Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (364) 09 декабря 2002 г. Общество

ПОДЕРЖАННЫЙ СТАТУС

09.12.2002
Марина ГУЛЯЕВА

В Венгрии за год регистрируется 160 тыс. новых автомобилей, в Чехии - 200 тыс. По оценкам экспертов, в европейских странах рынок подержанных автомобилей сокращается, потребитель среднего класса предпочитает покупать либо новый автомобиль, либо подержанный, но более «молодой». Для белорусского рынка эта тенденция не характерна - в стране с таким же количеством населения, как в Чехии, в год регистрируется всего 3 тыс. новых автомобилей.

На 10-миллионную Беларусь приходится всего 1,6 млн. легковых автомобилей. Причем парк иномарок остается в меньшинстве - чуть больше 660 тыс. Основная масса белорусов продолжает ездить на советских автомобилях. По официальной статистике, только 24% домашних хозяйств со средним уровнем доходов имеют автомобили, и подавляющее их число (более 80%) старше 10 лет.

Рынок легковых автомобилей, пожалуй, нагляднее всего демонстрирует разницу между имущественной обеспеченностью европейского среднего класса и нашего, если все-таки признавать, что он у нас существует. Дилеры по продаже наиболее популярных марок автомобилей в Беларуси однозначно отвечают, что белорусский средний класс покупает только подержанные машины. По оценкам экспертов, новых автомобилей высокого класса стоимостью от $50 тыс. за год покупается не более 80, от $25 до $50 тыс. - примерно 300, в пределах $12-22 тыс. - 600. Оставшиеся 2 тыс. новых иномарок относятся к малому среднему классу и стоят примерно $10-12 тыс. Те автомобили, которые в Европе относятся к middle-классу, в Беларуси покупает чуть больше 2,5 тыс. человек - по нашим стандартам жизни к среднему классу их отнести нельзя.

Наши средние ездят на подержанных машинах, в основном немецких («Фольксваген», «Форд», «Ауди», «БМВ») и японских («Мазда», «Тойота», «Ниссан»).

Если попытаться вывести некую градацию белорусского среднего класса в зависимости от цены автомобиля, на котором он ездит, то получится примерно следующее: «низший» средний класс покупает машины до $3 тыс., категория людей «среднего» среднего класса покупает иномарки за $5 тыс., «высший» средний класс «шикует» на иномарках в пределах $5-8 тыс. Этот расклад нельзя назвать абсолютно достоверным, он имеет свои нюансы, связанные с особым отношением наших людей к автомобилю. Человек с зарплатой в $300 может напрячься и купить автомобиль за $25 тыс. Или наоборот, человек с доходом в пять раз больше ездит на банальном «Гольфе» и не намерен менять свое средство передвижения.

И сегодня, как в начале 90-х гг., не редкость, когда люди покупают очень дорогие машины, не имея при этом ни квартиры, ни сбережений на будущее. У нас автомобиль является либо демонстрацией определенного вызова обществу и социального статуса, либо стремлением этот статус не демонстрировать вообще. Кому-то спокойней ездить на пятилетней машине, не вызывая раздражения соседей по лестничной клетке и налоговых органов. Кто-то же, выбирая между новым, но без наворотов бюджетным автомобилем и подержанным, но бизнес-класса, купит все-таки последний. А как же - бизнес-класс, это звучит гордо. Если в Польше из «Фольксвагенов» наиболее продаваемый - самый маленький, «Фольксваген-Поло», то у нас - самый большой, «Фольксваген-Пассат».

По мнению экспертов, при широком предложении иномарок у нас не сформированы автомобильные стереотипы, поскольку в принципе не развито представление об имидже той или иной марки. Покупатель не должен выбирать, к примеру, между «Ауди» и «Хендай», поскольку это принципиально разные марки. Кроме того, специалисты склонны говорить об отсутствии стереотипов и культуры потребления вообще. В данном случае речь идет об отношении к сервисной службе - наш потребитель не привык звонить, договариваться и ждать. За свои деньги он хочет немедленного результата. Возможно, это связано еще и с тем, что из-за общей нестабильности мы в принципе не умеем планировать свою жизнь. Все происходит по команде «вдруг», касается это лечения зубов или давно назревшего ремонта автомобиля.

По разным оценкам, в последнее время на белорусском автомобильном рынке обозначились некоторые положительные тенденции. Во-первых, рынок иномарок ежегодно прирастает на 5%: в 1999г. парк легковых иномарок составлял 534.946 машин, в 2000г. - 629.382, в 2001г. - 661.174. Во-вторых, эксперты отмечают, что в нынешнем году на 30% выросла доля рынка новых автомобилей малого среднего класса ($10-12 тыс.).

СПРАВКА «БГ». В России из всех рынков товаров длительного пользования автомобильный - самый емкий и самый динамично развивающийся. Его объем оценивается примерно в $8 млрд. Ажиотажный спрос на дорогие иномарки, характерный для первой половины 90-х гг., спал. Емкость этого сегмента, достигнув отметки 10 тыс. автомобилей в год, больше не растет. В то же время машины среднего класса за $10-12 тыс. пользуются все большим спросом. Лидерство среди иномарок занимает «Дэу», второе место принадлежит «Шкоде», третье - «Фольксвагену». Все более активные позиции занимают «японцы»: «Мицубиси» и «Ниссан». В прошлом году российский рынок новых и подержанных иномарок вырос на 20%.
Добавить комментарий
Проверочный код