Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (364) 09 декабря 2002 г. Радости жизни

Театр: МОСКОВСКИЙ ШТИЛЬ

09.12.2002
Андрей КУРЕЙЧИК

№ 48 [364] от 09.12.02 - Вот, наконец, и добрались мы до Русского театра, который в последнее время отнюдь не баловали своим вниманием ни пресса, ни публика. Связано это с тем, что за театром закрепилась довольно неприятная репутация. Почему так произошло?

Национальный академический русский театр им. Горького

Спектакль: «Волки и овцы»

Автор: А.Островский

Режиссер: А.Кац


Сказать сложно... Возможно, потому, что театр давно не знал шумного и безоговорочного успеха. Хотя в последнее время какие-то движения в эту сторону планируются. Быть может, сама творческая атмосфера в театре далека от идеальной. За театром прочно закрепилась слава самого склочного в Минске. А можно все объяснить и элементарным невезением.

В любом случае я с большой долей скепсиса шел в Русский театр на спектакль «Волки и овцы» Островского, но уже к первой трети спектакля мой скепсис улетучился, ибо, к своему удивлению, обнаружил, что сижу на хорошем спектакле. И что этот спектакль - смешная комедия Островского. В последнее время в театре разучились смешно ставить Островского (чтобы убедиться в этом, достаточно походить по столичным театрам). Частично это связано с тем, что сама драматургия Островского, сохранив в неприкосновенности правду взаимоотношений и характеров, тем не менее со временем стала слишком тяжеловесной, чтобы оставаться смешной. Как анекдоты XIX века вряд ли способны рассмешить нормального человека, так и шутки того времени уже не очень понятны и слишком громоздки для современного ума.

Вторая причина: для белорусских режиссеров это слишком сложный материал. Неудивительно, что этот смешной, легкий и умный спектакль поставил не белорус, а очень хороший московский режиссер Аркадий Кац.

История, в которую нам предлагает окунуться Островский, незамысловата: властная и беспринципная купчиха хочет женить своего охломона-сынка, и лучший вариант для этого - доверчивая, но богатая вдовушка. С помощью нехитрых мошеннических махинаций и плута-стряпчего ей почти удается заставить бедную (но не в смысле денег) вдовушку согласиться на нежеланный брак, но настоящему возлюбленному вдовушки - весьма прагматичному купцу (сейчас бы сказали бизнесмену) и находчивому судье удается вскрыть аферу и использовать ее в свою пользу. Т.е. никогда нельзя сразу судить, кто в какой ситуации окажется волком, а кто беззащитной овечкой... Мораль простая, но совершенно неоспоримая. Сколько раз каждый из нас считал себя хозяином жизни и при этом оказывался лишь игрушкой в чьих-то ловких руках.

Этот спектакль представляет собой соцветие отличных актерских работ. В нем вы одновременно можете увидеть и замечательную актерскую работу народного артиста СССР Ростислава Янковского, и лучших молодых актрис Русского театра: Анну Пинкевич - актрису необузданной актерской мощи и огромного природного дарования, способную сыграть что угодно, прекрасно работать в любом амплуа, но пока так мало используемую в театре; Оксану Лесную, которая в этом спектакле создала, на мой взгляд, вообще одно из лучших воплощений женского характера на белорусской сцене. Именно это трио и держит весь спектакль, хотя и остальные актеры и актрисы местами показывают достойный уровень игры.

Надо отдать должное, в этом и чувствуется профессиональный уровень режиссуры, когда прекрасные актерские работы случаются не вопреки (как это в большинстве случаев происходит в Беларуси), а благодаря усилиям режиссера и в контексте общего режиссерского замысла спектакля.

Слабым местом спектакля является сценография. Несмотря на то что художник Татьяна Швец также была приглашена из Москвы, ее идеи явно не нашли достаточного воплощения на сцене. В результате на сцене царит не художественное, а реальное мещанство. Да еще юбки актрис все время грозятся зацепиться за неудобные выступы декораций...

Итак, чем же все-таки отличаются белорусский стиль постановки спектакля и типично московский стиль, который можно увидеть в комедии «Волки и овцы» Островского в Русском театре? Отличие очень простое: хороший московский режиссер (каковым несомненно является Кац) всегда понимает, что увидит на сцене публика и как сделать так, чтобы она увидела именно его замысел. Белорусский же режиссер понимает только свой замысел...
Добавить комментарий
Проверочный код