Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№48 (364) 09 декабря 2002 г. Экономика

ГОЛУБАЯ МЕЧТА АЛЕКСЕЯ МИЛЛЕРА

09.12.2002
Наталья ГРИБ

Северо-Европейский газопровод (СЕГ), который пройдет по дну Балтийского моря в Западную Европу, минуя Беларусь, Украину и Польшу, отменяет необходимость строительства второй нитки газопровода «Ямал-Европа». Евросоюз уже присвоил СЕГ статус первоочередного проекта в создании Трансъевропейских сетей, что благоприятствует поиску источников финансирования, а проектировщики Санкт-Петербурга начали разработку ТЭО нового газопровода. СЕГ поставит крест на надеждах руководства Беларуси получать бесплатный газ.

ВО ЧТО ВВЯЗЫВАЕТСЯ «ГАЗПРОМ»

К 2010г. потребление газа в Европе, по расчетам газпромовских чиновников, составит 220 млрд. кубометров. Эти потребности можно закрыть и имеющимися мощностями. Украин-ская система после реконструкции позволит транспортировать 170 млрд. кубометров. Белорусская система «Торжок-Минск-Ивацевичи» - 25 млрд., первая нитка «Ямал-Европы» - еще 25-30 млрд. В сумме получается требуемый объем. Теоретически можно построить еще один газопровод, чтобы диверсифицировать пути транзита газа, однако параллельно создавать вторую нитку «Ямал-Европы» и Северо-Европейский газопровод не оправдано никакой экономической логикой.

На прошлой неделе глава «Газпрома» Алексей Миллер собрал в Москве пресс-конференцию для презентации проекта Северо-Европейского газопровода.

Общая стоимость проекта, по словам Миллера, составляет $5,7 млрд. (для сравнения: аналогичный трубопровод проекта «Голубой поток», проходящий по дну Черного моря в Турцию, оценивается в $3,3 млрд.). Где «Газпром» возьмет такие деньги, глава концерна говорить отказывается. Тем не менее можно сделать вполне определенный вывод, что он рассчитывает на инвестиции западных государств и компаний. Сам факт проведения презентации сразу после переговоров Миллера с рядом крупных европейских чиновников и финансистов говорит о том, что перспективы получить деньги для СЕГ достаточно высоки. После встречи Миллера с гендиректором по энергетике и транспорту Еврокомиссии Франсуа Ламурье СЕГ был определен как приоритетный проект и будет представлен в ЕБРР.

Кроме того, в конце ноября глава «Газпрома» провел переговоры с премьерами Финляндии, Нидерландов, министром энергетики Великобритании, а также с руководителями компаний Fortum, Gasuni, BP, Royal Dutch / Shell, Goldman Sachs и Centrica. Все они, по словам Миллера, проявили большой интерес к участию в проекте.

СПРАВКА «БГ». Северо-Европейский газопровод соединит месторождения Западной Сибири (Надым-Пур-Тазовского региона, полуострова Ямал, Обско-Тазовской губы и Штокмановское месторождение) с Германией (от Выборга Ленинградской области до немецкого города Грайфсвальда) и Нидерландами, а в перспективе - с Великобританией. Общая протяженность газопровода составляет 5 тыс. км. Срок пуска - 2007г. Строительство начнется в ближайшие год-два.

Длина российского сухопутного участка СЕГ равна 897 км, морского - 1.189 км. Стоимость строительства - $3,2 млрд. Западный участок трубопровода потянет еще на $2 млрд. Капиталоемкость проекта связана с тем, что газопровод будет проходить на большой глубине в холодных морях.

Пропускная способность СЕГ - от 19,7 до 30 млрд. куб. м. Предусмотрено строительство морских отводов для подачи газа в Финляндию, Швецию и другие страны Северной Европы. Именно эти государства сегодня больше других заинтересованы в строительстве нового газопровода.


О деталях переговоров глава «Газпрома» распространяться отказался. Однако само объявление сроков реализации проекта говорит о том, что инвесторы, скорее всего, найдены и «Газпром» сохранит контрольный пакет акций нового совместного предприятия.

Основная цель «Газпрома» при реализации проекта - вступить на газовый рынок Великобритании. Эта страна, считает Миллер, крайне заинтересована в увеличении поставок газа, поскольку туда поставляется в два раза меньше топлива, чем, например, в Италию. Основные игроки на британском рынке - ВР, Royal Dutch / Shell, Centrica (контролирует около 70% коммунально-бытового рынка, а также имеет подземные хранилища газа). Кроме того, добыча газа в Норвегии в скором времени перестанет расти, а затем начнет падать, и очевидно, что Великобритании (как, впрочем, и другим европейским странам) необходимо активнее заниматься диверсификацией поставок.

МИЛЛЕР УВОДИТ «ГАЗПРОМ» В МОРЕ

О необходимости строительства нового газопровода по дну Балтийского моря в «Газпроме» говорят уже не первый год. Однако если в 1998г. Рем Вяхирев признавал этот проект экономически нерентабельным и приезжал в Беларусь сваривать «золотой стык» другой трубы - «Ямал-Европы», то в 2002г. Алексей Миллер как новый глава «Газпрома» сделал выбор именно в пользу СЕГ, оставив под большим сомнением факт окончания строительства газопровода «Ямал-Европа».

За пять лет финансовое состояние российской газовой корпорации не улучшилось. «Газпром» по-прежнему терпит большие убытки, и консолидированная прибыль компании сегодня еще больше подточена краткосрочными и долгосрочными кредиторскими обязательствами; добыча газа последние четыре года падала, и только в этом году произошел прирост добычи на 10 млрд. кубометров; ежегодные отчеты корпорации говорят не в пользу начала еще одного долгосрочного и весьма капиталоемкого проекта.

Начатые проекты требуют завершения. Линейная часть газопровода «Ямал-Европа» на территории Беларуси уже готова.

«Труба полностью уложена в землю и испытана. Все нормально. Осталось довести до ума телемеханику и связь, которые мы в течение двух недель «подтянем». И к Новому году можно уже пускать газ», - сказал корреспонденту «Белорусской газеты» заместитель гендиректора «Белтрансгаза» Валентин Шваб.

Однако «Газпром» не торопится. Последние три года «Газпром» задерживает финансирование строительных работ на «Ямал-Европе». На прошлой неделе были перечислены RUR 200 млн. в счет погашения задолженности перед белорусскими строителями. Денег на ту же телемеханику и прочие необходимые мелочи по-прежнему нет. «Газпром» планирует пуск белорусского участка первой нитки «Ямал-Европы» в I квартале 2003г.

Шваб рассчитывает, что в будущем году начнется строительство газокомпрессорных станций (ГКС) в Крупках и Слониме, а до 2005г. будут построены все четыре ГКС, включая Минскую и Оршанскую. Так записано в перспективном плане строительства «Ямал-Европы». Однако линейная часть газопровода должна была заработать еще с 2001г., а в нынешнем, согласно первоначальному плану, - первые две ГКС.

С приходом Миллера «Газпром» потерял всякий интерес к данному проекту и держит строителей на голодном пайке: чтобы не умерли с голоду и не разбежались. Сегодня вывод газопровода на проектную пропускную способность в 32 млрд. куб. м находится под большим сомнением. В 2002г. по новой трубе пройдет транзитом 17-18 млрд. кубометров. В следующем году - 22-24 млрд. Когда будут построены компрессорные - неизвестно.

ОЧЕВИДНО, ЧТО...

Миллер неоднократно подчеркивал, что Северо-Европейский газопровод «не является альтернативой никакому другому действующему направлению». Однако на самом деле сооружение новой трубы в обход Украины, Беларуси и Польши - заветная мечта главы «Газпрома». В пояснительной записке к проекту на это указывается без обиняков: «Отличительной особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает страновые риски и стоимость транспортировки российского газа». Помимо недавних скандалов с несанкционированным отбором газа сначала Украиной, а потом Беларусью этот комментарий означает, что польские крестьяне больше не будут препятствовать сдаче земли в долгосрочную аренду и ни одна из перечисленных стран не будут разыгрывать транзитный тариф как козырь в политических играх. Приоритетность северного направления очевидна для профессионалов. Другое дело, что правила политического этикета требуют сохранять хорошие отношения и впредь как с Беларусью, так и с Украиной.

Не менее очевидно, что идеям отдельных газовиков, озвученным Лукашенко, о бесплатном газе для Беларуси сбыться не суждено. В «Белтрансгазе» опасаются, что уже в будущем году «Газ-пром» нарастит экспорт за счет украинского пути, а не белорусского. И пусть кто-нибудь скажет, что политика здесь ни при чем. Пока Беларусь не найдет общий язык с Россией, Кремль будет разыгрывать «газовые» козыри на переговорах с официальным Минском. О голубой мечте придется забыть.
Добавить комментарий
Проверочный код