Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (365) 16 декабря 2002 г. Радости жизни

ДЛЯ НОРМАЛЬНЫХ…

16.12.2002
Андрей КУРЕЙЧИК

Если бы меня спросили, спектакли какого режиссера можно порекомендовать на европейский театральный фестиваль, я бы очень задумался… В Беларуси, которая в театральном смысле является отростком России и по сути представляет собой упрощенный вариант российской театральной традиции (в отличие, скажем, от Литвы, которая всегда тяготела к Европе), нет режиссеров, обладающих именно европейским театральным мышлением. За исключением, быть может, Михаила Лашицкого, режиссера удивительного дарования, спектакль которого «Мещанская свадьба» является уникальным и чуть ли не единственным островком европейского театра в городе Минске.

Cцена: Минский театр «Дзея?»

Спектакль: «Мещанская свадьба»

Автор: Бертольд Брехт

Режиссер: Михаил Лашицкий

Парадоксально, что островок этот находится в театре «Дзея?» - в свое время единственной по-настоящему экспериментальной площадке в Беларуси, которая существовала как бы вне и вопреки «совковому» театру, занимаясь совершенно никому не понятными вещами, выпуская спектакли, которые никто не хотел смотреть, но при этом пытаясь действительно найти какой-то выход из беспросветного мещанства и серости отечественного театра.

В свое время «Дзея?» подарила целую плеяду выдающихся актеров, которые сейчас, к сожалению, работают в других театрах. Со смертью тогдашнего художественного руководителя театра Трухана период эксперимента закончился, и театр постепенно стал приобретать черты благообразия, усредненности и «памяркоўнасцi» типичного развлекательного учреждения. Возможно, в смысле финансового оздоровления театра такая политика и оправдана, но радость от этого больше походит на похороны… Последним отблеском разнузданного и истинного творчества эпохи Эксперимента вполне можно считать «Мещанскую свадьбу», которая не сможет жить в репертуаре мещанского театра, поэтому вряд ли долго там протянет…

Как я уже написал, Михаил Лашицкий - человек европейского мышления и большого таланта. Ему непонятно, что происходит сейчас в белорусском театре, в свою очередь, белорусский театр не понимает его. Вследствие этого естественного противоречия уникальный режиссер выброшен на задворки и фактически не работает (обычное дело для белорусского искусства)… Это еще раз доказывает тезис: будь человек тысячу раз гением в Беларуси, если он «не в струе», он никому не будет нужен. А так как талантливый человек никогда не захочет творить «в струе», то этим занимаются в основном люди бездарные, но честолюбивые.

Сам по себе спектакль «Мещанская свадьба» - гурманское зрелище из гротеска, клоунады, с легким привкусом театра абсурда, а также потрясающих режиссерских ходов и находок. Фабулу спектакля пересказывать бессмысленно, потому что она не имеет никакого значения. Основное действо, которое мы видим, - это и есть мещанская свадьба. Надо сказать, что для этого события режиссером был сконструирован потрясающий мирок, со своими законами, представлениями, темпом, образами и интонациями. Весь этот мирок пронизан какой-то трогательностью и оголенностью чувств и при этом замечательным юмором. Актеры превращаются в гротескных персонажей: невесту, жениха, гостей и родственников - и совершенно естественно существуют в условных и немыслимых обстоятельствах Брехтовского мирка.

Надо сказать, что драматургия Брехта - очень специфическое явление в истории театра. По сути, она предложила новую интерпретацию театральной условности, которую режиссура пыталась осмыслить в течение всего ХХ века. В последнее время Брехтовский театр был дискредитирован примитивным и дидактичным его пониманием, вследствие чего Брехта почти перестали ставить. Но «Мещанскую свадьбу» можно с уверенностью назвать Ренессансом условного театра - потрясающего открытия ХХ века, дающего театру почти неограниченные возможности для создания новых формы.

Итак, если вы любите Борхеса, Зюскинда и Кастаньеду, слушаете Наймана и Гласса, смотрите фильмы Альмадовара, Кустурицы и Жене, испытываете бесконечное отвращение к пошлому, нелепому, мещанскому «популярному» театру, то это, быть может, для вас единственная отдушина, где вы в Беларуси можете испытать истинное театральное удовольствие…
Добавить комментарий
Проверочный код