Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (364) 09 декабря 2002 г. Экономика

ГОЛУБАЯ МЕЧТА АЛЕКСЕЯ МИЛЛЕРА

09.12.2002
Наталья ГРИБ

Северо-Европейский газопровод (СЕГ), который пройдет по дну Балтийского моря в Западную Европу, минуя Беларусь, Украину и Польшу, отменяет необходимость строительства второй нитки газопровода «Ямал-Европа». Евросоюз уже присвоил СЕГ статус первоочередного проекта в создании Трансъевропейских сетей, что благоприятствует поиску источников финансирования, а проектировщики Санкт-Петербурга начали разработку ТЭО нового газопровода. СЕГ поставит крест на надеждах руководства Беларуси получать бесплатный газ.

ВО ЧТО ВВЯЗЫВАЕТСЯ «ГАЗПРОМ»

К 2010г. потребление газа в Европе, по расчетам газпромовских чиновников, составит 220 млрд. кубометров. Эти потребности можно закрыть и имеющимися мощностями. Украин-ская система после реконструкции позволит транспортировать 170 млрд. кубометров. Белорусская система «Торжок-Минск-Ивацевичи» - 25 млрд., первая нитка «Ямал-Европы» - еще 25-30 млрд. В сумме получается требуемый объем. Теоретически можно построить еще один газопровод, чтобы диверсифицировать пути транзита газа, однако параллельно создавать вторую нитку «Ямал-Европы» и Северо-Европейский газопровод не оправдано никакой экономической логикой.

На прошлой неделе глава «Газпрома» Алексей Миллер собрал в Москве пресс-конференцию для презентации проекта Северо-Европейского газопровода.

Общая стоимость проекта, по словам Миллера, составляет $5,7 млрд. (для сравнения: аналогичный трубопровод проекта «Голубой поток», проходящий по дну Черного моря в Турцию, оценивается в $3,3 млрд.). Где «Газпром» возьмет такие деньги, глава концерна говорить отказывается. Тем не менее можно сделать вполне определенный вывод, что он рассчитывает на инвестиции западных государств и компаний. Сам факт проведения презентации сразу после переговоров Миллера с рядом крупных европейских чиновников и финансистов говорит о том, что перспективы получить деньги для СЕГ достаточно высоки. После встречи Миллера с гендиректором по энергетике и транспорту Еврокомиссии Франсуа Ламурье СЕГ был определен как приоритетный проект и будет представлен в ЕБРР.

Кроме того, в конце ноября глава «Газпрома» провел переговоры с премьерами Финляндии, Нидерландов, министром энергетики Великобритании, а также с руководителями компаний Fortum, Gasuni, BP, Royal Dutch / Shell, Goldman Sachs и Centrica. Все они, по словам Миллера, проявили большой интерес к участию в проекте.

СПРАВКА «БГ». Северо-Европейский газопровод соединит месторождения Западной Сибири (Надым-Пур-Тазовского региона, полуострова Ямал, Обско-Тазовской губы и Штокмановское месторождение) с Германией (от Выборга Ленинградской области до немецкого города Грайфсвальда) и Нидерландами, а в перспективе - с Великобританией. Общая протяженность газопровода составляет 5 тыс. км. Срок пуска - 2007г. Строительство начнется в ближайшие год-два.

Длина российского сухопутного участка СЕГ равна 897 км, морского - 1.189 км. Стоимость строительства - $3,2 млрд. Западный участок трубопровода потянет еще на $2 млрд. Капиталоемкость проекта связана с тем, что газопровод будет проходить на большой глубине в холодных морях.

Пропускная способность СЕГ - от 19,7 до 30 млрд. куб. м. Предусмотрено строительство морских отводов для подачи газа в Финляндию, Швецию и другие страны Северной Европы. Именно эти государства сегодня больше других заинтересованы в строительстве нового газопровода.


О деталях переговоров глава «Газпрома» распространяться отказался. Однако само объявление сроков реализации проекта говорит о том, что инвесторы, скорее всего, найдены и «Газпром» сохранит контрольный пакет акций нового совместного предприятия.

Основная цель «Газпрома» при реализации проекта - вступить на газовый рынок Великобритании. Эта страна, считает Миллер, крайне заинтересована в увеличении поставок газа, поскольку туда поставляется в два раза меньше топлива, чем, например, в Италию. Основные игроки на британском рынке - ВР, Royal Dutch / Shell, Centrica (контролирует около 70% коммунально-бытового рынка, а также имеет подземные хранилища газа). Кроме того, добыча газа в Норвегии в скором времени перестанет расти, а затем начнет падать, и очевидно, что Великобритании (как, впрочем, и другим европейским странам) необходимо активнее заниматься диверсификацией поставок.

МИЛЛЕР УВОДИТ «ГАЗПРОМ» В МОРЕ

О необходимости строительства нового газопровода по дну Балтийского моря в «Газпроме» говорят уже не первый год. Однако если в 1998г. Рем Вяхирев признавал этот проект экономически нерентабельным и приезжал в Беларусь сваривать «золотой стык» другой трубы - «Ямал-Европы», то в 2002г. Алексей Миллер как новый глава «Газпрома» сделал выбор именно в пользу СЕГ, оставив под большим сомнением факт окончания строительства газопровода «Ямал-Европа».

За пять лет финансовое состояние российской газовой корпорации не улучшилось. «Газпром» по-прежнему терпит большие убытки, и консолидированная прибыль компании сегодня еще больше подточена краткосрочными и долгосрочными кредиторскими обязательствами; добыча газа последние четыре года падала, и только в этом году произошел прирост добычи на 10 млрд. кубометров; ежегодные отчеты корпорации говорят не в пользу начала еще одного долгосрочного и весьма капиталоемкого проекта.

Начатые проекты требуют завершения. Линейная часть газопровода «Ямал-Европа» на территории Беларуси уже готова.

«Труба полностью уложена в землю и испытана. Все нормально. Осталось довести до ума телемеханику и связь, которые мы в течение двух недель «подтянем». И к Новому году можно уже пускать газ», - сказал корреспонденту «Белорусской газеты» заместитель гендиректора «Белтрансгаза» Валентин Шваб.

Однако «Газпром» не торопится. Последние три года «Газпром» задерживает финансирование строительных работ на «Ямал-Европе». На прошлой неделе были перечислены RUR 200 млн. в счет погашения задолженности перед белорусскими строителями. Денег на ту же телемеханику и прочие необходимые мелочи по-прежнему нет. «Газпром» планирует пуск белорусского участка первой нитки «Ямал-Европы» в I квартале 2003г.

Шваб рассчитывает, что в будущем году начнется строительство газокомпрессорных станций (ГКС) в Крупках и Слониме, а до 2005г. будут построены все четыре ГКС, включая Минскую и Оршанскую. Так записано в перспективном плане строительства «Ямал-Европы». Однако линейная часть газопровода должна была заработать еще с 2001г., а в нынешнем, согласно первоначальному плану, - первые две ГКС.

С приходом Миллера «Газпром» потерял всякий интерес к данному проекту и держит строителей на голодном пайке: чтобы не умерли с голоду и не разбежались. Сегодня вывод газопровода на проектную пропускную способность в 32 млрд. куб. м находится под большим сомнением. В 2002г. по новой трубе пройдет транзитом 17-18 млрд. кубометров. В следующем году - 22-24 млрд. Когда будут построены компрессорные - неизвестно.

ОЧЕВИДНО, ЧТО...

Миллер неоднократно подчеркивал, что Северо-Европейский газопровод «не является альтернативой никакому другому действующему направлению». Однако на самом деле сооружение новой трубы в обход Украины, Беларуси и Польши - заветная мечта главы «Газпрома». В пояснительной записке к проекту на это указывается без обиняков: «Отличительной особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает страновые риски и стоимость транспортировки российского газа». Помимо недавних скандалов с несанкционированным отбором газа сначала Украиной, а потом Беларусью этот комментарий означает, что польские крестьяне больше не будут препятствовать сдаче земли в долгосрочную аренду и ни одна из перечисленных стран не будут разыгрывать транзитный тариф как козырь в политических играх. Приоритетность северного направления очевидна для профессионалов. Другое дело, что правила политического этикета требуют сохранять хорошие отношения и впредь как с Беларусью, так и с Украиной.

Не менее очевидно, что идеям отдельных газовиков, озвученным Лукашенко, о бесплатном газе для Беларуси сбыться не суждено. В «Белтрансгазе» опасаются, что уже в будущем году «Газ-пром» нарастит экспорт за счет украинского пути, а не белорусского. И пусть кто-нибудь скажет, что политика здесь ни при чем. Пока Беларусь не найдет общий язык с Россией, Кремль будет разыгрывать «газовые» козыри на переговорах с официальным Минском. О голубой мечте придется забыть.
Добавить комментарий
Проверочный код