Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Материалы журнала Умный дом
bms-trading.ru
№50 (366) 23 декабря 2002 г. Тема недели

ТЕ ЖЕ ПОМИДОРЫ, ТОЛЬКО В ПРОФИЛЬ

23.12.2002
Наталья ГРИБ

Главным достоинством декрета N29 от 17 декабря 2002г. «О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. N11 и от 16 ноября 2000г. N22» эксперты называют отсутствие очередной перерегистрации - очередей с пяти утра и многодневного переписывания документов. Но в целом, по мнению независимых экспертов, контролирующие органы одержали очередную победу над либерально настроенными чиновниками.

В августе 2001г. руководитель предвыборного штаба главного кандидата в президенты Николай Чергинец обещал предпринимателям, что с принятием нового либерального порядка регистрации процесс будет очень простым и коротким - 15 минут, и все. В июле 2002г. Мин-экономики разработало проект декрета, предусматривающего реальную либерализацию процесса регистрации и лицензирования. Но контролирующие органы так и не решились отпустить предприятия на свободу. Так что 29-й декрет, по сути, является косметическим припудриванием для внешнего восприятия.

В сообщении пресс-службы президента сказано: «Декрет значительно упрощает нормы регистрации субъектов хозяйствования, оставляя при этом процедуру регистрации и ликвидации абсолютно прозрачной, что позволяет избежать противозаконных действий». Однако председатель исполкома республиканского общественного объединения «Альтернатива XXI» Сергей Балыкин считает, что документ не сделал никакого порыва в области либеральных реформ: «Декрет не устранил ни одной серьезной претензии предпринимателей. Наоборот, сроки регистрации предприятий увеличились с одного до двух месяцев».

Документ регулирует отношения в области регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Как сказано в декрете, юридические лица «в форме частных унитарных предприятий (ЧУП) могут быть зарегистрированы по домашнему адресу их учредителей». Возврат к праву регистрации предприятий по домашнему адресу - один из либеральных шагов, которых предприниматели Беларуси давно ожидали от власти. Но «легализовать общественную правоспособность, как это сделано во всех цивилизованных странах, включая Россию, власти так и не решились», комментирует Балыкин. По-прежнему общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО) или хозяйственное товарищество не могут быть зарегистрированы по домашнему адресу учредителей. Поэтому разрешение в отношении ЧУПов с одним учредителем является половинчатой мерой, незначительно меняющей общую ситуацию в стране. Их доля в перечне субъектов хозяйствования невысока. До конца 1998г. белорусские субъекты хозяйствования свободно регистрировались по месту жительства учредителей, пока 11-й декрет не ввел усиленные запретные меры.

Прогрессивным является то, что 29-й декрет отменяет обязательное декларирование всех видов деятельности в учредительных документах, и для начала какого-то нового вида деятельности с

1 января 2003г. необходимо будет только уведомить регистрирующий и налоговый органы, не внося изменения в учредительные документы, если новый вид деятельности не подлежит лицензированию.

«Уточнен порядок ликвидации юрлиц по делу о банкротстве и предусмотрен упрощенный порядок ликвидации коммерческих организаций в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд», - говорится в официальном пресс-релизе. До сих пор необходимо было создавать ликвидационную комиссию, размещать объявление в газете «Рэспублiка» и после долгой процедуры проверки признавать факт прекращения деятельности предприятия. А с нового года достаточно исполкому принять решение при наличии акта проверки уполномоченного органа (налоговая служба, МВД, КГК, прокуратура), справки из налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом, справки о сдаче печати и свидетельства о регистрации.

Упрощенный порядок ликвидации недействующих субъектов хозяйствования облегчит работу чиновников и снизит нагрузку на бюджет. «Ликвидация в упрощенном порядке позволит экономить значительные бюджетные средства», - сказано в официальном комментарии к декрету. Чиновникам также станет морально легче работать, поскольку с них сняли ответственность за причинение вреда государственным интересам. Документ упорядочил отдельные нормы оформления документов. Теперь название нового предприятия или организации надо согласовывать с Минюстом, а не с исполкомом, а регистрация предприятий с иностранным капиталом возвращена в ведение облисполкомов и Мингорисполкома. Тем самым МИД полностью освобожден от всякой регистрационной ответственности.

Однако к деятельности самих предпринимателей все это никакого отношения не имеет. Никакого серьезного облегчения и либеральных реформ предприниматели не ощутят. Что называется, те же помидоры, только в профиль.

Остался довольно широкий перечень причин для отказа в регистрации, сохранилась необходимость предшествующих регистрации проверок. Если пять лет назад было достаточно принести документы в исполком, поставить печать и начинать работать, то теперь запрос в налоговые органы обрабатывается очень долго. Существует девять причин для повторной проверки. Появилось еще одно основание для внесудебной регистрации - если учредитель ЧУПа препятствует проведению проверки, т.е. не пускает налогового инспектора в квартиру, это достаточное основание для ликвидации предприятия. «На регистрирующие органы возложены следственно-полицейские функции», - приходит к выводу Балыкин.

Кредиторы получают право блокировать регистрацию дочерних предприятий в случае имеющейся просроченной задолженности. С точки зрения борьбы с неплатежами это безусловный шаг вперед. Но если мы посмотрим соотношение неплатежеспособных предприятий в госсекторе и в частном, то исполнение буквы закона в данном случае заблокирует работу госсектора в очень короткие сроки. Т.е. данный пункт изначально нежизнеспособен и будет нарушаться в ходе действия декрета. И снова, пользуясь известной фразой Оруэлла, будут «все равны, но некоторые - равнее».

29-й декрет подготовлен более квалифицированными юристами, чем 22-й. Декрет предусматривает реальную ответственность за нарушение регистрационных норм: «В случае, когда в течение трехмесячного срока субъекты не приводят свои учредительные документы в соответствие с законодательством, они подлежат ликвидации». Однако косметические изменения в принципе не отменяют «черные» списки должников как основание для внесудебной ликвидации, сохраняя порочную систему внесудебной регистрации. Поэтому прозрачность процедуры регистрации облегчает жизнь чиновникам, но пока никак не стимулирует развитие бизнеса в стране.
Добавить комментарий
Проверочный код