Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (364) 09 декабря 2002 г. Экономика

ЗАКОН ШЛАГБАУМОВ

09.12.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Разговоры о вреде лицензирования в его нынешней форме идут не первый год. Полсотни министерств, концернов и других организаций ведут ожесточенную кулуарную борьбу за то, чтобы контролируемые ими сегодня виды деятельности не исключались из списка лицензируемых. Тот факт, что декрет о лицензировании не подписывается уже более года, свидетельствует о мощи отечественной бюрократии, отсутствии политической воли лишить чиновников дополнительных «серых» источников дохода и неготовности власти создавать для бизнеса привлекательный инвестиционный климат.

Очевидно, не зря министр финансов Николай Корбут заговорил о «новых источниках финансирования». Отраслевые министерства взяли под козырек и дружно начали перекраивать рынки под видом упорядочения и поддержки отечественной промышленности. Пожалуй, лучше всего их деструктивная деятельность видна в секторах т.н. новой экономики: производстве компьютеров и оказании услуг по обслуживанию сложной электроники. Прямой ущерб бюджетам разных уровней от существующего порядка лицензирования производства этих товаров и услуг оценивается в миллионы долларов ежемесячно. А если посчитать косвенные потери (ликвидированные рабочие места, упущенные инвестиции и потерянные «мозги»), то можно сделать вывод, что деятельность Министерства промышленности не укладывается в концепцию национальной экономической безопасности.

СЛИШКОМ МНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРОВ

Сборку компьютеров в Беларуси начали лицензировать в 1997г. Тогда проблем с выдачей разрешений не было. Это было золотое время для производителей компьютеров: чиновники еще не успели принять тысячи нормативных актов, которые в дальнейшем значительно усложнили работу на рынке. Спустя пять лет истек срок действия первых лицензий. Отраслевые руководители заматерели и обросли связями со «своими» производителями.

Минпром оказался в авангарде борьбы с новой экономикой - этот орган несет ответственность за то, что процесс получения лицензии сегодня занимает 7-8 месяцев. Одной из причин такого отношения к лицензированию производства компьютеров является кадровый состав министерства. Там работает множество бывших работников завода НПО вычислительной техники им. Орджоникидзе (НПО ВТ). На их родном заводе простаивают огромные площади, доставшиеся им с советских времен. По логике правительства, раз есть производственные площади, значит, их нужно нагружать, чтобы не простаивал ни один устаревший станок, ни один квадратный метр изнашивающихся корпусов.

Как лучше всего загрузить бывших гигантов электронной промышленности в условиях конкуренции на рынке производства компьютеров? Без госпомощи они на протяжении последних лет устойчиво работают с убытками.

Можно закупить современные лицензии на производство товаров мирового уровня, организовать производство с низкими затратами и посредством правильной маркетинговой и ценовой политики завоевать кошельки белорусских потребителей. Но поскольку людей с таким подходом в Минпроме практически нет, а предприятия, подчиненные данной структуре, - казенные, чиновники решили идти по другому пути. 130 предприятий, которые собирают в Беларуси компьютеры, - это слишком много, подумали чиновники и решили сократить их число до 30. На коллегии министерства обсуждался вопрос о слишком сильной конкуренции на данном сегменте рынка, о необходимости загрузить свои площади и упорядочить компьютерный бизнес. Контролировать 30 компаний гораздо проще, чем 130.

Заинтересованным в лицензиях частным фирмам поступили предложения разместить свои производства на пустующих площадях бывших гигантов социндустрии, в т.ч. на НПО ВТ. Многие руководители белорусской промышленности хорошо помнят, как во времена сотрудничества в рамках СЭВ они получали комплектующие из Германии, Венгрии или Болгарии, собирали вычислительные машины, ставили лейбл «ЕС ЭВМ г.Минск», «накручивали» свои 20% и распределяли «современные» ЭВМ по всему Советскому Союзу. Многим хочется вернуться к такой форме «бизнеса», отсюда и попытки воссоздать государственное производство компьютеров с учетом новых реалий.

Минпром задумал перекроить рынок производителей компьютеров, не думая о последствиях для потребителей и бюджета. Наверняка не обойдется без привлечения ресурсов инновационных фондов. Минпром будет пытаться сделать белорусский конкурентный компьютер. Идея благородная. Под ее реализацию можно и программу импортозамещения запустить. Чиновники забыли спросить мнение экспертов-компьютерщиков. Даже самые отъявленные оптимисты среди них уверены, что по компьютерному «железу» Беларусь отстала от мировых стандартов навсегда.

ЛЮДИ-ШЛАГБАУМЫ

Не менее любопытная ситуация сложилась и с лицензированием сервисных и ремонтных услуг. Соответствие уровня знаний специалистов частных фирм государственным требованиям устанавливают все те же сотрудники НПО ВТ. Причем эта «услуга» обходится ремонтникам почти в миллион рублей. За эти деньги представители выдающего лицензии органа проверяют рабочие места на соответствие нормам техники безопасности, освещения, оснащения и т.д. Контролеры, сами не научившись производить и продавать сложную электронную технику, фактически занимаются продажей индульгенций, т.е. права производить определенную продукцию в определенный промежуток времени. Выполнение же требований Минпрома не по карману начинающему предпринимателю.

В Беларуси экспертизу услуг по ремонту электроники проводят Гомельский радиозавод, НПО «Гарант» и НПО ВТ. Стоимость экспертизы - от 250 до 800 тыс. рублей. Когда проверка затягивается, контролеры начинают спрашивать: «А какое производство вы могли бы разместить на наших площадях? Если согласитесь, никаких проблем с лицензией у вас не будет». Закон о бюджете на 2003г. устанавливает, что предприятия органов госуправления имеют право получать большое количество финансовых и налоговых благ. Получается, что Минпром и подчиненные ему предприятия просто сманивают частников под свою крышу и избавляются от независимых производителей. Положение не зависимых от Минпрома производителей становится чрезвычайно уязвимым. Право работы на рынке дорожает, а Минфин наивно радуется открытию «новых источников финансирования». Очевидные потери бюджета от закрытия более сотни предприятий его не интересуют.

Хорошо и руководству Минпрома, которое в своих отчетах пишет о поддержке отечественной промышленности. Напомним, что НПО ВТ в последние годы известно не современными компьютерами, а сдачей торговых площадей в аренду. Этот стилизованный электронный завод известен в народе как ярмарка «Олимп». Но при чем здесь поддержка промышленности и компьютерного производства?

Емкость компьютерного рынка Беларуси в лучшие времена (1995-96гг.) оценивалась западными экспертами (на основании «белых» и «черных» поставок компьютеров и комплектующих) от $160 до 200 млн. в год. НПО ВТ по своей методике оценивало его в $30 млн. Продавцы и производители компьютеров в Беларуси полагают, что в стране работает от 500 до 700 тыс. компьютеров. Если сюда добавить десятки тысяч принтеров и ксероксов, факсов и сканеров, миллионы телевизоров и музыкальных центров, становится понятно, почему Минпром так активно взялся за передел рынка ремонтных услуг и сервиса электроники. Если Минпрому вдруг покажется, что ремонтных мастерских у нас тоже слишком много, что надо нагружать дома быта и свои корпуса, то нам, потребителям, очень скоро придется платить за ремонтные услуги и сервис на 20-35% больше.

Лучшим подарком к Новому году было бы принятие принципиально нового порядка лицензирования, лишение права министерства расширять список лицензируемых видов деятельности и составление перечня из 10-15 лицензий. После ознакомления с последним проектом декрета «О лицензировании», который «гуляет» в коридорах правительства, с сожалением можно констатировать, что люди-шлагбаумы из Минпрома и Минсвязи, Минсельхозпрода и Минторга продолжают побеждать.

ВО БЛАГО РОССИИ, В УЩЕРБ БЕЛАРУСИ

Итак, Минпром предпринимает активные попытки олигополизации различных секторов промышленного рынка. Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации достаточно просто. 30 «любимчиков» получат свои лицензии. Предвидя это, многие компании уже перенесли свои производства в соседнюю Россию. Оттуда они поставляют уже российские компьютеры на белорусский рынок без уплаты тех налогов, которые они платили бы в Беларуси. Попытались было некоторые белорусские компьютерные компании создать свои бренды, но какой тут брендинг при такой политике правительства? Из России к нам идут уже другие марки. Потребителям невдомек, что это все те же белорусские производители, но только платящие налоги в российский бюджет.

Размещая производство в России, белорусские предприниматели легко получают сертификат соответствия, что освобождает их от прохождения через эту сложнейшую процедуру в Беларуси. В результате производители компьютеров, изгнанные в Россию, все равно будут работать на белорусском рынке, но под новыми марками. Наша страна потеряет сотни рабочих мест, бюджеты разных уровней недосчитаются доходов, а лучшие мозги просто перетекут в соседнюю страну. Поскольку оставшимся белорусским производителям трудно будет выдержать конкуренцию с российскими (более высокие налоги, административные и производственные издержки), то они через Минпром потребуют либо защитных мер от российских (бывших белорусских) товаропроизводителей, либо субсидий и налоговых льгот. Так или иначе, Минпром опять залезет в карман налогоплательщиков и будет инициатором торговой войны с российскими производителями.
Добавить комментарий
Проверочный код