Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (362) 25 ноября 2002 г. Арт

СТО МЕТРОВ ГАРМОНИИ

25.11.2002
Вероника ЧЕРКАСОВА

№ 46 [362] от 25.11.02 - Что заставляет белоруса стремиться в Париж, согласитесь, понять можно. Но что держит в Минске уже семь лет коренного парижанина Ива Прюдома? Как оказалось - все.

Закройтесь шарфом от дождя со снегом и почти на ощупь идите по улице Революционной. Потом зайдите в подъезд дома N13 и пройдите сквозь него во внутренний двор. Справа - вход в художественную галерею «Земля людей». Там тепло и слегка пахнет масляной краской. Старым золотом мерцают акварели Зои Литвиновой и бронза Галины Горовой. Тени, отбрасываемые скульптурами, повторяют на стенах очертания женских фигур.

Создание художественной галереи стало личным ответом француза Ива Прюдома на экономическую ситуацию в Беларуси. Он приехал в нашу страну в 1995г. в качестве финансового директора известной нефтяной компании для того, чтобы сделать анализ местного рынка. Будучи неплохим финансистом, Ив достаточно быстро понял всю бесперспективность своих усилий. Но в Беларуси ему неожиданно понравилось, появились друзья и любимая женщина Ольга, которой Минск до сих пор кажется уютнее Парижа. И объехавший полмира Ив Прюдом неожиданно для себя осел здесь, затеяв проект по организации в Беларуси грандиозной лотереи. Он работал над этой идеей несколько лет - до тех пор, пока не появился официальный документ, запрещающий частную деятельность в этой области. Тогда, устав от неясной эстетики окружавшей его жизни, Ив решил лично заняться нелегким делом создания гармонии в раздрызганной белорусской действительности. Начал он с организации художественной галереи.

Ив знал, что делал, ибо за его спиной - семь поколений архитекторов по отцовской линии, а по материнской - две самые известные во Франции художественные галереи, специализирующиеся на выставках гравюр и эстампов La galerie «Maison Proute». Дядя Ива - главный архитектор Парижа, тетки - ведущие во Франции эксперты в области графики, дед - дважды лауреат Гран-при Римской академии художеств. Ив с детства собирался поддержать семейные традиции, но трезвомыслящие родители настояли на том, чтобы он для начала получил финансовое образование. Впрочем, по его мнению, дистанция между его профессией и тем, чем он занимается сейчас, не так уж велика. «Что такое искусство в этом мире?» - задает он вопрос и тут же сам на него отвечает: «Деньги, и ничего более...» Однако пока особых дивидендов галерея не приносит, ибо картины продаются крайне редко, а вход на выставку бесплатный. В общем, сплошное моральное удовлетворение.

Впрочем, Ив, будучи финансистом, вообще считает, что Беларусь и получение прибыли - вещи столь же несовместные, как гений и злодейство. «Иностранцы, приезжая в вашу страну, думают, что она станет для них настоящим Эльдорадо, - говорит он. - Если бы они знали, какая это ошибка... Они считают себя очень умными, умнее белорусов, и думают, что с их знаниями, опытом и властью они смогут получить здесь огромную прибыль. Но это - заблуждение, и через два месяца они исчезают. Бюрократические препоны сводят на нет все их планы и амбиции. Они не понимают, что этой стране нужны не они, а их деньги».

Ив не любит больших городов, его загадочной французской душе в Беларуси нравится простор, наличие открытых пространств. Он говорит, что истинные парижане устали от сутолоки и суеты своего мегаполиса, который рассмотреть удается лишь туристам и студентам. А Минск - он как кухня в «хрущевке», где, сидя на одном месте, можно дотянуться до любой точки блочной коробки. Еще ему нравится, что здесь не говорят все время о деньгах, даже если все время о них думают, зато интересуются литературой, живописью и музыкой. Тем не менее Ив не забывает Париж, куда вырывается как минимум раз в три месяца, а то и чаще. Глотнуть воздуха и - обратно, в Минск.

Вообще, галерея «Земля людей» - этакий осколок Парижа в чужой стране. Местные чиновники сердцем чуют чуждое явление, которое к тому же не приносит им денег, а потому Ив периодически вступает с ними в неразрешимые противоречия. Зашел как-то в галерею начальник местного ЖЭСа. Обошел картины, после чего заявил, что живописью то, что висит на стенах, он не считает, и если его попросят, нарисует гораздо лучше. А раз так, значит, помещение используется не по назначению. Когда Ива вызывают в райисполком и начинают долбать по полной белорусской программе, он, в свою очередь, с прямотой истинного галла по-французски рассказывает чиновнику все, что он о нем думает, поворачивается к нему спиной и уходит. Поскольку отечественные чиновники, кроме русского, знают лишь белорусский со словарем, полноценного диалога не получается, зато дело Прюдома в Беларуси благополучно живет и побеждает.

- Я люблю белорусское искусство, - говорит Ив, - у вас много художников, но не очень много идей. Иногда они копируют друг друга. Но если говорить о графике, то могу сказать, что белорусская графика - на очень высоком уровне, я бы поставил ее на первое место в Европе, если не в мире. Другое дело - проблема учителей. Профессора продолжают учить в традициях академизма, тогда как студентам нужно получать как можно больше информации о том, что сегодня делается в мире. Также важно слышать как хорошую, так и плохую критику, между тем в вашей стране признают только похвалу. Но людей нельзя научить, если им не показывать их ошибки. Поэтому я стараюсь быть с художниками честным.

За семь лет Ив в совершенстве изучил белорусскую действительность, но легче для него от этого она не стала. «В Беларуси для иностранца трудно все, - говорит он. - Мы разучились вступать в борьбу по мизерным поводам. Мы не привыкли испытывать давление со стороны чиновников, а также обличенных властью тупиц, зачастую необразованных, с которыми время от времени приходится решать принципиально важные вопросы. И чем они тупее, тем больше у них амбиций». В свою очередь, белорусы восхищают Ива своей готовностью идти в бой за малосущественные бытовые мелочи, мирясь при этом с глобальными проблемами. «Французы уже давно устроили бы здесь революцию, - изящно пожимает плечами мсье Прюдом. - За то время, сколько вы плохо живете, мы бы уже сто раз все сожгли, разрушили и построили заново».

А вообще, по его мнению, белорусский народ стоит уважать хотя бы за его живучесть.

«Я не бизнесмен», - любит повторять Ив Прюдом и активно подтверждает этот тезис практикой. И то верно - выставляя произведения искусства, коммерческого успеха в нашей стране не добиться. Сегодня каждую выставку посещает более трехсот человек, что, по мнению ее создателей, по нынешним временам очень даже немало. Насчет гармонии у Ива тоже получилось, правда, пока на отдельно взятых ста метрах галереи «Земля людей», название которой взято у его земляка Антуана де Сент-Экзюпери. В его же книге «Маленький принц» главный герой говорит: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Сто метров сегодня, сто - завтра, сто - послезавтра, независимо от того, в Париже ты, или в Минске. Глядишь, что-нибудь и получится...
Добавить комментарий
Проверочный код