Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (364) 09 декабря 2002 г. Арт

РЕЦЕНЗИИ

09.12.2002
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

* Сестрички атакуют! * Грязный Гарри против «чистых» копов Грязный Гарри против «чистых» копов * Огневые парни и крылатый гад * Летят утки…

СЕСТРИЧКИ АТАКУЮТ!

«Ограбление по-английски». США-Великобритания, 2001. Режиссер: Мел Смит. В ролях: Минни Дайвер, Мэри Маккормак, Кевин Макнэлли, Марк Вильямс.

Первое впечатление.
Криминальная история для глянцевого женского журнала.

Суть дела. Медсестра Фрэнсис и актриса Шэннон - пара взбалмошных закадычных подружек с незадавшейся личной жизнью. В очередной раз оплакав свою судьбу в местном баре, девочки выходят прогуляться - и попадают в центр бурных событий, связанных с ограблением крупного банка.

Что хорошо. Интересный опыт кино имени американо-британской дружбы. Пара эксцентричных американских актрис среднего возраста, сценарий, построенный на смешных совпадениях и не предусмотренных никем пересечениях судеб героев, чисто британские забавные диалоги и симпатичные городские пейзажи. Ряд сюжетных ходов весьма любопытен и заставляет вспомнить уроки Хичкока. Практически каждый (даже второстепенный) персонаж сыгран объемно и ярко. Умнее, чем рядовой американский фильм, живее, чем рядовой британский. Сделано весело, сыграно достойно, смотреть интересно.

Что плохо. Все-таки присутствует явное чувство вторичности происходящего. Жан-Люк Годар как-то заметил: «Чтобы сделать фильм, достаточно авто, девушки и пистолета» . Авторы четко следуют этой схеме. Пара героинь похожа то на Тельму и Луизу в пересказе для «Космополитена», то на клонов Бриджит Джонс, то на обкуренную крошку c пулеметом из «Карты, деньги, два ствола». Сплав «женской» бытовой комедии и британского гангстерского фильма периодически заносит то в одну, то в другую сторону. Что, в общем-то, несколько озадачивает. Хотя для Минни Дайвер и Мэри Маккормак это явный (и заслуженный) бенефис.

Кому смотреть. Может понравиться самой разной публике - от домохозяек и любителей сериалов до отважных феминисток и ценителей парадоксального английского юмора.

Ближайшие родственники. «Тельма и Луиза» Ридли Скотта, сериал про отчаянную Никиту, британские комедии типа «Рыбки по имени Ванда». И Джеймс Бонд - по движению сюжета от опасности к опасности и финальной пороховой корриде с применением арсенала, достойного взвода спецназа.

Дополнительные замечания. Посмотришь фильм - и хочется в Лондон.

Общая оценка (стиль/смысл). 9/8.

ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ ПРОТИВ «ЧИСТЫХ» КОПОВ

«Высшая сила». США, 1973. Режиссер Тед Пост. В ролях: Клинт Иствуд, Митчелл Райан, Дэвид Соул, Фелтон Перри.

Первое впечатление.
Встреча с давним и хорошим знакомым - отчаянным копом по прозвищу Грязный Гарри. Сегодня это уже классика.

Суть дела. Полицейский Гарри Каллахэн - что-то вроде закона над законом. Помните, как Высоцкий-Жеглов декларировал: «Вор должен сидеть в тюрьме, и он будет сидеть в тюрьме. Я сказал!» ? Примерно то же твердил с американских экранов злобный Гарри. Второй фильм цикла посвящен борьбе неистового Каллахэна с нелегальной полицейской организацией, «поправляющей» американскую Фемиду, способную оправдать любого подонка при наличии у него хорошего адвоката. Короче, суд Линча против суда Линча.

Что хорошо. Зрелище яркое, увлекательное и поучительное. Мастер самосуда на сей раз изменяет собственному принципу и начинает истреблять самих истребителей. Выходит как всегда: плохие наказаны, хорошие отделались царапинами. Но с каким блеском все это сделано! Кажущаяся простота обернулась высоким стилем. Лучшие наработки эпохи вестерна удачно перенесены в обновленный жанр полицейского кино. Из прерий Дикого Запада авторы бросили персонажа Иствуда в «каменные джунгли» больших городов. Зритель усвоил и попросил еще. Все последующие городские криминальные «стрелялки-догонялки» выросли из историй о строптивом Гарри.

Что плохо. Первый фильм о брутальном Гарри нанес ощутимую пощечину общественному вкусу и из плохого парня срочно потребовалось сделать хорошего. Второй фильм как бы извиняется за «отмороженного» героя, показывает нам еще более «отмороженных» блюстителей закона. Задача была успешно решена. В первом фильме Грязный Гарри почти трагичен, во втором - шаблонно героичен. Прекрасный пример самоцензуры.

Кому смотреть. Ценителям мужских игр с огнестрельным оружием. Поклонникам (и поклонницам) мистера Иствуда. Считающим себя знатоками кино, но до сих пор не знакомым с трудами и днями инспектора Каллахэна.

Ближайшие родственники. Прочие четыре фильма цикла. Цитаты из них бесстыдно растасканы по сотням «ломовых боевиков», напрочь лишенным свежести и мощи первоисточника.

Дополнительные замечания. Когда-то это простое полицейское кино считалось в СССР примером пропаганды насилия и жестокости и было запрещено к показу. Сегодня оно кажется образцом социальной самокритики.

Общая оценка (стиль/смысл). 10/10.

ОГНЕВЫЕ ПАРНИ И КРЫЛАТЫЙ ГАД

«Власть огня». США, 2002. Режиссер: Роб Бауман. В ролях: Мэтью Макконэхи, Кристиан Бэйл, Изабелла Скорупко, Джерард Батлер.

Первое впечатление.
Рыцарский роман из ближайшего будущего.

Суть дела. Неосторожные действия во время подземных строительных работ пробуждают от летаргического сна свору крылатой нечисти: на землю снова приходят огнедышащие драконы. Цивилизация рушится, и лишь отдельные очаги сопротивления остаются на выжженной земле Европы.

Что хорошо. Умело и со вкусом выстроена реальность пост-катастрофного мира. Художники и оператор поработали на совесть. Главное достоинство фильма - высокая культура картинки, заставляющая вспомнить не новейшие игры с компьютерными технологиями, а добротное и качественное «героическое» кино типа «Роб Роя» или «Храброго сердца». Неожиданно хорошо голливудский красавчик Мэтью Макконэхи, сыгравший татуированного американского берсерка с бритой головой, усами торчком и диким взглядом. А Кристиан Бэйл просто просится в очередного «Властелина колец».

Что плохо. Уже простой пересказ сюжета выявляет его полную абсурдность. Вторая половина фильма - чистое недоразумение. Да и вообще: почему драконы, а не, скажем, гоблины и баньши? Еще и занятнее могло бы получиться. Но авторам этого не надо. Они предпочитают простые ходы и проверенные решения. И что с того, что зрителю с опытом ежеминутно приходят на память то «Безумный Макс», то «Чужие», то вообще «Имя розы»! Не для таких делается боевое кино про честных драконоборцев. А для тех, кто ждет за свои деньги крутую картинку, море огня и чтобы наши всех сделали. Ценителей «умных» киносказок типа «Сердца дракона» просят не беспокоиться.

Кому смотреть. Любителям спецэффектов в целом и драконов в частности. Поклонникам мрачных историй об отчаянных бойцах с нечистью. Тем, кто ценит в кино атмосферу больше, чем сюжет.

Ближайшие родственники. Два ключевых взгляда на мрачное будущее: знаменитый «Безумный Макс» и фантастические романы о «новом средневековье» - «Мальвиль» Робера Мерля и «Робинзоны космоса» Франсиса Карсака. Визуальные игрушки типа «Подземелья драконов».

Дополнительные замечания. Девицу-вертолетчицу играет одна из «девушек Бонда» - Изабелла Скорупко, известная также по эпосу «Огнем и мечом».

Общая оценка (стиль/смысл). 9/5.

ЛЕТЯТ УТКИ…

«Птицы». Франция-Италия-Германия-Швейцария, 2002. Режиссер: Жак Перрен.

Первое впечатление.
Безумно красивый визуальный реквием по «дикой» Земле, рассказанный с высоты птичьего (в буквальном смысле) полета.

Суть дела. Герои - птицы. Но показанные не с орнитологической точки зрения, а с гуманистической - душу подлечить. Перелетающие через континенты прекрасные пернатые создания знакомят зрителя с нашей планетой, увиденной (и показанной) словно впервые. Без паспортов и виз летают утки и лебеди из Африки в Гренландию, из Китая на Таймыр, и мы, следуя за ними, приобщаемся к той части природного мира, которую человек еще не успел «освоить».

Что хорошо. Еще 15 лет назад мы окрестили бы эту картину научно-популярной, сочли бы киноприложением к школьному курсу зоологии и благополучно забыли. Сейчас она воспринимается как манифест нового гуманизма. Ведь именно отношением к «братьям нашим меньшим» проверяется человечность. Внимательно прослеживает камера птичьи повадки, взаимоотношения друг с другом. Но это не самоцель авторов. Нам показывают не столько птиц, сколько удивительный мир, органичной частью которого они являются. Кажется, что оператор - не человек, а птица с камерой. И это завораживает. Эффект присутствия просто потрясает. Тихая, ненавязчивая музыка настраивает на медитацию.

Что плохо. Отсутствие экзотичности предыдущего шедевра этой же творческой команды - «Микрокосмоса», фильма о насекомых. Впрочем, экзотика сама по себе еще не гарантирует качества. А в профессионализме авторов может усомниться только слепой.

Кому смотреть. Тем, кто хочет приподняться хотя бы на время над бытовыми проблемами. Тем, кто летает во сне. А также детям, чтобы сволочами не становились.

Ближайшие родственники. Упомянутый «Микрокосмос», «Коянискацци» Гоффредо Реджо - шедевр философской кинопритчи, а также книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Дополнительные замечания. После просмотра «Птиц» вспоминается «В мире животных» - эпохальная TV -программа советских времен. Но ее дидактика, научно-популярная направленность выхолащивала эстетику царства животных. В «Птицах» - наоборот: скупые замечания за кадром о том, сколько тысяч километров занимает перелет тех или иных птиц, только помогают воспринимать собственно красоту, открывающуюся перед нашими глазами.

Общая оценка (стиль/смысл). 10/10.

«ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА» ВИДЕО на лицензионных кассетах

1. «Властелин колец» / Lord of the Rings

2. «Люди в черном-2» / Men In Black II

3. «Восемь женщин» / 8 Femmes

4. «Грабеж» / The Hit

5. «Кукушка»

6. «Власть огня» / Reign of Fire

7. «Поговори с ней» / Hable Con Ella

8. «Обитель зла» / Resident Evil

9. «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра» / Asterix and Obelix: Mission Cleopatre

10. «Олигарх»

Магазин «6-й этаж», компания «Проспект» (ул.Я.Коласа,3, тел.: 284-45-35).
Добавить комментарий
Проверочный код