Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (364) 09 декабря 2002 г. Рекламный мир

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА РЕКЛАМЫ

09.12.2002
Реклама нравится и не нравится. Реклама может быть хорошего качества или посредственного исполнения. Но при этом ни один человек не может остаться равнодушным к рекламе. Каковы реалии и перспективы белорусской рекламы, что нам, потребителям, ждать от нее завтра? На эти и другие вопросы любезно согласился ответить профессионал своего дела, директор рекламного агентства полного цикла «ФОКУС-ГРУППА» Игорь БАРБУК.

- Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать развитие рекламного бизнеса в нашей стране, какие тенденции уходящего года стоит отметить?

- Очевидно, что рынок рекламы сильно зависит от процессов в экономике. Любой экономический спад, как и всплеск, тут же отражается на нас. Трудностями экономики объясняются и относительно невысокие, в сравнении даже с соседями, темпы развития рекламного бизнеса в нашей стране.

Хотя уже сегодня прослеживаются некоторые тенденции, вселяющие оптимизм. Все больше заказчиков заинтересованы в системных PR-акциях. Западный постулат, гласящий, что «если вы сами не позаботитесь об имидже своей организации, то за вас это сделают другие, при этом выставив вас в самом неприглядном свете», стал понятен и очевиден для белорусских бизнесменов. И если еще пару лет назад восприятие PR было такое: я плачу тебе деньги, а ты пишешь гадость про конкурента, - то теперь многое изменилось. PR - планомерная и долгосрочная работа, цель которой - репутация своей фирмы, организации, позитивное отношение к вам со стороны потенциальных покупателей и партнеров по бизнесу. Здесь начинают это понимать и заказывать полноценные PR-акции, работающие на рост своей популярности, а не на примитивную «зачистку рынка». В принципе, мы с отставанием на несколько лет повторяем путь, пройденный Россией. И, анализируя развитие рекламного рынка наших соседей, можно с высокой степенью точности прогнозировать события, которые будут происходить у нас.

Клиенты устали бегать по разным агентствам, заказывая у одного полиграфию, у другого - «наружку» и т.д. Рекламодателя уже больше устраивают т.н. full service agency - т.е. вариант, при котором агентство обеспечивает все потребности клиента в рекламной продукции, глубоко вникая в бизнес заказчика и предоставляя полный цикл услуг, начиная от разработки корпоративного имиджа организации и заканчивая рекламными буклетами для выставок. Поэтому в выигрышном положении оказываются агентства, предлагающие полный цикл услуг.

- Чем, по вашему мнению, будет примечателен для рекламного бизнеса год 2003-й?

- Все, что будет происходить в 2003г., плавно вытекает из того, о чем мы говорили. Смотрите: крупные агентства, способные оказать полный цикл услуг, можно пересчитать по пальцам. Уже сейчас большинство серьезных заказчиков просчитывают и согласовывают с агентствами бюджеты на будущий год. Этот процесс идет очень активно. Сколько организаций агентство может взять на обслуживание? Кто-то пять, кто-то пятнадцать. Но за средний показатель можно смело брать десять. И то для этого многим придется увеличивать штат. И уже в конце нынешнего, в крайнем случае, в начале следующего года крупные заказчики определятся. А брать новых клиентов рекламным фирмам будет уже затруднительно, так как обслуживание предполагает систематическую работу с клиентом. Таким образом, создастся своеобразный затор среди клиентов. Особенно это коснется среднего бизнеса. Многие заказчики не смогут выбрать себе рекламное агентство. Они просто будут стоять в очереди! И если раньше заказчики устраивали своеобразные тендеры, кидая клич «а кто разработает лучшее и дешевое предложение?», то теперь агентства смогут выбирать, с кем из клиентов работать.

Внесут сумятицу в существующее статус-кво и россияне. Уже сейчас заметно, что многие российские предприятия, еще год назад не проявлявшие существенного интереса к нашей стране, понемногу начинают здесь свои рекламные кампании. В будущем году этот процесс ускорится. Конечно, кампании российских заказчиков, обладающих значительными ресурсами, заинтересуют рекламные агентства гораздо сильнее, чем малобюджетные акции отечественных фирм и предприятий. Приоритет будет отдан им, а количество стоящих в очереди в рекламные агентства лишь возрастет.

Еще можно отметить, что, по всей вероятности, значительно вырастет стоимость рекламных роликов на телевидении. Это общемировая тенденция. А значит, телевидение станет доступным лишь для ограниченного количества брендов. Остальным придется искать другие пути воздействия на потребителя.

- В ваших утверждениях слишком явно звучат оптимистичные ноты. Неужели ситуация настолько безоблачна, а отрицательных тенденций нет вовсе?

- Не в этом дело. Просто, помня о том, что эта наша встреча на страницах «Рекламного мира» - последняя в уходящем году, мне хотелось накануне праздников отметить именно позитивные аспекты. Мы, конечно, помним и о негативных и прилагаем все усилия, чтобы уменьшить их влияние на ситуацию. Это заметно, в частности, и по деятельности Ассоциации рекламных организаций, действительным членом которой является «Фокус-группа». Думаю, вместе мы сможем решить наши проблемы. Все проблемы решаемы. И я хочу пожелать коллегам по цеху, всем нашим клиентам, как сегодняшним, так и будущим, оптимизма и успехов в новом году. Мы же, со своей стороны, обещаем, что поможем им добиться успеха.
Добавить комментарий
Проверочный код