Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (362) 25 ноября 2002 г. Радости жизни

ТЕАТР

25.11.2002
Андрей КУРЕЙЧИК

№ 46 [362] от 25.11.02 - БРИТАНСКИЙ ТЕАТР, СЭР…

Если исследовать, за чем стремятся в театр 90% зрителей, то окажется, что они идут туда за банальным развлечением. Это не значит, что театр должен стать исключительно развлекательным, потому что целых 10% все-таки ходят в театр еще за чем-то.

Театр-студия киноактера

Спектакль: «Пигмалион»

Автор: Бернард Шоу

Режиссер: Александр Ефремов


Основная проблема заключается в том, каким образом развлекательную сторону театра научиться сочетать с высоким искусством. Лучше всего сию проблему решил английский театр, который, будучи частным (Англия почти не знала института государственного театра), был вынужден постоянно думать и о зрителе, за счет которого он существовал, и об искусстве, за счет которого развивался. Именно британскому театру удалось довести остроумие и искусство комедии до уровня поэзии и парадокса, не просто развлекая зрителя, но даже возвышая его этим развлечением. А вот попытку такого подхода в Беларуси можно увидеть, сходив на знаменитый «Пигмалион» Бернарда Шоу в постановке художественного руководителя Театра-студии киноактера Александра Ефремова.

Пьеса Бернарда Шоу - это несомненно одна из вершин британской драматургии. Количество постановок, которое она выдержала в жестоком английском и американском театре, не поддается исчислению, чем принесла автору всемирную славу и баснословные гонорары. Главное, на мой взгляд, достоинство этой пьесы в том, что она учит зрителя смеяться над умными шутками (а не над тупыми приколами дешевых сериалов и юмористов), возводя юмор до уровня интеллектуально-чувственного наслаждения.

«Пигмалион» - трогательная человеческая история о любви, но без жарких сцен объяснений, объятий, лобзаний, слез и соплей - вечных спутников мелодрамы. История об изломанных человеческих судьбах, но с невероятными преображениями, о том, как люди зависят друг от друга, иногда даже не подозревая об этом…

Александру Ефремову, человеку с тонким вкусом и легким, естественным чувством юмора, удалось создать светлый и добрый спектакль, где в неприкосновенности витает дух Бернарда Шоу, где актеры занимаются своими прямыми обязанностями - прекрасно играют роли, а не мучительно «существуют» на сцене; где уважительное отношение режиссера к автору и актерам привело к уважительному и чуткому отношению к зрителю (чем, кстати, может похвастать далеко не каждый белорусский театр).

«Пигмалион» - это актерский спектакль. В нем занято большое количество актеров, но несомненной «жемчужиной» стала (как это и должно быть по пьесе) роль Лизы Дулиттл в блестящем исполнении Валерии Орлановой. Быть ведущей актрисой в театре всегда нелегко - пристальное внимание, огромная ответственность, нет права на ошибку, завистливый шепот за спиной и необходимость постоянно доказывать право на лидерство - все это под силу не каждому. Но в данном случае даже недруги были вынуждены признать блистательную актерскую работу.

Еще одна удача Ефремова - антураж спектакля. Стилистически точные и ненавязчивые декорации Леонида Прудникова и прекрасные костюмы начала ХХ века Нины Гурло можно считать образчиками вкуса и театральной эстетики мира Бернарда Шоу. Остается лишь удивляться тому, каким образом удалось их создать в условиях финансового кризиса, в котором находится Театр-студия киноактера.

Единственный недостаток спектакля - музыкальное оформление. Специально для этой постановки Олегом Елисеенковым было написано несколько неплохих песен, которые исполняют актеры, но - под фонограмму. Выглядит это просто чудовищно, особенно когда сидишь близко (а зал театра-студии и так не самый большой в Минске). Впрочем, и этот недостаток - следствие хронического безденежья, из-за которого театр не может позволить себе современную звуковую аппаратуру.

Не так давно в московском театре «Современник» мне посчастливилось увидеть другую версию «Пигмалиона». Спектакль поставила Галина Волчек, и в нем играли великий Гафт и Елена Яковлева. Но это был один из тех редких случаев, когда мне было не стыдно за белорусский театр, более того, я даже испытал некое маленькое торжество, потому что «Пигмалион» Александра Ефремова оказался просто лучше…
Добавить комментарий
Проверочный код