Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (366) 23 декабря 2002 г. Радости жизни

ТЕАТР: БИТВА С ИСКУССТВОМ

23.12.2002
Андрей КУРЕЙЧИК

Недавно я уже писал о том, что театр - это некий консенсус между развлекательным времяпрепровождением и искусством. Театр-студия киноактера за время своего существования показал более или менее удачные примеры такого консенсуса (например, «Пигмалион» в режиссуре А.Ефремова). Однако познал театр и горечь неудачи в этом благородном стремлении. Речь идет о спектакле «Поле битвы» Светланы Бартоховой.

Сцена: Театр-студия киноактера (Минск)

Спектакль: «Поле битвы»

Автор: С.Бартохова

Режиссеры: А.Беспалый, В.Грицевский


Этот спектакль получился тем «полем битвы», на котором искусство окончательно и бесповоротно проиграло пошлости, безвкусице и банальности. Ведь, к сожалению, именно пошлость и банальность чаще всего являются основой любой развлекательности. Косвенным подтверждением данного вывода может быть тот факт, что «Поле битвы» является рекордсменом кассовых сборов театра - этакий бестселлер или «Голливуд» в масштабе небольшого театра. Поэтому, видимо, этот спектакль имеет все качества среднего голливудского «успешного» фильма: плоский и туповатый сюжет, стандартный набор банальных шуток, одноплановых и типичных образов персонажей, предсказуемость сюжета и, наконец, полное отсутствие какой либо новизны и внятной, глубокой мысли. Иными словами, спектакль ни на секунду не напряжет вас мыслительной или душевной работой, тем самым предоставив вам редкую возможность быть полным идиотом в течение двух часов, что иногда является лучшим отдыхом и развлечением.

Историю, заложенную драматургом в основу спектакля, пересказывать смысла нет. Можно лишь сказать, что она напомнила мне бородатый семейный анекдот из серии «муж, жена и любовник» в разнообразных вариациях. Все те же персонажи, все те же стандартные ходы, все тот же не слишком качественный юмор. Впрочем, надо признать, что публика во время спектакля смеется довольно много. Но это смех вряд ли можно назвать возвышающим, ибо вызывается он не изобретательностью и нестандартностью ума, а скорее наоборот - его банальностью и заштампованностью. Этот смех - рефлекс на пошлый анекдот, когда мы по десять раз готовы смеяться над одними и теми же историями, хотя их и знаем уже наизусть.

Спектакль решен в т.н. бытовой, или реалистической, манере. Т.е. все якобы очень похоже на обычную жизнь, без каких-либо условных или фантастических элементов, без метафор, художественных образов, без всех тех театральных приемов, которые наработал театр за последние сто лет. Это настоящий актерский театр, но не потому, что актерские работы - главное наполнение этого спектакля, а потому, что, кроме актеров, в нем ничего нет. Режиссура в спектакле отсутствует в принципе, хотя формально над спектаклем работали целых два режиссера. Замечательный актер Александр Беспалый и в этом спектакле остался актером, но только «за кадром». В «Поле битвы» он выступил как этакий актерский суфлер, полагая, что это и есть режиссура в современном театре. Впрочем, может быть, этот спектакль и не нуждается в режиссуре, потому что ее просто не к чему прилагать. Более того, режиссура нагрузила бы спектакль каким-нибудь смыслом, что явно отразилось бы на его кассе.

Сценография является визуальным отражением банальности содержания этого действа, представляя собой некую типичную квартиру. Сколько раз подобные декорации уже занимали место на сцене за время существования театра, подсчитать не представляется возможным. Как и во всех остальных элементах этого спектакля, новизна, оригинальность и фантазия в работе художника явно не приветствовались.

Итак, если вы после тяжелого дня решили отдохнуть и ищете стопроцентный развлекательный спектакль, но не антрепризу, спектакль, где думать не о чем и незачем, где все просто, ясно и несерьезно, то «Поле битвы» - несомненно, ваш спектакль. Если вы, не дай бог, наивно полагаете, что театр по роду своей деятельности имеет какое-то отношение к искусству, то, посмотрев «Поле битвы» в Театре-студии киноактера, вы раз и навсегда избавитесь от этой еретической мысли.
Добавить комментарий
Проверочный код