Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (360) 11 ноября 2002 г. События. Оценки

МЯСЦОВЫ «ТАЙМС»: Новое издание не хочет дружить с «пиарастами»

11.11.2002
Алексей ДЕМЬЯНОВ

№ 44 [360] от 11.11.02 - В начале ноября вышел в свет первый номер негосударственной газеты «Местное время». На фоне исчезновения с белорусского медийного рынка в нынешнем году по политическим и экономическим причинам около десятка средств массовой информации появление нового периодического издания вызывает вполне оправданный интерес.

Главный редактор газеты «Местное время» Анатолий ГУЛЯЕВ любезно согласился рассказать о своем новом проекте корреспонденту «Белорусской газеты».

- Могли бы вы назвать учредителей фирмы - издателя «Местного времени»?

- Скажу лишь, что «Местное время - Пресс» - это общество с ограниченной ответственностью. Ходят нелепые слухи, что у нас за спиной стоит Василий Леонов и еще какие-то не менее громкие фамилии. Все это неправда. Я давно думал о проекте, о профессиональной газете, которая ни в коей мере не будет подходить под название «тусовочная». И с Александром Коктышем мы примерно в начале этого года начали поиск денег.

- СМИ могут быть либо чьим-то «рупором», либо бизнес-предприятием. Какой вы видите свою газету?

- Это чистый бизнес-проект. Газета - это продукт, который должен продаваться. Другое дело, что лучше продавалась бы порнографическая продукция или советы по выращиванию помидоров, но мне это не интересно. «Местное время» - не просто продукт. Там есть еще и душа. На самом деле продается не всё.

- Кто ваши конкуренты?

- В большинстве городов регионов у нас нет конкурентов. Только в Гродно есть газета «Биржа информации», но для 400-тысячного города этого мало.

- Кого вы видите среди своих рекламодателей?

- Во-первых, это столичный рекламодатель, которому важно донести свою рекламу адресно в регионы. Есть еще серьезный пласт региональной рекламы.

Еще одна европейская газета

- Вы используете принцип сетевого издания?

- Да, это по аналогии с «Комсомольской правдой в Беларуси». Есть базовый московский выпуск «КП», и в каждом из регионов есть некие свои страницы. В регионах у нас имеются корпункты, они делают по три сменные полосы, присылают тексты нам. Здесь все верстается и печатается. Но первая полоса и вся нумерация едины. Подобная структура номера не вызвала нареканий в Мининформации.

- Метод далеко не новый.

- Вся Европа так работает. Сегодня ситуация такова, что региональная пресса развивается лучше, чем центральная. И это неизбежно. Времена, когда за революциями, которые происходят в центре, регионы следят, затаив дыхание, прошли. Людям интересно то, что произойдет с ними завтра. Это ведь только у нас все, что происходит в столице, хорошо, а что где подальше - все плохо. В этом случае такая пресса с такой позицией не нужна. Да, это затратная схема. И я не боюсь, что кто-то скопирует и повторит. Надо много вложить. Она затратная в смысле оплаты труда. Растут затраты на производство: каждая сменная полоса требует отдельных затрат.

- Чем продиктован выбор региональных корпунктов?

- Вообще-то, это наше know-how, и делиться им абсолютно не хочется. Но мы определили, что в Беларуси есть полтора десятка городов от 100 тыс. жителей, где вообще нет негосударственной местной прессы. В Пинске до революции было 27 изданий, сегодня - только городская и районная газеты. На попытки регистрации новых газет местные власти отвечали, что больше не надо, хватит. Так что это открытый рынок. В нашем случае человек за одни деньги получает две газеты. А в Полоцке, Пинске и Гродно у нас сформированы команды. Есть еще четыре команды на будущее.

Идущие рядом

- Что вы предпринимаете для того, чтобы ситуация с закрывшейся газетой «День», в которой вы занимали пост заместителя главного редактора, не повторилась?

- Мне всегда представлялось, что газета должна быть более основательной. Политика ни в коем случае не должна вертеться между Анатолием Лебедько и Михаилом Чигирем. Жизнь вокруг гораздо многограннее. И в регионах много способных людей, которые не согласны с тем, что происходит, но свое несогласие они проявляют не одними уличными акциями. Не надо много ума, чтобы где-то покричать, хотя я не исключаю и это, но в то же время надо еще и что-то делать.

Мне представляется, что главная проблема демократов первой волны в том, что они просто ничего не умели, кроме как митинговать. Вряд ли стоит постоянно писать об одном и том же: «Ай-яй-яй, режим во всем виноват». Есть хорошая американская поговорка: «Читатель видит в газете зеркало, а в этом зеркале он хочет видеть свое лицо!» А вот показать это лицо очень сложно.

Свою задачу мы так и формулируем: читатель должен увидеть свое лицо, со своими проблемами. И мы искали модель газеты, рассчитанную именно на такого читателя. Наша аудитория - это не люди с большими деньгами и не элита. Мы рассчитываем на других читателей: людей активных, желающих жить лучше без помощи каких-то царей и героев. Таких в Беларуси много, около трети населения.

- А как отнеслась Белорусская ассоциация журналистов к новому проекту?

- Забавный вопрос. Многим хочется часто видеть в БАЖе Министерство информации со всеми его ресурсами и бюджетами. БАЖ нас поздравила, привезла цветы и часы в подарок. И я уверен, что если когда-нибудь с нами будут обходиться несправедливо, то БАЖ свой голос в защиту поднимет. Вообще, БАЖ - нормальная организация, может, она излишне политизирована, но это мое личное мнение. Как один из ее руководителей иногда я голосую «против», что-то я бы делал иначе, но это нормальная ситуация.

Ради объективности

- «Местное время» - объективная газета?

- Сбор и распространение информации - главная задача журналистики. Информация, по большому счету, штука объективная. Конечно, она может быть истолкована по-разному. Когда говорят, что газета «оппозиционная» или «пропрезидентская», то, по моему представлению, это бессмыслица, нечто неадекватное, непрофессиональное. Потому что если «оппозиционная» газета, то она распространяет ту информацию, которая ей выгодна, равно как и наоборот. Раньше отбор и фильтрация информации назывались «пропагандой», а сегодня это называется модным словом «пиар». И те, кто этим занимается, не журналисты, они - «пиарасты».

Что касается объективности, то должно быть представлено мнение как минимум двух сторон. Мы никому не позволим отдавать нам какие-то вещи неаргументированные, предвзятые. В одном из кабинетов мне сказали: «Ты вот хитрый такой. Начинаешь тихенько, но в нужный момент ты проявишь свою сущность». Ерунда - это не так.

- Есть ли место для выражения позиции газеты при ее стремлении к объективности?

- Мы должны не рассказать, а показать. Рассказывать просто, показывать - сложнее. Надо дать читателю факты, а он сам придет к какому-то выводу. Мнение газеты - это позиция. И она заключается в том, что мы представляем всю полноту информации по данному факту. Не умалчивая что-либо. Я знаю, что к «Белорусской газете» в журналистской среде очень часто возникают претензии. Например, почему «они так говорят об этом, как будто они не наши?».

- Случайно ли появление региональной газеты в преддверии выборов в местные органы власти?

- Это просто совпадение. Мы видели, что существует схема, которая не используется. За нами нет сегодня никакой политической силы. Мы будем предоставлять место кандидатам, но стараться соблюдать баланс. Это наш проект. Мы готовим продукт, за который нам было бы не стыдно. И еще о политике. Вот у нас первый номер вышел, и в следующем политики будет на одну полосу меньше, по крайней мере в таком виде.

Кому это надо

- Что значит «массово-политическая газета»?

- Это не моя формулировка, а Мининфомации. Там есть варианты, и в их числе такая. Она более всего подходит к тому, о чем мы хотим говорить. Имеется в виду, что круг наших проблем не будет охватывать какую-то одну профессиональную или возрастную группу. Будут представлены все сферы деятельности человека: политика, экономика, культура и общество. Нет людей, которые вообще не интересуются экономикой или политикой.

- Вы говорили, что газета будет центристского толка. Но еженедельник «Обозреватель» тоже позиционируется как центристская «массово-политическая газета».

- Французский философ Мишель Монтень говорил, что проповедь - это одно, а проповедник - совсем другое. И между ними большая дистанция. Конечно, это разные газеты.
Добавить комментарий
Проверочный код