Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№46 (362) 25 ноября 2002 г. Арт

СТО МЕТРОВ ГАРМОНИИ

25.11.2002
Вероника ЧЕРКАСОВА

№ 46 [362] от 25.11.02 - Что заставляет белоруса стремиться в Париж, согласитесь, понять можно. Но что держит в Минске уже семь лет коренного парижанина Ива Прюдома? Как оказалось - все.

Закройтесь шарфом от дождя со снегом и почти на ощупь идите по улице Революционной. Потом зайдите в подъезд дома N13 и пройдите сквозь него во внутренний двор. Справа - вход в художественную галерею «Земля людей». Там тепло и слегка пахнет масляной краской. Старым золотом мерцают акварели Зои Литвиновой и бронза Галины Горовой. Тени, отбрасываемые скульптурами, повторяют на стенах очертания женских фигур.

Создание художественной галереи стало личным ответом француза Ива Прюдома на экономическую ситуацию в Беларуси. Он приехал в нашу страну в 1995г. в качестве финансового директора известной нефтяной компании для того, чтобы сделать анализ местного рынка. Будучи неплохим финансистом, Ив достаточно быстро понял всю бесперспективность своих усилий. Но в Беларуси ему неожиданно понравилось, появились друзья и любимая женщина Ольга, которой Минск до сих пор кажется уютнее Парижа. И объехавший полмира Ив Прюдом неожиданно для себя осел здесь, затеяв проект по организации в Беларуси грандиозной лотереи. Он работал над этой идеей несколько лет - до тех пор, пока не появился официальный документ, запрещающий частную деятельность в этой области. Тогда, устав от неясной эстетики окружавшей его жизни, Ив решил лично заняться нелегким делом создания гармонии в раздрызганной белорусской действительности. Начал он с организации художественной галереи.

Ив знал, что делал, ибо за его спиной - семь поколений архитекторов по отцовской линии, а по материнской - две самые известные во Франции художественные галереи, специализирующиеся на выставках гравюр и эстампов La galerie «Maison Proute». Дядя Ива - главный архитектор Парижа, тетки - ведущие во Франции эксперты в области графики, дед - дважды лауреат Гран-при Римской академии художеств. Ив с детства собирался поддержать семейные традиции, но трезвомыслящие родители настояли на том, чтобы он для начала получил финансовое образование. Впрочем, по его мнению, дистанция между его профессией и тем, чем он занимается сейчас, не так уж велика. «Что такое искусство в этом мире?» - задает он вопрос и тут же сам на него отвечает: «Деньги, и ничего более...» Однако пока особых дивидендов галерея не приносит, ибо картины продаются крайне редко, а вход на выставку бесплатный. В общем, сплошное моральное удовлетворение.

Впрочем, Ив, будучи финансистом, вообще считает, что Беларусь и получение прибыли - вещи столь же несовместные, как гений и злодейство. «Иностранцы, приезжая в вашу страну, думают, что она станет для них настоящим Эльдорадо, - говорит он. - Если бы они знали, какая это ошибка... Они считают себя очень умными, умнее белорусов, и думают, что с их знаниями, опытом и властью они смогут получить здесь огромную прибыль. Но это - заблуждение, и через два месяца они исчезают. Бюрократические препоны сводят на нет все их планы и амбиции. Они не понимают, что этой стране нужны не они, а их деньги».

Ив не любит больших городов, его загадочной французской душе в Беларуси нравится простор, наличие открытых пространств. Он говорит, что истинные парижане устали от сутолоки и суеты своего мегаполиса, который рассмотреть удается лишь туристам и студентам. А Минск - он как кухня в «хрущевке», где, сидя на одном месте, можно дотянуться до любой точки блочной коробки. Еще ему нравится, что здесь не говорят все время о деньгах, даже если все время о них думают, зато интересуются литературой, живописью и музыкой. Тем не менее Ив не забывает Париж, куда вырывается как минимум раз в три месяца, а то и чаще. Глотнуть воздуха и - обратно, в Минск.

Вообще, галерея «Земля людей» - этакий осколок Парижа в чужой стране. Местные чиновники сердцем чуют чуждое явление, которое к тому же не приносит им денег, а потому Ив периодически вступает с ними в неразрешимые противоречия. Зашел как-то в галерею начальник местного ЖЭСа. Обошел картины, после чего заявил, что живописью то, что висит на стенах, он не считает, и если его попросят, нарисует гораздо лучше. А раз так, значит, помещение используется не по назначению. Когда Ива вызывают в райисполком и начинают долбать по полной белорусской программе, он, в свою очередь, с прямотой истинного галла по-французски рассказывает чиновнику все, что он о нем думает, поворачивается к нему спиной и уходит. Поскольку отечественные чиновники, кроме русского, знают лишь белорусский со словарем, полноценного диалога не получается, зато дело Прюдома в Беларуси благополучно живет и побеждает.

- Я люблю белорусское искусство, - говорит Ив, - у вас много художников, но не очень много идей. Иногда они копируют друг друга. Но если говорить о графике, то могу сказать, что белорусская графика - на очень высоком уровне, я бы поставил ее на первое место в Европе, если не в мире. Другое дело - проблема учителей. Профессора продолжают учить в традициях академизма, тогда как студентам нужно получать как можно больше информации о том, что сегодня делается в мире. Также важно слышать как хорошую, так и плохую критику, между тем в вашей стране признают только похвалу. Но людей нельзя научить, если им не показывать их ошибки. Поэтому я стараюсь быть с художниками честным.

За семь лет Ив в совершенстве изучил белорусскую действительность, но легче для него от этого она не стала. «В Беларуси для иностранца трудно все, - говорит он. - Мы разучились вступать в борьбу по мизерным поводам. Мы не привыкли испытывать давление со стороны чиновников, а также обличенных властью тупиц, зачастую необразованных, с которыми время от времени приходится решать принципиально важные вопросы. И чем они тупее, тем больше у них амбиций». В свою очередь, белорусы восхищают Ива своей готовностью идти в бой за малосущественные бытовые мелочи, мирясь при этом с глобальными проблемами. «Французы уже давно устроили бы здесь революцию, - изящно пожимает плечами мсье Прюдом. - За то время, сколько вы плохо живете, мы бы уже сто раз все сожгли, разрушили и построили заново».

А вообще, по его мнению, белорусский народ стоит уважать хотя бы за его живучесть.

«Я не бизнесмен», - любит повторять Ив Прюдом и активно подтверждает этот тезис практикой. И то верно - выставляя произведения искусства, коммерческого успеха в нашей стране не добиться. Сегодня каждую выставку посещает более трехсот человек, что, по мнению ее создателей, по нынешним временам очень даже немало. Насчет гармонии у Ива тоже получилось, правда, пока на отдельно взятых ста метрах галереи «Земля людей», название которой взято у его земляка Антуана де Сент-Экзюпери. В его же книге «Маленький принц» главный герой говорит: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Сто метров сегодня, сто - завтра, сто - послезавтра, независимо от того, в Париже ты, или в Минске. Глядишь, что-нибудь и получится...
Добавить комментарий
Проверочный код