Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (364) 09 декабря 2002 г. Арт

ВИДЕОДРОМ

09.12.2002
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

ОБЩЕСТВО МЕРТВЫХ ЭЛВИСОВ: настоящие герои уходят красиво

Максим: Недавно мне в руки попала кассета со странным названием «3000 миль до Грейслэнда». Режиссер незнакомый, туповатая аннотация («банда уголовников совершает дерзкий налет на казино в Лас-Вегасе»), нетрадиционный подбор актеров: бывшие звезды (Кевин Костнер, Курт Рассел), актуальные «звездочки» (Кортни Кокс, героиня популярной страшилки «Крик») и амбициозные парни, так и не достигшие звездного статуса (Кристиан Слейтер и Дэвид Аркетт). Похоже на творческий слет голливудского актива второй лиги. Но результат неожиданно хорош: жесткое и ироничное криминальное кино высокого класса. А «старики» сработали просто здорово. Меня это удивило и заставило задуматься: что же происходит с героями экрана, когда кончается время их славы?

Андрей: Ты назвал Костнера и Рассела, а я хочу продолжить этот ряд: Слай Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Мел Гибсон, Стивен Сигал, Клинт Иствуд… Все они - герои вчерашнего дня, упорно отказывающиеся сойти с дистанции. Спортивная терминология здесь очень уместна. Мы ведь говорим о звездах «спортивного» кино, фильмов в стиле «экшн» (боевиков): беги, прыгай, стреляй, бей, побеждай. А карьера профессионального спортсмена всегда очень коротка. И вот выбор: по-прежнему бегать и прыгать, делая вид, что годы тебя не берут (так поступают Сталлоне и Шварц), уходить в режиссуру (как Иствуд)... А, может, сменить амплуа? Но Голливуд - не классический театр, его герои работают в очень узком диапазоне. Тогда остается смысловой сдвиг - сделать привычную работу в новом ключе. Что и случилось в «Грейслэнде».

М.: Обрати внимание: достойно отыграть свой закат нашим героям помогает один из базовых американских мифов, история Элвиса Пресли. Титульный Грейслэнд - это ведь усадьба короля рок-н-ролла. Ограбление происходит во время конкурса двойников Пресли, члены банды одеты в его стиле, постоянно звучит его музыка… Сам Пресли, кстати, старел крайне некрасиво, все дальше уходя от образа заводного гибкого парня с невероятным голосом. Может, именно поэтому масса людей искренне верит, что Король жив. И он действительно жив! Как образ, как икона поп-культуры. Вечно молодой и безумно талантливый. А то, что похоронено под тяжелой плитой в Грейслэнде, ничего общего с этим не имеет.

А.: В этом суть ухода звезды: человек постепенно отделяется от собственного звездного образа. И уходит либо в частную жизнь, как Джон Леннон, либо в небытие, как Элвис, либо в новых персонажей, выходящих за рамки зрительских ожиданий. Как, скажем, тот же Кевин Костнер в «Грейслэнде», изобразивший замечательного негодяя.

М.: Это, по-моему, его первый злодей за всю карьеру в кино. И отыграно с явным удовольствием. В отличие от вымученных режиссерских опытов Костнера типа «Водного мира».

А.: Верно, эти парни умеют только то, что умеют. Но и Костнер, и Рассел научились стареть с достоинством. Стягивая после ограбления элвисовский парик, старина Кевин демонстрирует шикарные залысины, лицо Рассела изрезано морщинами - ну и что с того? У них есть главное - чувство собственного достоинства и неистребимая самоирония.

М.: Вот преимущество тех, кому за сорок. Становится ясно, что мир уже не покорить, всех красоток не увлечь и всех денег не заработать. Можно себе позволить не суетиться и говорить не спеша. Главное - было бы что сказать.

А.: Но в «Грейслэнде» элемент некоего запоздалого молодечества все же присутствует. Это вообще довольно странное кино: тщательно просчитанный сценарий, все сделано правильно, должно быть весело, а в итоге остается довольно сложное чувство.

М.: Может потому, что в статусе выходящих в тираж ветеранов оказываются люди разных поколений - герои 80-х Костнер и Рассел и некогда многообещающая молодежь 90-х, Слейтер и Аркетт. Этих вообще вычеркивают из списков где-то на двадцатой минуте фильма! Пара выстрелов - и все дела. Да и фильм-то оказывается не о бандитах, а про актеров, звездный час которых, в общем, уже позади.

А.: Скажем так: угасают их личные мифы. Экранные образы Героя-Правдолюбца (Костнер), Обаятельного Авантюриста (Рассел), Хитрого Симпатяги (Слэйтер), Своего Парня, Готового Рискнуть (Аркетт) начинают жить уже без этого конкретного заполнения. Их отыграют новые люди, толпящиеся за кулисами этого караоке-клуба. Кстати, вся поп-культура - именно такой караоке-клуб. Глобальному шоу нет конца. Начало и конец имеют лишь личные карьеры.

М.: В фильме прекрасно сработал образ клуба двойников Элвиса. Утратившие свою личную магию, собирают по частям чужую: один больше похож внешне, у другого почти тот же голос, а третий так пластичен! Помнишь фильм Питера Уира «Общество мертвых поэтов»? Там мальчики из закрытого колледжа читали по ночам стихи «проклятых» стихотворцев. Здесь перед нами совсем другая история: уставшие мужики входят, так сказать, в «Общество мертвых Элвисов». Для которых 15 минут славы в чужой маске - единственный способ почувствовать, что ты еще жив.

А.: Точно, но тут опять эффект караоке. Однако в «Грейслэнде» этот механизм работает необычно. Опытные актеры, уходя от собственных штампов, примеряют чужие роли, играют в формате, непривычном и для себя, и для зрителя. Возникает как бы стереоэффект: стандартные персонажи получают необычное воплощение и, таким образом, приобретают неожиданную глубину. Так сказать, караоке не по правилам. В конкурсе двойников Пресли решили участвовать Мик Джаггер и Дэвид Боуи.

М.: Своя игра с чужим материалом! Интересен именно этот сдвиг.

А.: Есть еще один любопытный момент. В «Грейслэнде» присутствует нестандартный психологический треугольник: два уголовника-рецидивиста и малолетний сын случайной знакомой. Мальчик, с восторгом наблюдая мрачных дядь, радостно перенимает манеру носить шляпу, тюремный жаргон и умение курить сигариллы без фильтра. Мы говорим, что Костнер и Рассел играют уставших героев. Чем тогда так увлечен мальчишка?

М.: А ты вспомни эпизод последнего боя героя Костнера. Один против полицейской своры, в полный рост под полосующими лицо лазерными прицелами. Плюс из разговора копов выясняется, что перед нами подлинный внебрачный сын Элвиса. Герой, титан, полубог! Способный броситься под пули, последним движением отослав мальца в безопасный угол. Мальчишка прав в своем восторге: его впечатляет мужское обаяние знающих жизнь травленых волков.

А.: Но и тут не обходится без морали. Правда, тихой и ненавязчивой. Мы-то думали, что герои весь фильм едут в гости к Элвису, в его Грейслэнд. А Рассел с мальцом и его мамашей, оказывается, находят свой: яхту «Грейслэнд», завещанную беспутному герою его отцом.

М.: Здесь опять авторы играют со зрителем. Настраиваемся на банальный криминал - получаем «жизненное» кино про кризис среднего возраста, готовимся к психологическим изыскам - получаем шикарные погони и эффектные огневые дуэли, ждем еще пиротехники - а нам в итоге показывают странную семейку: бандит Рассел, мошенница Кокс и малолетний аферист-карманник.

А.: Я бы вообще записал этот фильм в комедии. Упомянутый стереоэффект заставляет Костнера и Рассела играть почти комические роли, создавая пафосные ситуации - и тут же эксцентрически их разрушая. Границы жанра «качает» в ритме рок-н-ролльного угара Элвиса.

М.: Но над самими актерами, в отличие от молодящегося Сталлоне, смеяться не тянет. Наверное, это и есть верный путь, уводящий с Аллеи Звезд не в тупик, а к новому открытию себя. Вспомним точную фразу из «Людей в черном»: «Элвис не умер. Он просто улетел домой».
Добавить комментарий
Проверочный код