Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (362) 25 ноября 2002 г. События. Оценки

БЛЕДНАЯ ТЕНЬ БАЛЬЦЕРОВИЧА

25.11.2002
Сергей ЖБАНОВ

Без особой торжественности прошло заседание президиума правительства об итогах работы народного хозяйства страны за десять месяцев нынешнего года. Премьер-министр потребовал переломить ситуацию в экономике. В воздухе вместо гирлянд висела тревога, хотя заседание можно было бы назвать юбилейным. Впервые Геннадий Новицкий предстал на отчете перед депутатами Палаты представителей в качестве премьера год назад - в октябре 2001г. Давно уже пора подводить юбилейные итоги.

Пройден короткий, но интересный путь. Начиналось все с авансов - год назад один из депутатов даже пожелал новому премьеру стать белорусским Бальцеровичем. Тогда Геннадий Новицкий от роли потенциального реформатора экономики не отказался и без запинки говорил о грядущей «либерализации». Теперь уже никто не сравнивает премьера с Бальцеровичем - это звучит как злая ирония для руководителя, обеспечивающего стабильно депрессивную динамику прогнозных показателей, которую Новицкий склонен публично оценивать как «положительную».

Судите сами. К 1 июня народным хозяйством страны было выполнено 8 из 16 важнейших параметров прогноза, а к 1 ноября - только 6. Неплохой результат. Ну а если взять достигнутые 4,1% прироста ВВП за январь-октябрь 2002г. по отношению к аналогичному периоду 2001г. и сравнить их с 4,3%, полученными за пять месяцев текущего года, то можно утверждать, что стабильность - одна из основных черт характера премьера. И не стоит портить праздник главе правительства напоминаниями об обещанном перевыполнении прогнозных ориентиров. Это сделает президент, у которого Новицкий пытается перехватить инициативу, угрожая дисциплинарной ответственностью руководителям, не обеспечившим в отчетном периоде желанную динамику прогнозных показателей.

Кадровая работа на опережение - это верное решение, но не избавляющее премьера от выполнения неосторожно разбрасываемых обещаний. А за год их роздано столько, что хватило бы на карьеру десяти премьерам.

ТОРЖЕСТВЕННО ОБЕЩАЮ...

Возьмем первое попавшееся. Например, на тему инвестиционной активности. Кто как не Новицкий обещал «инвестиционный сдвиг во втором полугодии», связывая его с внутренним 22-процентным ростом финансирования производственной сферы? До этого он же мечтал вслух о создании благоприятной инвестиционной ситуации в связи с «избранием на пост президента Лукашенко, его убедительной победой, провозглашением либерализации экономики», которые «дали хорошие импульсы к международному сотрудничеству».

Сравним с тем, что имеем, но не в сфере международного сотрудничества. Здесь с визовым забором как раз-таки все ясно. Речь пойдет о насущном - об инвестициях.

В октябре произошло снижение инвестиционной активности в народном хозяйстве. Рост инвестиций в основной капитал замедлился: с 7% в январе-сентябре 2002г. по сравнению с аналогичным периодом 2001г. до 5,2% в январе-октябре, что ниже прогноза на год (6-7%).

Нацеливаясь в текущем году преодолеть инвестиционный спад в реальном секторе экономики, вполне предсказуемо получили прямо противоположный результат - снижение инвестиционной активности. Причины хорошо известны: уменьшение доли средств инновационного фонда, направляемых на инвестиции в основной капитал; сложное финансовое положение большинства организаций и недостаток собственных оборотных средств; высокая стоимость кредитных ресурсов банков, имеющих низкую рентабельность работ и, наконец, отсутствие высокоэффективных бизнес-проектов. К последним трудно отнести строительство компьютеризированной избы-читальни, «президент-отеля» или крутых лыжных горок.

Но идем дальше. Совсем сырая и нереализованная идея «снижения производственных издержек не менее чем на 20%» в экстремальном порядке была заменена на строжайшую экономию энергоресурсов.

Видимо, ее ждет та же судьба, как и первую, - не станет же страна при самом народном президенте жить по рецептам Бальцеровича или Чубайса.

Обещал премьер и другое: перевыполнение показателей промышленного производства и увеличение экспорта. И экспорт растет, но так хитро, что его объем остается ниже прогнозного уровня на 2002г. В январе-сентябре он составил 105,6% по отношению к аналогичному периоду 2001г. при прогнозе на год 106,5%.

Но премьер не виноват - подводит мировая конъюнктура: снижаются цены на основную экспортную продукцию. Поэтому в стоимостном выражении экспорт увеличился только на 4% вместо 6-7% по прогнозу. Надо запастись терпением и ждать благоприятных перемен в потребительских настроениях импортеров белорусских товаров. Дождались же папуасы роста цен на какао-бобы.

Против такого сценария белорусская промышленность явно не возражает, поскольку запас прочности - он же запас готовой продукции - накоплен достаточный. Величина складских запасов стоит в течение года почти непоколебимо - их соотношение к среднемесячному объему производства продукции на 1 ноября 2002г. составило 69,7%. Следовательно, промышленность вполне могла бы уйти в неоплачиваемый отпуск в ожидании всплеска хотя бы внутреннего спроса, но этому мешает президентское требование «ускорять темпы роста ВВП».

Разрываясь между двумя взаимоисключающими желаниями - уйти на заслуженный отдых и угодить президенту, промышленность выдала рост на 3,9% в сравнении с десятью месяцами 2001г. при прогнозе на год 5-6%.

Невыполнение прогнозных показателей роста ВВП, промышленности и сельского хозяйства статистически не отражается на росте реальной зарплаты, которая выросла в январе-сентябре 2002г. по сравнению с тем же периодом прошлого года на 10,4%.

Но сопоставляя достигнутые темпы прироста ВВП (4,1%) и среднемесячный темп прироста рублевой денежной массы за данный период (3,8%), становится понятным стремление правительства оперировать термином «начисленной» среднемесячной зарплаты. Удельный вес задолженности в месячном фонде зарплаты (ФЗП) в октябре составил 18,3%. Очевидно, если бы Нацбанк свято придерживался минимальных темпов прироста рублевой денежной массы, определенных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2002г., - 2,8%, то треть зарплаты осталась бы в бухгалтерских отчетах.

КОГО ДАВИТЬ?

В этой связи есть смысл вспомнить еще одно обещание премьера, данное им депутатам в ходе отчета по итогам работы за первое полугодие: «Снизить задолженность (по зарплате - С.Ж.) до 6-7% за полугодие». Причем депутатов, жаждавших отставки Новицкого, последний охладил уверенной фразой: «Мы знаем, на какие педали нужно нажимать». С учетом достигнутого сейчас самое время заинтересованно спросить: «А не прокручиваются ли те педали?» Или пока премьер пребывал в размышлениях на тему «чем давить?», вопрос трансформировался до уровня «кого давить?»?

Еще одно неосторожное заявление, которое позволил себе Новицкий. Глава правительства сгоряча пообещал президенту, что за второе полугодие обеспечит выполнение прогнозных параметров индекса потребительских цен - 120-127%, в то время как за первое полугодие темп роста потребительских цен оказался гораздо живее прогнозного ориентира - 120,2%.

Сомнения в невыполнимости обещанного оказались небеспочвенными: по итогам работы первой недели ноября был превышен верхний предел прогноза и инфляция составила 27,4%.

Не удалось премьеру нарастить и рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), которая практически не изменилась по сравнению с первым полугодием, составив за десять месяцев 9,1%. Неудивительно, что не обеспечены плановые поступления налога на прибыль в республиканский бюджет, которые составили только 61,8% от годового плана. В результате республиканский бюджет за этот период исполнен с дефицитом в размере 114,3 млрд. рублей, или 0,6% от ВВП.

Зафиксированные официальной статистикой усилия правительства по текущему управлению экономикой и их результат, без сомнений, послужили бы поводом для его отставки в любом демократическом государстве.

УСИЛИЯ НАШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ОЦЕНЕНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Беларусь занимает 151-е место по степени экономической свободы. Это результат исследования, проведенного Heritage Foundation совместно с Wall Street Journal.

Эксперты оценивали степень экономической свободы 156 стран по 10 показателям - от 1 (наибольшая степень свободы) до 5 (наименьшая) баллов. Беларусь обошла только Лаос и Зимбабве (по 4,4 балла), Кубу (4,45) и КНДР (5), встав в один ряд с Ливией, тоже получившей 4,3 балла.

Торговая политика Беларуси оценена в 4 балла (год назад - 3), налоговая - в 4 (4,5); вмешательство государства в экономику - 3 (4); монетарная политика - 5 (5); привлечение иностранных инвестиций - 4 (4); банковская система и финансы - в 4 (4); зарплата и цены - в 5 (5), защита прав собственности - в 4 (4), система регулирования экономических отношений - 5 (5), активность «черного» рынка - 5 (5).

Как отмечают эксперты, Беларусь - «одна из наиболее отсталых стран бывшего СССР». «Неумелое руководство экономикой» привело к «драматическому увеличению запасов непроданных товаров, которые к концу 2001г. составили 60% от среднемесячного объема производства». Промышленная база страны устарела, 40% предприятий убыточны. Частная собственность на землю отсутствует, сельское хозяйство «остается во власти колхозов советской эры». Беларусь опирается на экономическую и политическую помощь России - «наследство «большого брата» Бориса Ельцина».

Комментируя выставленные Беларуси оценки, специалисты Heritage Foundation и Wall Street Journal отметили высокий уровень протекционизма; тяжелое налоговое бремя; умеренный уровень вмешательства правительства в экономику; высокий уровень инфляции; серьезные препятствия на пути иностранных инвестиций в виде антизападных настроений, бюрократии, коррупции, недостаточного уровня приватизации, запрет иностранцам приобретать землю в собственность. По заключению экспертов, «инвестиционная среда остается чрезвычайно бедной из-за сопротивления частному сектору, недостатка прозрачности, отказа от реформ». Одновременно специалисты отметили «огромный контроль над банковским сектором», «очень высокий уровень вмешательства» государства в зарплату и цены, низкий уровень защиты прав собственности, «очень высокий уровень деятельности «черного» рынка».

Правительству Геннадия Новицкого повезло: у экспертов нет оценок работы за 2002г. Но есть все основания полагать, что по итогам 2002г. Беларусь оставит позади себя только Зимбабве, Кубу и КНДР.
Добавить комментарий
Проверочный код