Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№42 (358) 28 октября 2002 г. Экономика

МЕЖДУ ДВУХ СТУЛЬЕВ: Белорусскую мебель теснят уже на родине

28.10.2002
Ольга МИКША

Прошедшая в Минске крупнейшая осенняя выставка «Мебель-2003» обозначила не только тенденции в мебельном дизайне, но и показала, что российские мебельные фабрики начали активно завоевывать белорусский рынок. Чтобы выжить, отечественным предприятиям необходимо кооперироваться. «Иначе положение станет угрожающим», - считает директор ПКТБ “Минскпроектмебель” Николай Минин.

Российский мебельпром сейчас на подъеме. Несколько лет назад фабрики получили инвестиции и начали перевооружение. После кризиса 1998г. на рынке значительно сократилась доля мебели западного производства. Российские мебельные предприятия, сумевшие использовать этот шанс, сегодня имеют устойчивый рынок сбыта и оборотные средства для наращивания производства. Теперь уже россияне выходят со своей мебелью на белорусский рынок, причем настолько успешно, что, по мнению экспертов, если отечественные мебельщики не смогут ничего им противопоставить, многим мебельным фабрикам в Беларуси угрожает банкротство.

ТРИ ШАГА ВПЕРЕД - ОДИН НА МЕСТЕ

По данным Минстата, импорт российской мебели в Беларусь в 2001г. по сравнению с 2000г. вырос на 30%, эта динамика сохраняется и в текущем году - за восемь месяцев импорт достиг практически такого же объема, как за весь 2000г. (см. таблицу). Сейчас в Беларусь достаточно регулярно поставляется мебель 10-12 российских производителей, развернута широкая рекламная кампания, некоторые торговые дома в Минске составили свой ассортимент целиком из российской мебели (например, ТД «Дружба», «Вильнюс»).

Таблица

Специалисты отраслевого концерна «Беллесбумпром», которые занимаются сертификацией, отмечают, что ее качество сравнимо с качеством западных производителей, при этом цены на порядок ниже. В то же время она вполне конкурирует и с белорусской мебелью - даже в сравнении с нашей мебелью аналогичного типа российский производитель предлагает более широкий ассортимент, а до недавнего времени - и более низкие цены.

Тем не менее складывающаяся ситуация не вызывает беспокойства у руководства «Беллесбумпрома». Как сказал в телефонном интервью корреспонденту «Белорусской газеты» вице-президент концерна Николай Манкевич, «это нормальная здоровая конкуренция» . Однако очевидно, что экономические условия, в которых сегодня работают белорусские и российские предприятия, весьма различны. Основные производственные затраты у белорусских мебельных фабрик составляют налоги и платежи за электроэнергию. К примеру, по словам коммерческого директора ОАО «Слониммебель» Сергея Окулевича, если фабрика выпускает продукции на 400 млн. рублей, то 40 млн. приходится заплатить за электричество. Налоговые платежи «съедают» почти половину оборота. Предприятие готово продать акции инвестору, говорят, даже есть заинтересованные, однако их отпугивает наличие госпакета и «золотой акции». «Слониммебель» в основном выпускает мебель из плит МДФ российского и польского производства и старается удерживать свои цены на уровне цен российских мебельщиков. При этом затраты белорусского предприятия значительно выше, чем у производителя аналогичной продукции из России.

В подобной ситуации находятся многие отечественные мебельщики. Это дает экспертам основание утверждать, что угроза экспансии российской мебели на Беларусь все-таки существует. Помимо плохого инвестиционного климата в стране и сложностей с поставкой нашей мебели в Россию (транспортировка, посреднический демпинг) директор выставки «Мебель-2003» Евгений Пухальский одной из главных причин ухудшения положения мебельщиков назвал низкий покупательский спрос: «Мебельных фабрик у нас очень много, мы всегда работали на экспорт, но теперь у нас продается мебели всего на $13 на душу населения, а надо бы на $130-230 - как на Западе» .

ВЫСОКО СИЖУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ

Активную кампанию на белорусском рынке ведет подмосковная мебельная фабрика “Шатура”. Как сообщил в интервью корреспонденту “Белорусской газеты” коммерческий директор компании Александр Пеньков, “Шатура” уже третий год продает здесь свою мебель, ежегодно приращивая объем продаж на 40%. “Беларусь - государство, которое близко к России. И наша мебель, которая хороша для России, очень подходит и для Беларуси: люди похожи, квартиры похожи, отношение к жизни похожее. Если в бизнесе все делать правильно, то из моральных аспектов вырастает материальный. Это отсутствие языкового барьера, лояльность к российской марке. Нет проблем с НДС, просты расчеты” . У “Шатуры” грандиозные планы - не только закрепиться на белорусском рынке, но и выйти в соседние Польшу и страны Балтии (то, что отечественным мебельщикам даже и не снилось). Фундаментом стало поступательное оздоровление фабрики. Сначала “Шатура” освободилась от нескольких производств - мягкой мебели, матрасов, фанеры, клееных элементов - и сконцентрировалась на том, что умеет делать лучше всего. Создала два совместных производства с итальянцами, одно продала немцам. Закупила высокопроизводительное оборудование и теперь может свободно манипулировать ценами на свою мебель.

ВРЕМЯ УПУЩЕНО, НО ШАНС ЕЩЕ ЕСТЬ

Директор ПКТБ “Минскпроектмебель” Николай Минин считает, что белорусским мебельщикам надо было заботиться о собственном будущем тогда, когда на мебель был ажиотажный спрос и стояли очереди. Сейчас время упущено, и поскольку инвестировать в белорусский мебельпром никто не торопится, остается один выход - кооперация. Блестящий пример подобного тандема на прошедшей выставке “Мебель-2003” продемонстрировали лидеры отрасли “Пинскдрев” и “Молодечномебель”, которые представили на своих стендах практически одинаковые комплекты мягкой кожаной мебели. Деревянный каркас из массива изготовили признанные мастера “Молодечномебель”, а кожаную обивку сшили также мастера своего дела - на “Пинскдреве”. Если бы каждое предприятие затеяло самостоятельно выполнить такую работу, потеряли бы много времени; если отдать заказ давальцам - обойдется слишком дорого. И только скооперировавшись, фабрики сумели выполнить превосходный комплект мебели представительского класса с наименьшими затратами для себя. По этой схеме можно организовать и производство мебели из плит - это позволит сохранить конкурентные цены, а дизайнеры белорусской мебели до сих пор котируются высоко.
Добавить комментарий
Проверочный код