Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
5com.biz
№50 (366) 23 декабря 2002 г. Экономика

«...ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ БЕЛАРУСИ И ТУРКМЕНИСТАНА»

23.12.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Ежегодные отчеты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) стали своеобразным подведением итогов прогресса реформ в 27 переходных государствах нашего региона. Для удобства эксперты банка разбили все страны на три группы: Центральная и Восточная Европа и Балтийские государства, Юго-Восточная Европа и СНГ. Transition Report-2002 «Сельское хозяйство и реформы в сельхозсекторе» резко контрастирует с заверениями правительства Беларуси об улучшении инвестиционного климата и о том, что мы идем нога в ногу с соседями, а наша «точка роста» - сельское хозяйство - уверенно набирает обороты. По индикатору реформ в данном секторе (1 - практически нет реформ, 10 - полные рыночные отношения) Беларусь занимает последнее место в регионе с результатом 1,8 балла.

ЗАЦЕПИЛИСЬ ЗА ПОСЛЕДНЮЮ ТРОЙКУ

Минсельхозпроду и всему Совмину надо было действительно сильно постараться, чтобы позволить Туркменистану с совокупным индексом «2» обойти себя. Первые три места с оценкой 9,2 занимают Чехия, Венгрия и Словения. Россия получила 5,8, а Украина - 6. Сельхозреформа, о которой на протяжении всего прошлого года так много говорили белорусские аграрии, осталась не замеченной ни международными экспертами, ни самими жителями села. О селе чуть позже. Сначала следует сказать о главном индикаторе ЕБРР - показателе прогресса в осуществлении рыночных преобразований.

Оценка складывается из девяти компонентов. Вот как выглядит на фоне 27 стран Беларусь.

1) По прогрессу в области большой приватизации Беларусь получила самую минимальную оценку - «1», разделив 26-27-е места с Туркменистаном; 2) по малой приватизации наша страна имеет «2» в компании с теми же туркменами; 3) по управлению предприятиями и реструктуризации нам поставили «1», как и правительству Туркменбаши; 4) по либерализации цен у нас «2», и в нашу группу аутсайдером с таким же индексом был добавлен Узбекистан; 5) по торговой системе и политике обменного курса Беларусь получила аж «2+», единолично заняв 25-е место; 6) за политику, направленную на создание конкурентной среды, нам поставили «2», как у других десяти стран, которые заняли места с 13-го по 22-е; 7) по банковской реформе и либерализации процентных ставок Беларусь была оценена на «2-», закрепившись в группе стран с 24-го по 26-е места (Узбекистан, Таджикистан); 8) по рынку ценных бумаг и небанковским финансовым учреждениям у нас опять стандартная «двойка»; 9) наконец, по реформе инфраструктуры наше правительство наработало на индекс «1+», что не позволило Беларуси выйти из тройки явных аутсайдеров.

На протяжении последних трех лет многие страны заметно улучшили параметры деловой среды, быстро продвинувшись по пути системных реформ. Аутсайдеры прошлых опросов (Украина, Россия, Казахстан, Босния и Герцеговина) активно догоняют лидеров трансформации. 15 из 27 стран улучшили свои показатели за прошедший год. 12 стран, в т.ч. Беларусь, остались на прежнем уровне.

Самого большого успеха добились Югославия и Россия. Как бы ни старались завуалировать белорусские власти отсутствие реформ, их действия не в состоянии обмануть западных предпринимателей и инвесторов. Хотя опрос, проводимый ЕБРР и Всемирным банком, выявил и такую неожиданность: «Как в 1999г., так и в 2002г. опрос неожиданного показал благоприятное восприятие деловой среды в Беларуси и Узбекистане, что особенно удивительно в контексте ограниченного масштаба проведения рыночных реформ, включая либерализацию, развитие рынков и торговли». Одним из объяснений такого феномена является то, что работающие на рынке компании административно ограждены от конкуренции, а не сумевшие войти на рынок фирмы, разумеется, не опрашивались.

Таблица

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ К КАПИТАЛИЗМУ

По мнению экспертов ЕБРР, для успешного проведения реформ очень важным является наличие трех факторов: 1) системная экономическая либерализация, которая позволяет создать конкурентную среду и генерировать спрос на рыночные институты; 2) сопровождение рыночной либерализации политической конкуренцией (имеется в виду защищенная законом возможность проведения свободных выборов); 3) высокая степень интеграции страны в международный экономический контекст.

Анализируя наличие этих факторов, ЕБРР пришел к не утешительному для Беларуси выводу: «В то время как свободные рынки и частные предприятия являются относительно устоявшимися в регионе, за исключением Беларуси, Туркменистана и в меньшей степени Узбекистана, прогресс в сфере демократии и установление политической конкуренции остается по-прежнему неровным, равно как и прогресс в сфере международной интеграции». О прогрессе в какой бы сфере ни говорили эксперты ЕБРР, специальные оговорки делаются о Беларуси и Туркменистане. И ценовая либерализация по-настоящему у нас еще не началась, и конкурентной политикой не пахнет, и качественные параметры деловой среды воспринимаются западными экспертами и предпринимателями как реакционные, хотя по последнему аспекту еще хуже выглядит деловая среда Казахстана и Украины.

Средние темпы роста ВВП в 27 странах региона составили 4,2% в 2001г. и уменьшились по сравнению с 2000г. (+5,5%). В этом году рост будет еще меньшим - около 3,4%, причем некоторые страны, среди которых Польша, должны сильно постараться, чтобы хотя бы не уйти в минус. По итогам 2002г. объем чистых прямых иностранных инвестиций в регион оценочно составит $31 млрд. Из этих денег наша страна получает крохи. Мы на этом инвестиционном празднике модернизации и реструктуризации тихо и застенчиво стоим в сторонке, радуясь «нескончаемому» потоку внутренних бюджетных инвестиций.

В докладе ЕБРР отмечается достаточно высокая сопротивляемость стран региона, особенно ЦВЕ и Балтии, мировой рецессии. Можно порадоваться за Украину и Россию, которые стремятся быстрее сократить разрыв по глубине реформ со странами ЦВЕ и Балтии. Они понимают, что без этого об иностранных инвестициях, росте производительности труда и устойчивом развитии не может быть и речи. Белорусское правительство пока такого уровня понимания экономических проблем не достигло.

СЕЛЬХОЗБАТАЛИИ ЗА ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ

Тема реформирования сельского хозяйства стала главной в докладе ЕБРР этого года. И в этом аспекте оценка особой белорусской экономической модели весьма низкая. Проанализировав ход сельхозреформ на протяжении последних 12 лет, авторы пришли к выводу, что существует сильная корреляция между «глубиной реформ данного сектора и уровнем демократии в стране». Вопреки расхожему мнению, не авторитарные президенты, действующие вне рамок политической конкуренции, а широкие партийные коалиции сумели осуществить наиболее успешные рыночные реформы на селе. Успех реформаторов во многих странах ЦВЕ убедительно доказывает, что при госсобственности на землю и колхозно-совхозной мотивации конкурентным на европейском рынке продовольствия не станешь.

При вступлении в ВТО и ЕС страна обязана либерализовать внешнюю торговлю сельхозпродукцией. Авторы доклада отмечают, что это приводит к росту импорта из стран ЕС, несмотря на высокий уровень поддержки национальных производителей. Но альтернативы рыночному развитию села нет. Новым членам ЕС придется вести ожесточенную борьбу за место под крышей общей сельхозполитики ЕС. Это пример самого масштабного в мире трансферта денег в пользу синдикативного лобби. Цены на европейском рынке продовольствия на 33% выше мировых при среднем сельхозтарифе около 60%. Производители Евросоюза 34% выручки получают в виде дотаций и субсидий (1,3% ВВП). По некоторым товарным позициям уровень господдержки зашкаливает за все мыслимые пределы (так, по говядине - 91% выручки, по птицеводству и сахару - 46%, по пшенице - 44%).

Таким образом, сельское хозяйство остается одной из немногих сфер, где рыночных отношений в странах ЦВЕ перед их вступлением в ЕС было больше, чем в самом Евросоюзе. С другой стороны - и это также относится к Беларуси - трудно быть конкурентным на рынке, когда производительность труда в сельхозсекторе в переходных странах по сравнению с европейской составляет 10-20%.
Добавить комментарий
Проверочный код