Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (366) 23 декабря 2002 г. События. Оценки

ИНВЕСТМИСТИКА

23.12.2002
Сергей ЖБАНОВ

№ 50 [366] от 23.12.02 - Вице-премьер и министр экономики Андрей Кобяков, выступая в четверг перед депутатами Палаты представителей, вынужден был признать, что привлечение в 2003г. иностранных инвестиций в объеме $1 млрд. выглядит проблематичным: «Нет достойных инвестиционных проектов».

Это был честный ответ. Но одно дело, когда мы слышим про то, что до конца 2002г. иностранные инвестиции в экономику Беларуси должны составить $400 млн. Или про $40 млрд., которые должны привлечь за семь лет, оставшиеся до 2010г. И совсем другое, когда пытаешься понять, откуда придут деньги и куда их собираются инвестировать. В поисках ответов на эти вопросы возникают нешуточные сомнения, и пессимистичный ответ вице-премьера представляется единственно возможным в сложившейся ситуации.

По данным Андрея Кобякова, «за 11 месяцев текущего года объем иностранных инвестиций увеличился на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при прогнозном показателе 6-7%. В реальном выражении это составляет $378 млн.». Впрочем, стоит напомнить, что первоначально намечалось привлечь $600 млн. за текущий год, а не $400 млн. (о которых предпочитают говорить сейчас). Так что размеры радости ужимаются пропорционально. А уж если разложить привлеченную сумму на кредиты, портфельные инвестиции и, наконец, прямые иностранные вложения в белорусскую экономику, то повода скакать от восторга вообще не останется.

В 2003г., по словам Кобякова, правительство рассчитывает привлечь в экономику $1 млрд. Основана эта цифра на заданиях, доводимых правительством до ведомств и территорий. Но надо сказать, что озвученное вице-премьером задание уже существенно откорректировано - эдак на половину миллиарда долларов. Так как, согласно перечню основных иностранных проектов, предусмотренных к реализации в 2003г. с привлечением иностранных инвестиций, сумма последних выведена в размере $1,5 млрд. Но этот документ отправлен президиумом Совмина на доработку: его судьба будет решена на последнем заседании 31 декабря.

Причину отклонения документа понять несложно, если познакомиться поближе с его содержанием. Фактически только Минжилкомхоз (задание $10 млн.), Комитет по стандартизации ($2 млн.) и Комитет по науке и технологиям ($2 млн.) отказались рисовать липовые прожекты и, честно оценив свои возможности, предупредили правительство, чтобы на них не рассчитывали. Остальные продемонстрировали свои силы в жанре приписок и статистической фантастики.

Реальным проектом принято считать тот, который уже финансируется или на финансирование которого уже заключен договор. Подходящих под данную формулировку инвестиций нам удалось насчитать в документе только на сумму $135,6 млн. Это 9% от итоговых $1,5 млрд. - прямо скажем, негусто даже в сравнении с текущим годом. Причем это только кредиты и прямые иностранные инвестиции.

Желая поднять вместе с суммой потенциальных инвестиций и настроение, вполне можно включить сюда потенциальную возможность продажи акций «Полимира», гродненских «Азота» и «Химволокна», «Нафтана». В этом случае реальность написанного перечня повышается до 16,6%. И все!

Остальные суммы скрываются в лучшем случае за фразой Кобякова: «Бизнес-план имеется. Планируется привлечение иностранного кредита. Ведется поиск потенциальных инвесторов». Надо полагать - интенсивный поиск, поскольку до 31 декабря все внесенные в перечень проекты должны быть подтверждены контрактами.

Насколько это реально, каждый может вообразить самостоятельно. Тем более что большая часть бизнес-планов не имеет вообще или имеет в лучшем случае технико-экономическое обоснование, которое даже с натяжкой нельзя назвать бизнес-планом, под который иностранец согласится выделить кредит.

Например, из 19 проектов, предложенных Минсельхозпродом, только один реальный - закупка в рамках кредитной линии «Гермес» машинокомплектов для комбайнов. Все остальные, согласно формулировке «в настоящее время ведется поиск потенциальных инвесторов», попадают не в категорию инвестиционных, а, скорее, оперативно-розыскных мероприятий. Но это не самый страшный случай, ведь по многим ведомствам нет вообще ни одного реального проекта.

Удивило и то, что не удалось разыскать в данном документе следы или последствия недавней поездки президента по богатым арабским странам. По крайней мере, складывалось впечатление, что уж инвестирование арабскими эмирами минской ТЭЦ-3 - решенный вопрос. Но и тут вместо денег читаем знакомую до боли формулировку о розыске лихих инвесторов. А где же деньги эмиров, которые столь уважительно, а главное многообещающе вставали с постелей в знак приезда высокого гостя из Беларуси?

Следы арабов удалось обнаружить только в строке «Светлогорское ПО «Химволокно», у которого не только бизнес-план, но и (в отличие от других) инвестор имеется - Кувейтский фонд арабского экономического развития. И, если не изменяет память, это те самые $16 млн., о выделении которых договорились задолго до визита президента - около 6 лет тому назад. Но не исключено, что, следуя правилу «обещанного три года ждут», рано или поздно результаты президентского турне обязательно проявятся.

Конечно, для вице-премьера содержание данного документа не составляло секрета, равно как и технология его изготовления. И ему можно верить, когда он говорит, что анализ, проведенный правительством, показал: в Беларуси «нет достойных инвестиционных проектов». В этом, считает вице-премьер, виноваты сами предприятия, поскольку «не занимаются этой темой в принципе». А далее вице-премьер подтвердил все наши опасения.

По словам Кобякова, на заседании президиума Совмина 31 декабря будет рассмотрен перечень конкретных инвестиционных проектов и предприятий, которые «этот миллиард в следующем году будут обеспечивать». «Но не скрою того, что многим предприятиям, которые намерены его обеспечивать, у них еще нет отработанных инвестиционных проектов», - признал вице-премьер. В связи с этим, отметил он, задача стоит сложная, но правительство намерено предпринять все необходимые меры для ее выполнения.

К сожалению, пока не все готово в стране к приему инвестиций: нет бизнес-планов у предприятий, нет суверенного кредитного рейтинга у страны, нет нормального законодательства и стимулирующих инвестиции налогов. Зато есть гостиница «Минск» - первая четырехзвездочная, готовая принять инвесторов из всех стран.

А к 31 декабря появится и утвержденная программа по привлечению иностранных инвестиций. Видимо, верховная исполнительная власть считает, что фактор момента в белорусской инвестиционной истории играет едва ли не самую важную роль.

Для кого-то это мистика, а белорусскому правительству ничего не остается, как уповать на древнюю языческую традицию - загадывать желания под Новый год. Старожилы говорят, что сбываются.
Добавить комментарий
Проверочный код