Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№50 (366) 23 декабря 2002 г. Экономика

ЛИЦОМ НЕ ВЫШЛИ: 2002г. ознаменовался началом фактической ликвидации частного сектора страхования

23.12.2002
Отдел финансов

Уж непонятно, чем не угодили властям страховщики, но уходящий год выдался для них поистине катастрофическим. Складывается впечатление, что в самом начале года в государстве оформилась некая новаторская идея о роли и месте страхования в белорусской экономической модели. В которой рыночные механизмы страхования занимали бы такое же место, как и оппозиция в нынешней политической жизни - что-то в гомеопатических дозах должно оставаться. Ну, с оппозицией-то понятно, но зачем же рубить страхование. Оно же не только приносит деньги, но и сохраняет их.

Таблица Однако задача возвратить белорусское страхование в советские времена была поставлена и должна быть выполнена. Причем любой ценой. Пусть даже с прямым ущербом для бюджета. Столь высокая цена может быть оправдана лишь некой высокой политической целью. Но какой? Неужели осоветизация страхования станет началом общего перехода к практике хозяйствования времен СССР?

Итак, подведем печальные итоги уходящего года. В уходящем году поставлен жирный крест на: 1) проекте президентского декрета о развитии страхования жизни и дополнительных пенсий; 2) программе развития добровольного медицинского страхования; 3) проекте закона о страховании профессиональной ответственности.

Все обязательные виды страхования вменены «Белгосстраху», исключение сделано пока лишь для страхования ответственности автовладельцев, да и то лишь до конца следующего года. На рассмотрении президента находится проект декрета об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с передачей проведения этого вида страхования «Белгосстраху» (пожалуй, это первый случай в истории, когда страховая организация будет заниматься социальным страхованием).

Совет по вопросам страхования при правительстве, возглавляемый вице-премьером Андреем Кобяковым, по сути, умер и все принципиальные вопросы страхового сектора решаются единолично президентским экономическим советником Сергеем Ткачевым.

Последним гвоздем в крышку гроба рынка добровольного страхования стало исключение из себестоимости страховых взносов юридических лиц, что и было оформлено соответствующим законом.

Сегодня можно говорить о первых результатах Великого перелома хребта белорусского страхования и грядущих перспективах. Если прирост страховых взносов в 2001г. к отношению к 2000г. составил около 40%, то в этом году ожидается падение по отношению к прошлому году на 5% (абсолютные показатели, скорректированные с учетом инфляции). В то же время выплаты страхового возмещения выросли на четверть.

Если предположить, что негосударственные страховщики окончательно не свернут свою деятельность, то совокупный сбор страховых взносов по стране упадет примерно на 25-30%, а бюджет недосчитается примерно 9 млрд. рублей.

Однако государство, похоже, надолго отбило у страховщиков какое-либо желание развивать новые направления. Негосударственные страховщики инвестировали миллионы долларов в развитие медицинского страхования, страхования жизни, гражданской ответственности автовладельцев, теперь же сами они оказались не у дел.

Кстати, о страховании ответственности автовладельцев. В 2002г. цена вступления республики в систему «Зеленой карты» оказалась непомерно высокой. Суммарный объем гарантийных депозитов и перестраховочных взносов превысит 4 млн. евро, и это при том, что сбор страховых взносов от продажи сертификатов «Зеленой карты» не превысит 5 млн. евро. А за счет чего выплачивать возмещение пострадавшим, ведь убыточность этого страхования находится на уровне 80%?

И вряд ли полис «Белгосстраха» станет надежной гарантией защиты интересов иностранных инвесторов, при таком раскладе наш инвестиционный климат не очень-то им подойдет.

Короче говоря, страховщики в шоке. Вроде бы и работали нормально, и налоги платили, не обманывая ни государство, ни клиентов, и развивались, несмотря на «поддержку» государства.

Столь откровенно антирыночного и бессмысленного демарша не знает история постперестроечного периода ни одного из государств Европы, будь то Западной, Центральной или Восточной.

Но, видимо, всему есть предел. Государство у нас всегда первым нарушало правила игры, но последний случай с изменением порядка налогообложения страховых взносов и фактическим закрытием рынка добровольного страхования отличается особым цинизмом. Страховщики, казалось, убедили всех - и правительство, и парламент в очевидной бессмысленности и вреде вводимых изменений. Все поправки были согласованы, зафиксированы и утверждены. Что случилось накануне рассмотрения законопроекта о бюджете и соответствующих изменений в налоговое законодательство в президентской администрации, неизвестно, однако с этого момента все чиновники кивают лишь на позицию президента.

На возражения страховщиков - как же предприятия будут страховать грузоперевозки, имущество и другие очевидные риски? - министр финансов Николай Корбут ответил примерно так: «Уж если эти виды страхования так необходимы, то мы посмотрим, и если нужно, сделаем их обязательными». В общем, отдадим их «Белгосстраху». А что останется негосударственным страховщикам? Уже ничего.

СПРАВКА «БГ». На Украине полученные страховые взносы облагаются по ставке 3%, общая сумма уплаченных налогов по отношению к полученным взносам составляет 8%, в Беларуси - 17%. На Украине взносы по всем видам страхования входят в себестоимость, в Беларуси - только по обязательным видам страхования. На Украине взносы нанимателя по страхованию жизни и пенсий работника в пределах $1.200 в год относятся на себестоимость, в Беларуси наниматель может страховать работника только за счет прибыли. На Украине в отношении компаний, проводящих страхование жизни, наложен 10-летний мораторий на налогообложение всех видов доходов страховщика как от прямого страхования, так и от инвестиционной деятельности. На Украине нет государственных страховых организаций.
Добавить комментарий
Проверочный код