Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (360) 11 ноября 2002 г. Экономика

СТРАДАНИЯ ПО ЛЬГОТНОМУ ТАРИФУ

11.11.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Белорусская экономика поражена болезнью льгот. Прикрываясь учителями и врачами, студентами и инвалидами, правительство легализовало огромную армию льготников. Именно они служат прикрытием для многих властных структур. Тратя деньги на тысячи бессмысленных проектов, министерства и концерны стали соавторами энергетического кризиса. Чем быстрее будет проведен глубокий анализ предоставляемых льгот, тем быстрее страна решит как энергетические, так и социальные проблемы. Об этом неоднократно заявлял председатель Комитета госконтроля Анатолий Тозик на многочисленных семинарах и совещаниях, которые предшествовали энергетическому кризису.

БЕЗОБРАЗИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

После комплексной проверки предприятий жилищно-коммунального комплекса Анатолий Тозик сделал вывод, что ЖКХ - это «еще одна отрасль наряду со здравоохранением, где бюджетные средства тратятся бессчетно и немерено. Выявлены огромные потери воды в системах водоснабжения, тепла, электроэнергии, неконтролируемые расходы средств и списание материальных ресурсов при проведении текущего и капитального ремонта жилого фонда, раздутые штаты управленческого аппарата организаций жилищно-коммунального хозяйства и их никакой логикой не объяснимая зарплата». В 2001г. в целом по стране потери воды в сетях составили 124,7 млн. кубометров, или 14% от объема добытой воды. Ее добыча и транспортировка обошлись в 14,4 млрд. рублей. Потери в зданиях и сооружениях, по оценкам специалистов, составляют еще столько же. «Кампания по установке индивидуальных счетчиков практически прекратилась. И первые, кто это саботирует, - жилищно-коммунальные службы. Ибо тогда за вышеназванные потери придется отвечать. А сейчас разделили по-братски, предъявили счет государству - и всем хорошо».

Государство безропотно оплачивает постоянно растущие счета предприятий жилкомхозов, которые за статусом госмонополии чувствуют себя очень вольготно, получая при этом зарплаты, которые в Польше или Чехии можно было бы назвать приличными. Весной 2002г. зарплата директора жилищного УП «Жодинский водоканал» составляла 1 млн. 109 тыс. 800 рублей, или около $673. Директор КУП «Ивацевичский ЖКХ» управлял своим хозяйством за 1,3 млн. в месяц ($772), Витебского городского КУПП водопроводно-канализационного хозяйства - за 1,9 млн. ($1.125), главный бухгалтер данного предприятия получала 834,7 тыс. ($506). В «золотую пятисотку» самых высокооплачиваемых руководителей госпредприятий страны может попасть директор КУПП «Барановичикоммунтеплосеть». Еще весной этого года зарплата у него составила 2,2 млн. ($1.310). Можно подумать, что барановичский жилищно-коммунальный рынок отличается особой прибыльностью, потому что даже главбух на данном предприятии получает 1,2 млн. рублей ($709) в месяц. Как правило, зарплаты руководителей организаций ЖКХ значительно превышают зарплаты председателей облисполкомов.

МАССОВОЕ «ОТКАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ»

В процессе проверки предприятий ЖКХ Комитет госконтроля установил еще одну любопытную особенность. В Беларуси «нет нормативной базы, регулирующей уровень рентабельности работ и услуг, финансируемых из бюджета. Можно установить 5%, можно 50, а можно и 150. В зависимости от того, сколько средств удалось выбить под конкретную работу. И все будет законно». Вот такая уникальная забывчивость чиновников в отношении проектов, которыми они лично распоряжаются. Те же люди не забыли принять тысячи нормативных актов, которые регулируют торговые надбавки, рентабельность, каждую статью расходов частных и госпредприятий.

На примере строительного предприятия «Минскстройремонт» можно изучать особенности как белорусской бюджетной политики, так и характер взаимоотношений «власть - бизнес». Данные проверок КГК разбивают раздутый Transparency International миф о низком уровне коррупции нашей экономики.

Итак, данное предприятие занимается ремонтом жилого фонда столицы и получает на это деньги из бюджета. За 4 месяца 2002г. средняя зарплата гендиректора М.Холодинского в долларовом эквиваленте составляла почти $810. Как сказал в выступлении на одном из семинаров Тозик, «близкими родственниками (сыновья, жена, невестка)» директора «учреждены четыре коммерческие структуры, помогающие главе семейства наиболее эффективно для семьи осуществлять производственную деятельность». В мае 2002г. он по собственному желанию ушел с должности, но по решению совета предприятия назначен его председателем практически без снижения зарплаты. Ко Дню работника ЖКХ получил премию в 725 тыс. рублей. На Новый год руководство предприятия потратило 5,7 млн. рублей, закупив 144 бутылки коньяка, 180 - шампанского, 140 банок лососевой икры, 180 батонов сырокопченых колбас, сладости и другие продукты. И все это за госсчет. Далеко не везде дотянулась рука КГК, потому что проверить десятки тысяч структур, которые используют государственные деньги, не представляется возможным.

Многие структуры вообще находятся вне сферы контроля. Тем более никто не гарантирует, что проверенные компании и структуры обладают иммунитетом от коррупции и масштабного «откатного движения». Для ведомства Тозика работы еще непочатый край: «Есть целые отрасли, сидящие на бюджете, где в этих вопросах, как говорят в народе, «конь не валялся». Выше я говорил об организациях жилкомхоза. Те же проблемы выявлены и в ходе комплексной проверки Минтранса и его подведомственных организаций, особенно в дорожном хозяйстве».

ДОРОЖНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ

Каждый раз, когда вы будете разрушать подвеску своего автомобиля на дорогах страны, задумайтесь над следующими особенностями структурной политики правительства в области дорожного строительства. Во второй половине 90-х гг. при недозагрузке существующих предприятий возникли десятки новых организаций для оказания тех же услуг. «Сегодня во многих районах и городах по две, а то и по три организации, занимающиеся ремонтом и обслуживанием дорог. И каждая загруженая на треть, а то и меньше, но в каждой свои начальники, служебные легковые автомашины и т.д. Всех надо содержать, а на ремонт дорог денег не остается». Результаты проверки транспортников показали массу интересных фактов.

Так, средства фонда предупредительных мероприятий (оказывается, есть и такая структура с годовым бюджетом около $2 млн.) были потрачены на приобретение 48 автомобилей, которые якобы были нужны для контроля за работой автотранспорта и выезда на места ДТП. Деньги, которые платили в виде страховых взносов владельцы автомобилей, ушли на руководителей автопредприятий. Так, гендиректор РУП «Витебскавтодор» А.Коноплич, имея служебный автомобиль ГАЗ-3110 1999г. выпуска и задолженность по зарплате работникам 28,6 млн. рублей, за счет средств амортизационного фонда в декабре 2001г. приобрел еще один легковой автомобиль «Опель-Омега». Всего, по расчетам Комитета госконтроля, в целом по отрасли за 2001г. было необоснованно и неэффективно использовано около 100 млрд. рублей госсредств.

КГК КАК ПРОВОДНИК РЫНОЧНЫХ ИДЕЙ

Тозик выступает как истинный рыночник и прагматик, когда говорит о льготах: «Считаю, что это понятие должно быть вообще убрано из нашего законодательства и лексикона. Речь должна идти об адресной поддержке людей, которые действительно по независящим от них причинам не могут обеспечить для себя минимально приемлемый уровень жизни или сохранение жизни вообще». Под этим тезисом готов подписаться любой либерал, начиная от Милтона Фридмана и заканчивая Лешеком Бальцеровичем и Егором Гайдаром. Если дальше развивать логику председателя КГК, то кардинальному пересмотру должен быть подвергнут закон о бюджете, отменены тысячи законодательных актов Совмина и местных органов власти, потому что они сплошь и рядом состоят из разного рода льгот. Рынок товаров и услуг у нас заменен на рынок льгот и привилегий. В первом случае выигрывает потребитель, во втором - бюрократы и их друзья по бизнесу.

ЛЬГОТАМ - БОЙ

Льготами на транспорт пользуются 5,3 млн. человек (около 60 категорий граждан). Потери доходов организаций железнодорожного и автомобильного транспорта общего пользования от льгот в 2002г. составят примерно 103 млрд. рублей. Огромные деньги теряет бюджет по причине большого количества льготников по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2001г. их было 610,5 тыс. человек, в т.ч. 152,7 тыс. членов семей граждан, которым предоставлены льготы. Общая сумма предоставленных льгот за прошлый год по этой статье составила 27,4 млрд. рублей, в т.ч. членам семей - 6,5 млрд. Данная сумма возрастет многократно в контексте чрезвычайного энергетического положения, введенного на прошлой неделе.

НЕ КАМЕНЩИК ВИНОВАТ, А АРХИТЕКТОР

Глава Комитета госконтроля предложил не только наказать десятки чиновников, руководителей предприятий, которые расходуют бюджетные деньги. Он, по сути дела, призвал к пересмотру основы основ белорусской бюрократической экономики, которая соткана из льгот и привилегий. Если КГК проверит, насколько эффективны бюджетные инвестиции в реальный сектор, особенно в промышленность, которая пестрит налоговыми каникулами, бесплатными кредитами, гарантированным сбытом и протекционизмом от импорта, то его выводы будут еще более категоричными. Оно и понятно. Рынок - это система, которая любит учет и счет своих денег, будь они частные или государственные. Если убрать все корпоративные льготы, сотни госпрограмм, которые якобы направлены на социальную защиту населения, то Беларусь никогда бы не столкнулась с жестким энергетическим кризисом. Вместо продолжения опасной торговой войны с Россией белорусской власти стоит вспомнить, что никто не гнал ее в шею вступать в таможенный союз или подписывать пустые договора о союзном государстве. Никто не заставлял принимать вредные программы развития страны на 1996-2000 и 2001-2005гг. Никто, кроме администрации президента, Совмина и отраслевых министерств не блокировал приватизацию. Ни МВФ, ни Всемирный банк не имеют права на нашей территории фиксировать цены, печатать деньги, вводить право «золотой акции» и заниматься внесудебной конфискацией имущества. Все экономические беды, о которых так подробно говорил Тозик, - это прямое следствие проводимой правительством экономической политики.
Добавить комментарий
Проверочный код