Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№49 (365) 16 декабря 2002 г. Радости жизни

ДЛЯ НОРМАЛЬНЫХ…

16.12.2002
Андрей КУРЕЙЧИК

Если бы меня спросили, спектакли какого режиссера можно порекомендовать на европейский театральный фестиваль, я бы очень задумался… В Беларуси, которая в театральном смысле является отростком России и по сути представляет собой упрощенный вариант российской театральной традиции (в отличие, скажем, от Литвы, которая всегда тяготела к Европе), нет режиссеров, обладающих именно европейским театральным мышлением. За исключением, быть может, Михаила Лашицкого, режиссера удивительного дарования, спектакль которого «Мещанская свадьба» является уникальным и чуть ли не единственным островком европейского театра в городе Минске.

Cцена: Минский театр «Дзея?»

Спектакль: «Мещанская свадьба»

Автор: Бертольд Брехт

Режиссер: Михаил Лашицкий

Парадоксально, что островок этот находится в театре «Дзея?» - в свое время единственной по-настоящему экспериментальной площадке в Беларуси, которая существовала как бы вне и вопреки «совковому» театру, занимаясь совершенно никому не понятными вещами, выпуская спектакли, которые никто не хотел смотреть, но при этом пытаясь действительно найти какой-то выход из беспросветного мещанства и серости отечественного театра.

В свое время «Дзея?» подарила целую плеяду выдающихся актеров, которые сейчас, к сожалению, работают в других театрах. Со смертью тогдашнего художественного руководителя театра Трухана период эксперимента закончился, и театр постепенно стал приобретать черты благообразия, усредненности и «памяркоўнасцi» типичного развлекательного учреждения. Возможно, в смысле финансового оздоровления театра такая политика и оправдана, но радость от этого больше походит на похороны… Последним отблеском разнузданного и истинного творчества эпохи Эксперимента вполне можно считать «Мещанскую свадьбу», которая не сможет жить в репертуаре мещанского театра, поэтому вряд ли долго там протянет…

Как я уже написал, Михаил Лашицкий - человек европейского мышления и большого таланта. Ему непонятно, что происходит сейчас в белорусском театре, в свою очередь, белорусский театр не понимает его. Вследствие этого естественного противоречия уникальный режиссер выброшен на задворки и фактически не работает (обычное дело для белорусского искусства)… Это еще раз доказывает тезис: будь человек тысячу раз гением в Беларуси, если он «не в струе», он никому не будет нужен. А так как талантливый человек никогда не захочет творить «в струе», то этим занимаются в основном люди бездарные, но честолюбивые.

Сам по себе спектакль «Мещанская свадьба» - гурманское зрелище из гротеска, клоунады, с легким привкусом театра абсурда, а также потрясающих режиссерских ходов и находок. Фабулу спектакля пересказывать бессмысленно, потому что она не имеет никакого значения. Основное действо, которое мы видим, - это и есть мещанская свадьба. Надо сказать, что для этого события режиссером был сконструирован потрясающий мирок, со своими законами, представлениями, темпом, образами и интонациями. Весь этот мирок пронизан какой-то трогательностью и оголенностью чувств и при этом замечательным юмором. Актеры превращаются в гротескных персонажей: невесту, жениха, гостей и родственников - и совершенно естественно существуют в условных и немыслимых обстоятельствах Брехтовского мирка.

Надо сказать, что драматургия Брехта - очень специфическое явление в истории театра. По сути, она предложила новую интерпретацию театральной условности, которую режиссура пыталась осмыслить в течение всего ХХ века. В последнее время Брехтовский театр был дискредитирован примитивным и дидактичным его пониманием, вследствие чего Брехта почти перестали ставить. Но «Мещанскую свадьбу» можно с уверенностью назвать Ренессансом условного театра - потрясающего открытия ХХ века, дающего театру почти неограниченные возможности для создания новых формы.

Итак, если вы любите Борхеса, Зюскинда и Кастаньеду, слушаете Наймана и Гласса, смотрите фильмы Альмадовара, Кустурицы и Жене, испытываете бесконечное отвращение к пошлому, нелепому, мещанскому «популярному» театру, то это, быть может, для вас единственная отдушина, где вы в Беларуси можете испытать истинное театральное удовольствие…
Добавить комментарий
Проверочный код