Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (366) 23 декабря 2002 г. Визави

ВЫПИТЬ И ЗАКУСИТЬ... Насколько хватит средств

23.12.2002
Марина ГУЛЯЕВА, Ольга МИКША

№ 50 [366] от 23.12.02 - В преддверии новогодних и рождественских праздников чиновники Минторга с удовлетворением констатируют: в нынешнем году продовольственный рынок не будоражит ажиотажный спрос на те или иные товары. Наконец-то всем хватает яиц, майонеза, конфет и даже шампанского. Правда, по официальной статистике, в СНГ Беларусь лидирует по росту цен на основные продукты питания: за январь-октябрь хлеб и хлебобулочные изделия подорожали на 13,6%, тогда как в России - на 4. На Украине хлеб стал дешевле на 3,8%, в Грузии - на 5,1. Животное масло у нас подорожало на 36,3% (в России - на 2,5, на Украине - на 0,2), куриные яйца - на 23,4% (в Армении - на 10,2, России - на 6), картофель - на 36,7%, рыба и рыбопродукты - на 20,8, мясные изделия - на 17,1. Те, у кого есть возможность, выбираются за более дешевыми продуктами в Литву или Польшу, у кого ее нет - отовариваются на местных рынках.

Состояние продовольственного рынка и потребительский спрос накануне Нового года корреспонденты «Белорусской газеты» выясняли у заместителя министра торговли Михаила СВЕНТИЦКОГО и индивидуального предпринимателя ярмарки «Экспобел» Василия ЖИРМОНТА.

Михаил СВЕНТИЦКИЙ: «ПОКУПАТЕЛЬ ТЕПЕРЬ ПРЕДПОЧИТАЕТ НАШ ТОВАР»

- Как вы охарактеризуете потребительский рынок накануне рождественских и новогодних праздников?


- Не может не радовать, что в текущем году вся подготовительная работа проходит в спокойном режиме, без всяких «авралов», как это случалось в предыдущие годы, когда чего-нибудь да не хватало: то яиц, то майонеза, то шампанского. Сегодня по всем товарам продовольственной группы мы можем говорить о полном удовлетворении потребительского спроса.

Подготовительная работа торговых предприятий в этом году началась как никогда рано: кое-где елки стояли уже 1 ноября. И должен заметить: мы никого к этому не понуждали и не давали рекомендаций, это собственная инициатива руководителей торговых предприятий, чтобы привлечь как можно больше покупателей, увеличить товарооборот и улучшить финансовые показатели.

- Они в этом нуждаются?

- Я бы не стал говорить, что ситуация драматичная. Хотелось бы, конечно, чтобы наши магазины имели более прочное финансовое положение, но по итогам 10 месяцев каждое третье предприятие убыточно. Первая причина заключается в том, что на определенную группу социально значимых товаров сохраняется жесткое регулирование цен, поэтому эти товары реализуются с убытками. Правительство принимает активные меры по изменению этой ситуации: перечень социально значимых товаров постепенно сокращается, что будет способствовать финансовому оздоровлению предприятий торговли. И вторая причина - высокие ставки за пользование кредитными ресурсами.

- Несмотря на сдерживание цен, Беларусь в лидерах среди стран СНГ по удорожанию основных продуктов питания.

- В текущем году был ограничен перечень товаров, цены на которые регулируются государством: колбасные изделия, отдельные виды хлебобулочных изделий и др. И, безусловно, это выразилось в том, что по темпам роста цен мы превзошли некоторые страны СНГ. Но давайте вспомним: когда Россия провела либерализацию цен? В 1992г. Поэтому сравнивать темпы роста цен в Беларуси и России не совсем корректно. Думаю, это разовое мероприятие по повышению цен на продовольствие нынешним годом и завершится. В будущем году динамика роста цен будет вкладываться в те параметры роста инфляции, которые заданы на будущий год.

- При «полном удовлетворении потребительского спроса» не всегда купишь продукты, выпущенные в других регионах страны. Каждая область из местнических интересов защищает свой рынок, ограничивая ассортимент товаров.

- Такая ситуация имела место, но буквально недавно правительством принято постановление, которое запрещает выставлять барьеры при продвижении товаров внутри страны.

- Как вы оцениваете спрос на продукцию белорусских и иностранных производителей?

- Конечно, правительством проводится умеренная протекционистская политика, направленная на поддержку отечественного производителя. Скажем, каждый магазин должен иметь в своем ассортименте обязательный перечень белорусских продуктов - эта мера сегодня необходима. За последние годы основные фонды перерабатывающей промышленности в большой степени были изношены, инвестиции вкладывались незначительные, что сказалось на продовольственном рынке. Поэтому правительство разрабатывает программу по подъему перерабатывающей промышленности. И тем не менее, на мой взгляд, сегодня сформировалось устойчивое понимание того, что отечественный товар по своим параметрам гораздо предпочтительнее импортного. Может, по внешним признакам наши товары в чем-то проигрывают, но по вкусовым, питательным свойствам белорусские продукты, на мой взгляд, лучше импортных. Тенденция последних лет показывает, что рынок белорусских товаров расширяется, их качество меняется, становится другой упаковка.

- Вы согласитесь с тем, что по некоторым позициям российские товары и по цене, и по качеству вытесняют белорусские?

- 5-6 лет назад экспансия импортных товаров была более заметной, и наш потребитель предпочтение отдавал им. Сегодня настроение нашего покупателя изменилось диаметрально: все предпочитают наш товар, даже если он уступает по внешним параметрам. И мы видим это по товарообороту: 85% приходится на товары отечественного производства, как продовольственные, так и непродовольственные.

- Какие позиции на продовольственном рынке нуждаются в защите государства?

- В первую очередь - сахар. Безусловно, требует защиты и пивной рынок, но делать это нужно аккуратно и взвешенно. Мы не говорим, что на рынке не должно быть «Балтики», «ПИТа» и другого российского пива - они должны присутствовать, так сказать, исходя из ассортимента, который должен быть разнообразным. Но российское пиво не должно подавлять своим присутствием белорусское и загубить наши предприятия пивоваренной промышленности.

В какой-то степени нуждаются в защите производители кондитерских изделий, но эти меры также должны быть взвешенными. Мы находимся в едином таможенном пространстве с Российской Федерацией, а для экспорта кондитерской продукции российский рынок является основным. И если россияне примут адекватные меры в отношении наших товаров, мы почувствуем их больнее, нежели они.

- Одной из проблем руководители торговых предприятий называют появление мини-рынков и неравные экономические условия, в которых они вынуждены конкурировать с ними.

- Обе формы торговли имеют право на существование, но нам нужно добиться их мирного сосуществования. Главное - создать равные экономические условия. Сейчас для этого принимаются решительные меры, создан правительственный межведомственный совет по курированию неорганизованного сектора торговли.

- Почему в Беларуси не проводятся распродажи?

- У нас проходят распродажи, но, разумеется, не в том масштабе, как они бывают в европейских странах. Пока мы еще не так богаты, чтобы делать распродажи. Однако устойчивая тенденция к проведению распродаж есть.

-Чем вы объясняете стабильность на продовольственном рынке в преддверии новогодних праздников?

- Может быть, кто-то не согласится с этой точкой зрения - пусть не полное, но относительное благополучие на рынке достигнуто главным образом благодаря тому, что взят курс на формирование рыночной экономики. Экономику определяют спрос и предложение. В результате предпринятых правительством мер достигается сбалансированность этих двух понятий. Конечно, не все наши граждане могут купить те или иные товары в силу ограниченности своих доходов. Но, наверное, лучше все-таки иметь на прилавке товар, чем не иметь его вообще. В этой связи я запомнил слова нашего президента, сказанные в те годы, когда у нас постоянно возникал какой-нибудь дефицит: «Пусть лучше товар будет дорогой, чем его не будет вообще».

Василий ЖИРМОНТ: «ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА ПУСТЕЕТ»

- Предприниматели уже подготовились к предновогодней торговле?


- В наличии полный ассортимент. К праздникам рынки были готовы уже в начале ноября.

- Что пользуется особым спросом?

- В основном кондитерские изделия. Хозяйки уже сейчас закупают рыбные и овощные консервы. Конкуренция на рынках большая и цены ниже, чем в госторговле.

- Госторговля для предпринимателей - сильный конкурент?

- Ценовая политика на рынках, безусловно, гибче. Цены на 10% точно ниже, чем в магазинах, а по некоторым видам продуктов - и до 15%. Декабрь - это месяц, когда можно заработать, а потом весь январь и половину февраля спрос на продукты будет намного меньшим. Восстановится все к 23 февраля и 8 Марта.

- Если вы прогнозируете почти двухмесячный «мертвый» сезон, почему не установить сейчас такие же цены, как и в госторговле - ведь все равно купят?

- Когда дешевле, купят больше. И доход можно получить за счет товарооборота.

- Как изменился товарооборот?

- Сократился. Если судить по нашему рынку, то практически вдвое - впрочем, это общая ситуация для продовольственной торговли. Открылось очень много мини-рынков, на полторы тысячи торговых точек вырос рынок «Ждановичи», расширился «Аквабел». Предпринимателей стало намного больше, цены на рынках приблизительно одинаковые, а количество потребителей не изменилось.

- Торговля продуктами остается выгодным бизнесом?

- Да, хотя становится тяжелее. Еще пару лет назад это было очень выгодно, а сейчас - хуже. Уровень рентабельности зависит от группы товаров - например, в прошлом году самым доходным было пиво. Посмотрим, что будет в этом году, пивной сезон начинается где-то в марте. Сейчас главный доход приносят кондитерские изделия.

- Как вы оцениваете качество белорусских продуктов по сравнению с импортными?

- У нас качество не хуже, особенно это касается продукции заводов с новым оборудованием. Предприниматели привозят продукты, которые не выпускают наши производители. Иногда приходится привозить шоколадные наборы - в государственных магазинах есть и белорусские, но нашим предпринимателям фабрики их почему-то не продают. В целом ассортимент на рынках примерно поровну составлен из продуктов отечественного и импортного - в основном российского - производства.

- Пострадали ли интересы предпринимателей из-за многокилометровых очередей автотранспорта на польской границе?

- Предприниматели могут завозить продукцию третьих стран из России, поэтому мы напрямую из-за границы не возим. Вообще основные продукты питания у нас отечественные - колбасы, сыр, куры, мясо. Московские колбасы привозят буквально единицы, среди молочных продуктов немного больше представлено российских йогуртов. Предприниматели могут установить более низкую цену, заведомо соглашаясь на меньший доход.

- Предприниматели идут на это?

- А больше ничего не остается. Иначе зачем ехать за колбасой на рынок, если можно купить в гастрономе? Фабрика производит ведь одна и та же, и привлечь покупателя мы можем только ценой. Еще, пожалуй, ассортиментом. На рынке много предпринимателей, и они представляют колбасы всех белорусских мясокомбинатов, можно выбирать среди полусотни наименований. А универсам что может предложить? В лучшем случае сортов десять. То же самое можно сказать по мясу, цыплятам. Кроме того, на рынке колбасу всегда можно попробовать, а в магазине кто вам даст?

- Проблема, надо понимать, одна: у людей стало меньше денег?

- Да, потребительская корзина пустеет.
Добавить комментарий
Проверочный код