Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (358) 28 октября 2002 г. Тема недели

БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ, или Как становятся персонами нон грата

28.10.2002
Родион РАСКОЛЬНИКОВ

24 октября на брифинге в МИД пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Беларуси Павел Латушко заявил, что каждая страна может принимать решение о нежелательности присутствия того или иного иностранного гражданина и можно привести сотни примеров, когда таким образом поступают различные государства. Впрочем, к этой исключительной в дипломатической практике мере не воюющая ни с кем и вроде даже не имеющая внешнеполитических врагов Беларусь в последние годы прибегает почему-то чаще других.

Выдворение, как правило, демонстрирует полную неэффективность дипломатических подходов к решению внешнеполитической проблемы, а потому к нему прибегают лишь в тех случаях, когда речь идет о чем-то действительно из ряда вон выходящем. О шпионском скандале, например. Или об угрозе для традиционной религии. В любом случае внешнеполитические последствия для страны, решившейся на выпроваживание со своей территории подданных иностранного государства, зачастую являются непрогнозируемыми.

Всем известно, какую роль в системе власти России играет православие. В конце сентября Россия решилась выдворить за пределы своей территории пять католических священников. В ответ на это комиссия польского Сейма по связям с поляками за границей поставила эту проблему на рассмотрение ПАСЕ и ПА ОБСЕ. Депутатам Сейма удалось добиться включения этого вопроса в повестку дня ПАСЕ и ПА ОБСЕ после того, как заместитель министра иностранных дел Анджей Бырт признал ответ российского посла Николая Афанасьевского недостаточно ясным.

Послов самой России не раз выставляли из ряда стран. Однако адекватной реакции со стороны администрации Путина на эти действия не появлялось - основания во всех случаях были более чем достаточными. Например, можно вспомнить кризис в отношениях между Россией и США после прихода к власти Буша-младшего, когда сразу 50 сотрудников дипломатических представительств России в Штатах оказались на грани выдворения. Госсекретарь Колин Пауэлл передал тогда российскому послу в США Юрию Ушакову список из шести сотрудников дипломатических представительств России, которые немедленно должны были покинуть страну. Колин Пауэлл сказал Ушакову и о том, что рассматривается вопрос пребывания на территории Штатов еще 45 человек, работающих в российском посольстве в Вашингтоне, российском представительстве при ООН и генконсульстве России в Сан-Франциско.

Поводом для выдворения стал массовый «вброс» в американскую прессу информации, представляющей государственную тайну для США. Для американских организаторов газетного «слива» прокуратура просила смертной казни. Дело тогда замяли, в раздувании скандала была не заинтересована сама Россия.

Следующий громкий скандал, касающийся сотрудников российских дипломатических представительств, разразился в марте 2001г., когда посольство России в Болгарии чуть было не выставили в полном составе из Софии. Пресс-секретарь болгарского МИДа Радко Влайков обвинил российское внешнеполитическое ведомство во вмешательстве во внутренние дела Болгарии. Речь шла о том, что МИД России не совсем адекватно отреагировал на стремление Болгарии вступить в НАТО. Ведомство Игоря Иванова выпустило заявление, в котором говорилось, что «решение сиюминутных задач нынешней политической конъюнктуры не должно идти вразрез с подлинными, а не мнимыми национальными интересами».

В ответ на это болгарские власти попросили отозвать трех российских дипломатов за предполагаемую «причастность к разведывательной деятельности» и обвинили посольство России в вербовке архивиста аналитического отдела службы военной разведки Лилианы Гучевой и бывшего начальника этого отдела Яни Янева. Поскольку последнего задержали с поличным, Россия опять не была заинтересована в раздувании скандала.

Совсем другое дело, когда выдворение касается не посольских работников. Здесь нужен либо достойный повод (например, начало военных действий), либо правильный выбор персонажа для выдворения. Известных тележурналистов и видных политиков выдворять умеет только Республика Беларусь.

У нашего молодого, но очень гордого государства есть богатый опыт и сугубо дипломатических скандалов. Можно вспомнить выдворение первого секретаря посольства США Сержа Александрова и фактическое выпроваживание представителей КНГ ОБСЕ, у которых закончилась дипломатическая аккредитация. В одном из интервью сотрудник миссии ОБСЕ в Беларуси Эндрю Карпентер напомнил, что иностранному подданному, обвиняемому в шпионаже, дают 24 часа на то, чтобы покинуть страну. Представителей КНГ ОБСЕ просили покинуть нашу территорию в день завершения их полномочий.

Открыл счет громким политическим выдворениям корреспондент НТВ Александр Ступников еще в 1996г. Собкора проводили до поезда и посадили в вагон, проследив, чтобы он покинул нашу страну. Теперь из страны выдворили парламентариев дружественного государства. Того государства, с которым мы строим союз и готовимся иметь единую валюту и парламент. Что ни говори, а наша внешняя политика - уникальна.
Добавить комментарий
Проверочный код