Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№44 (360) 11 ноября 2002 г. Радости жизни

Театр: БОЛЬШЕ ЧЕМ ДОЖДЬ...

11.11.2002
Андрей КУРЕЙЧИК

Театр, как это ни странно, - учреждение весьма традиционное, иногда даже консервативное. Сделать в нем действительно что-то новое и необычное очень трудно. А чтобы это новое и необычное имело еще ценность для искусства - почти нереально. В Беларуси удивлять по-настоящему удавалось немногим. А в последнее время вообще никому, за исключением, быть может, актера и режиссера Павла Адамчикова и его спектакля «Больше чем дождь».

Белорусский фонд развития культуры

Спектакль: «Больше чем дождь»

Автор: по мотивам произведений А.Чехова

Режиссер: П.Адамчиков


Чем же удивил нас Павел Адамчиков? Во-первых, тем, что прекрасный спектакль, лауреат престижного международного конкурса «Молодость века», состоялся на частные деньги. Богатые люди редко вкладывают в культуру, а в культуру некоммерческую - практически никогда. Здесь же случилось белорусское чудо: деньги и замечательная идея нашли друг друга.

Во-вторых, в спектакле по мотивам произведений гения русской словесности Антона Чехова не звучит ни одного слова Чехова и вообще ни одного слова - спектакль от начала до конца является пластическим. Мейерхольд в свое время говорил о засилье литературного театра, о перегруженности театра словом, требуя обратить большее внимание на пластику и действие. Адамчиков по-своему реализовал эту идею. Диалогов в спектакле нет, но при этом они есть. Зритель видит их во всем: жестах, мимике, танце. Все взаимоотношения героев, надо признать, весьма сложные и противоречивые (и в этом, несомненно, чеховские), выражены виртуозным владением актерами своим телом и лицом. И при этом «Больше чем дождь» - это не балет. Это самый настоящий драматический спектакль с мощной внутренней драматургией, большим количеством первоклассного юмора и красивым символическим финалом.

Спектакль получился о несчастной любви. Все герои влюбляются, но не находят взаимности, в результате чего происходят весьма печальные и трагические события. Ситуации, в которые попадают несчастные влюбленные, очень узнаваемы (иногда даже слишком), что и предопределяет живую и непосредственную реакцию публики на происходящее. Трагикомичность, как главная черта произведений Чехова, была мастерски реализована во взаимоотношениях персонажей, так что зритель столько же смеется, сколько и грустит.

В-третьих, актеры. Сказать, что они хорошо играют, значит нанести им смертельную обиду. Они играют блистательно, причем все. Парадокс в том, что многие из них совсем не так ярко проявляют себя в обычных драматических спектаклях. Почему, замолчав, актер вдруг становится интересным и трогательным, сказать трудно. Возможно, потому, что, лишившись текста и оставшись один на один с публикой, у него ничего другого не остается. Отдельные слова восхищения стоит сказать Зое Белохвостик, которая не просто не отстала от молодежи (несмотря на физические перегрузки, которые испытывают актеры), но и показала настоящий актерский класс (или даже мастер-класс) владения телом, жестом и мимикой. Не менее сильно смотрятся и молодые актеры купаловского театра: невероятно трогательная Светлана Аникей, Александр Молчанов, Ольга Фадеева, циничный «мачо» Андрей Гладкий и сам Павел Адамчиков.

И, в-четвертых, музыка: разнообразная - современная, классическая, джазовая, роковая, всякая, но очень точно и умно подобранная.

Единственным минусом спектакля, впрочем, минусом небольшим, можно считать некоторую затянутость финала. Хотя это общая болезнь современного театра, никто не хочет просто закончить спектакль, всем нужна последняя точка. Но почему-то не одна...

Итак, этот спектакль доказывает несколько важных постулатов: тезис Станиславского о том, что для появления хорошего театра необходимы лишь актеры и площадка (кстати, сценографию спектакля составляют лишь несколько черных стульев); тезис Мейерхольда, что драматический театр, не основанный на слове, - возможен; и тезис американского капитализма о том, что хороший результат возможен лишь при правильном сочетании трех элементов: профессиональных и талантливых людей, хорошей идеи и денег. Здесь это сочетание произошло, с чем можно поздравить всех нас.
Добавить комментарий
Проверочный код