дешевле на 3,8%, в Грузии - на 5,1. Животное масло у нас подорожало на 36,3% (в России - на 2,5, на Украине - на 0,2), куриные яйца - на 23,4% (в Армении - на 10,2, России - на 6), картофель - на 36,7%, рыба и рыбопродукты - на 20,8, мясные изделия - на 17,1. Те, у кого есть возможность, выбираются за более дешевыми продуктами в Литву или Польшу, у кого ее нет - отовариваются на местных рынках.

Состояние продовольственного рынка и потребительский спрос накануне Нового года корреспонденты «Белорусской газеты» выясняли у заместителя министра торговли Михаила СВЕНТИЦКОГО и индивидуального предпринимателя ярмарки «Экспобел» Василия ЖИРМОНТА.

Михаил СВЕНТИЦКИЙ: «ПОКУПАТЕЛЬ ТЕПЕРЬ ПРЕДПОЧИТАЕТ НАШ ТОВАР»

- Как вы охарактеризуете потребительский рынок накануне рождественских и новогодних праздников?


- Не может не радовать, что в текущем году вся подготовительная работа проходит в спокойном режиме, без всяких «авралов», как это случалось в предыдущие годы, когда чего-нибудь да не хватало: то яиц, то майонеза, то шампанского. Сегодня по всем товарам продовольственной группы мы можем говорить о полном удовлетворении потребительского спроса.

Подготовительная работа торговых предприятий в этом году началась как никогда рано: кое-где елки стояли уже 1 ноября. И должен заметить: мы никого к этому не понуждали и не давали рекомендаций, это собственная инициатива руководителей торговых предприятий, чтобы привлечь как можно больше покупателей, увеличить товарооборот и улучшить финансовые показатели.

- Они в этом нуждаются?

- Я бы не стал говорить, что ситуация драматичная. Хотелось бы, конечно, чтобы наши магазины имели более прочное финансовое положение, но по итогам 10 месяцев каждое третье предприятие убыточно. Первая причина заключается в том, что на определенную группу социально значимых товаров сохраняется жесткое регулирование цен, поэтому эти товары реализуются с убытками. Правительство принимает активные меры по изменению этой ситуации: перечень социально значимых товаров постепенно сокращается, что будет способствовать финансовому оздоровлению предприятий торговли. И вторая причина - высокие ставки за пользование кредитными ресурсами.

- Несмотря на сдерживание цен, Беларусь в лидерах среди стран СНГ по удорожанию основных продуктов питания.

- В текущем году был ограничен перечень товаров, цены на которые регулируются государством: колбасные изделия, отдельные виды хлебобулочных изделий и др. И, безусловно, это выразилось в том, что по темпам роста цен мы превзошли некоторые страны СНГ. Но давайте вспомним: когда Россия провела либерализацию цен? В 1992г. Поэтому сравнивать темпы роста цен в Беларуси и России не совсем корректно. Думаю, это разовое мероприятие по повышению цен на продовольствие нынешним годом и завершится. В будущем году динамика роста цен будет вкладываться в те параметры роста инфляции, которые заданы на будущий год.

- При «полном удовлетворении потребительского спроса» не всегда купишь продукты, выпущенные в других регионах страны. Каждая область из местнических интересов защищает свой рынок, ограничивая ассортимент товаров.

- Такая ситуация имела место, но буквально недавно правительством принято постановление, которое запрещает выставлять барьеры при продвижении товаров внутри страны.

- Как вы оцениваете спрос на продукцию белорусских и иностранных производителей?

- Конечно, правительством проводится умеренная протекционистская политика, направленная на поддержку отечественного производителя. Скажем, каждый магазин должен иметь в своем ассортименте обязательный перечень белорусских продуктов - эта мера сегодня необходима. За последние годы основные фонды перерабатывающей промышленности в большой степени были изношены, инвестиции вкладывались незначительные, что сказалось на продовольственном рынке. Поэтому правительство разрабатывает программу по подъему перерабатывающей промышленности. И тем не менее, на мой взгляд, сегодня сформировалось устойчивое понимание того, что отечественный товар по своим параметрам гораздо предпочтительнее импортного. Может, по внешним признакам наши товары в чем-то проигрывают, но по вкусовым, питательным свойствам белорусские продукты, на мой взгляд, лучше импортных. Тенденция последних лет показывает, что рынок белорусских товаров расширяется, их качество меняется, становится другой упаковка.

- Вы согласитесь с тем, что по некоторым позициям российские товары и по цене, и по качеству вытесняют белорусские?

- 5-6 лет назад экспансия импортных товаров была более заметной, и наш потребитель предпочтение отдавал им. Сегодня настроение нашего покупателя изменилось диаметрально: все предпочитают наш товар, даже если он уступает по внешним параметрам. И мы видим это по товарообороту: 85% приходится на товары отечественного производства, как продовольственные, так и непродовольственные.

- Какие позиции на продовольственном рынке нуждаются в защите государства?

- В первую очередь - сахар. Безусловно, требует защиты и пивной рынок, но делать это нужно аккуратно и взвешенно. Мы не говорим, что на рынке не должно быть «Балтики», «ПИТа» и другого российского пива - они должны присутствовать, так сказать, исходя из ассортимента, который должен быть разнообразным. Но российское пиво не должно подавлять своим присутствием белорусское и загубить наши предприятия пивоваренной промышленности.

В какой-то степени нуждаются в защите производители кондитерских изделий, но эти меры также должны быть взвешенными. Мы находимся в едином таможенном пространстве с Российской Федерацией, а для экспорта кондитерской продукции российский рынок является основным. И если россияне примут адекватные меры в отношении наших товаров, мы почувствуем их больнее, нежели они.

- Одной из проблем руководители торговых предприятий называют появление мини-рынков и неравные экономические условия, в которых они вынуждены конкурировать с ними.

- Обе формы торговли имеют право на существование, но нам нужно добиться их мирного сосуществования. Главное - создать равные экономические условия. Сейчас для этого принимаются решительные меры, создан правительственный межведомственный совет по курированию неорганизованного сектора торговли.

- Почему в Беларуси не проводятся распродажи?

- У нас проходят распродажи, но, разумеется, не в том масштабе, как они бывают в европейских странах. Пока мы еще не так богаты, чтобы делать распродажи. Однако устойчивая тенденция к проведению распродаж есть.

-Чем вы объясняете стабильность на продовольственном рынке в преддверии новогодних праздников?

- Может быть, кто-то не согласится с этой точкой зрения - пусть не полное, но относительное благополучие на рынке достигнуто главным образом благодаря тому, что взят курс на формирование рыночной экономики. Экономику определяют спрос и предложение. В результате предпринятых правительством мер достигается сбалансированность этих двух понятий. Конечно, не все наши граждане могут купить те или иные товары в силу ограниченности своих доходов. Но, наверное, лучше все-таки иметь на прилавке товар, чем не иметь его вообще. В этой связи я запомнил слова нашего президента, сказанные в те годы, когда у нас постоянно возникал какой-нибудь дефицит: «Пусть лучше товар будет дорогой, чем его не будет вообще».

Василий ЖИРМОНТ: «ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА ПУСТЕЕТ»

- Предприниматели уже подготовились к предновогодней торговле?


- В наличии полный ассортимент. К праздникам рынки были готовы уже в начале ноября.

- Что пользуется особым спросом?

- В основном кондитерские изделия. Хозяйки уже сейчас закупают рыбные и овощные консервы. Конкуренция на рынках большая и цены ниже, чем в госторговле.

- Госторговля для предпринимателей - сильный конкурент?

- Ценовая политика на рынках, безусловно, гибче. Цены на 10% точно ниже, чем в магазинах, а по некоторым видам продуктов - и до 15%. Декабрь - это месяц, когда можно заработать, а потом весь январь и половину февраля спрос на продукты будет намного меньшим. Восстановится все к 23 февраля и 8 Марта.

- Если вы прогнозируете почти двухмесячный «мертвый» сезон, почему не установить сейчас такие же цены, как и в госторговле - ведь все равно купят?

- Когда дешевле, купят больше. И доход можно получить за счет товарооборота.

- Как изменился товарооборот?

- Сократился. Если судить по нашему рынку, то практически вдвое - впрочем, это общая ситуация для продовольственной торговли. Открылось очень много мини-рынков, на полторы тысячи торговых точек вырос рынок «Ждановичи», расширился «Аквабел». Предпринимателей стало намного больше, цены на рынках приблизительно одинаковые, а количество потребителей не изменилось.

- Торговля продуктами остается выгодным бизнесом?

- Да, хотя становится тяжелее. Еще пару лет назад это было очень выгодно, а сейчас - хуже. Уровень рентабельности зависит от группы товаров - например, в прошлом году самым доходным было пиво. Посмотрим, что будет в этом году, пивной сезон начинается где-то в марте. Сейчас главный доход приносят кондитерские изделия.

- Как вы оцениваете качество белорусских продуктов по сравнению с импортными?

- У нас качество не хуже, особенно это касается продукции заводов с новым оборудованием. Предприниматели привозят продукты, которые не выпускают наши производители. Иногда приходится привозить шоколадные наборы - в государственных магазинах есть и белорусские, но нашим предпринимателям фабрики их почему-то не продают. В целом ассортимент на рынках примерно поровну составлен из продуктов отечественного и импортного - в основном российского - производства.

- Пострадали ли интересы предпринимателей из-за многокилометровых очередей автотранспорта на польской границе?

- Предприниматели могут завозить продукцию третьих стран из России, поэтому мы напрямую из-за границы не возим. Вообще основные продукты питания у нас отечественные - колбасы, сыр, куры, мясо. Московские колбасы привозят буквально единицы, среди молочных продуктов немного больше представлено российских йогуртов. Предприниматели могут установить более низкую цену, заведомо соглашаясь на меньший доход.

- Предприниматели идут на это?

- А больше ничего не остается. Иначе зачем ехать за колбасой на рынок, если можно купить в гастрономе? Фабрика производит ведь одна и та же, и привлечь покупателя мы можем только ценой. Еще, пожалуй, ассортиментом. На рынке много предпринимателей, и они представляют колбасы всех белорусских мясокомбинатов, можно выбирать среди полусотни наименований. А универсам что может предложить? В лучшем случае сортов десять. То же самое можно сказать по мясу, цыплятам. Кроме того, на рынке колбасу всегда можно попробовать, а в магазине кто вам даст?

- Проблема, надо понимать, одна: у людей стало меньше денег?

- Да, потребительская корзина пустеет.
Добавить комментарий
Проверочный код