Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (358) 28 октября 2002 г. События. Оценки

В СВОЕМ СОКУ: О законности в стране депутаты рассуждали без «посторонних»

28.10.2002
Виктор МАРТИНОВИЧ

№ 42 [358] от 28.10.02 - 24 октября состоялись парламентские слушания о состоянии законности в стране. Мероприятие, которое регламентом ПП НС определяется как форма деятельности парламента, состоящая в заслушивании отчетов госчиновников, прошло без представителей прокуратуры, КГБ и МВД. Сложившаяся ситуация была настолько патовой, что спикер палаты, открывая мероприятие, не зачитал даже список его участников и приглашенных на слушания лиц. Поскольку исполнительную власть представляли лишь председатель Конституционного суда Григорий Василевич и министр юстиции Виктор Голованов, можно сказать, что о состоянии законности депутаты беседовали почти сами с собой.

Все присутствовавшие на парламентских слушаниях комментировали увиденное почти одинаково: такого еще не было. Повестка дня слушаний о состоянии законности в стране вообще не предусматривала доклада генпрокурора, шефов МВД и КГБ. В списке выступавших стояли Григорий Василевич, Виктор Голованов и два депутата - Виктор Кучинский и Анатолий Шпилевский. Последний появился в числе выступавших как глава Государственного таможенного комитета, темой его доклада было состояние законности в таможенной сфере.

Доклад Григория Василевича скорее напоминал университетскую лекцию. Из сказанного можно упомянуть лишь заявление о том, что новый УК, принятый нет так давно Палатой представителей и одобренный Советом республики, снова надо обновлять. По мнению руководителя КС, законы об амнистии, которые то и дело приходится принимать белорусскому парламенту, есть не что иное, как выражение недоверия судам. Кроме того, Василевич призвал развивать «конституционное мышление».

Вышедший к микрофону после выступления Василевича депутат Иван Пашкевич сразу извинился за то, что его вопросы могут быть неудобными для главы КС. В частности, парламентарий поинтересовался, как часто ведомство Василевича рассматривает соответствие Основному закону декретов президента, а также законопроектов, принимаемых Нацсобранием. В числе странных с конституционной точки зрения документов Пашкевич упомянул одобренный ПП НС накануне слушаний декрет о реформе Национальной академии наук (превративший обычную общественную организацию в орган госуправления), а также принятый обеими палатами парламента религиозный закон, наметивший превосходство одной конфессии над всеми другими. Парламентарий посетовал на отсутствие в зале представителей МВД, КГБ и прокуратуры, а также чиновников Комитета госконтроля, который «превратился в монстра».

Поскольку вопросы Пашкевича были риторическими, адекватного ответа на них не смог бы дать никто. Хотя Василевич что-то все-таки говорил.

В докладе министра юстиции интересной была та часть, где он характеризовал правовое поле Беларуси до прихода Александра Лукашенко. По Голованову, из-за открытия границ в страну «хлынул поток (...) знатоков человеческих душ», которые занимались здесь «подрывной деятельностью». Более того, «рыночные отношения проникли в духовную сферу», а многие пункты охраны порядка были закрыты, прекратили свою работу товарищеские суды. Но, как следовало из доклада министра, в правовой сфере был наведен порядок, приняты новые Кодексы законов о браке и семье, а также о труде.

После полуденного перерыва слушания возобновились выступлением депутата Кучинского, сделавшего доклад об экономической безопасности государства. Парламентарий сделал вывод: сам факт принятия большого количества регулирующих документов свидетельствует о неблагополучном правовом климате. В целом юридическую базу, существующую на сегодняшний день, Кучинский охарактеризовал следующим образом: «Излишнее регулирование одних сфер деятельности и всякое отсутствие регулирования других».

Результатом всего этого стал рост «серого» сектора экономики, который, по разным оценкам, составляет от 40 до 70% ВВП. Кучинский сказал, что экономическое законодательство Беларуси характеризует преобладание отсылочных норм, сложность процедуры регистрации и ликвидации предприятий. Кучинский упомянул, что в числе законных причин отказа в регистрации предприятия есть «нецелесообразность». Причем «нецелесообразность» эту определяет один-единственный чиновник.

Депутат констатировал, что со времени проведения парламентских слушаний о развитии предпринимательства бизнес-климат в стране не изменился, несмотря на принятые палатой рекомендации, «отсутствует всякое движение вперед».

А попытки народных избранников улучшить жизнь субъектов хозяйствования расцениваются как проявления «лоббизма». Систему тендеров Кучинский назвал «фикцией», защиту интересов личности в конфликте с власть предержащими он признал невозможной.

Прозвучавшие отзывы народных избранников были преимущественно в поддержку коллеги. В частности, Ольга Абрамова поблагодарила Кучинского за выступление. Кроме того, она призвала депутатов поддержать ее заявление о недопустимости действий белорусских спецслужб, которое собиралось направить прямиком в российское посольство.

А НУ ИХ...

Идея вообще отменить слушания - до тех пор, пока на них не изволят явиться представители прокуратуры, КГБ и МВД, прозвучала в вопросе Николая Дубовика к Виктору Шейману. Дубовик охарактеризовал происходящее в Овальном зале как «разговор слепого с глухим». Дубовик предложил всем депутатам встать и уйти. Кучинский высказался неоднозначно: он вспомнил, что «у нас есть руководство палаты, есть решение ПП НС о проведении слушаний». По его мнению, спикер, открывая заседание, должен был сообщить, кто пришел, а кто нет, и по каким причинам не явились генпрокурор и прочие лица. В прениях прозвучали формулировки «неуважение к палате и Совету республики», напоминание о том, что 110 человек, ожидавших в Овальном зале Шеймана, избирались напрямую народом.

Наконец, слово взял наиболее яркий либерал Валерий Фролов, предложивший «прекратить слушания» именно для того, чтобы они не напоминали «разговор слепого с глухим». Эту инициативу Фролов предложил вынести на голосование, однако cпикер заявил, что голосование по вопросу о прекращении слушаний не предусмотрено регламентом. И сказал, что на слушания депутаты собираются, чтобы «обсудить проблему» и выработать рекомендации по ее решению.

Снял напряжение Борис Биккинин, председатель комиссии ПП НС по национальной безопасности. Он напомнил, что слушания были намечены еще в мае. Позже была подготовлена их повестка. Она предусматривала отчеты председателей ВХС, МВД, прокуратуры, пограничных войск и прочих ведомств. Однако в связи с трагическими событиями, начавшимися в Москве 23 октября, в последний момент повестку пришлось переверстать, исключив участие главных силовиков. Биккинин напомнил депутатам, что «мы являемся участниками соглашения о борьбе с терроризмом». Как ни странно, аргументы депутата оказались убедительными для Овального зала и мероприятие благополучно продолжилось.

Основным итогом «самослушаний» в палате стало приятие рекомендаций ПП НС, которые призваны улучшить состояние законности в стране...
Добавить комментарий
Проверочный код