Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (358) 28 октября 2002 г. Экономика

ОТЧЕТ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО, или Что скрывается за прогнозными показателями

28.10.2002
Ярослав РОМАНЧУК

Подводить итоги социально-экономического развития Беларуси приходится на фоне малых и больших трагедий и скандалов. Захват заложников в Москве, депортация из Минска лидеров СПС, убийство мирных американских граждан вашингтонским снайпером резко снижают важность любой цифровой информации. Анонс грядущего повышения цен на газ до $37 за 1000 м3, сокращение льготных поставок топлива от «Газпрома» в 2003г., требование повысить долю оплаты за энергоресурсы деньгами стало неприятным внешним фоном, на котором выполнение 10 из 16 прогнозных показателей стало очень слабым утешением для правительства.

«ТЕБЕ ЧТО, БОЛЬШЕ ВСЕХ НАДО?»

25 октября первый вице-премьер Сергей Сидорский отвечал на вопросы депутатов Палаты представителей о социально-экономической ситуации в стране. Он долго и монотонно перечислял достижения правительства в различных сферах, упомянув даже о первом белорусском «блокбастере» «Анастасии Слуцкой». Разумеется, в контексте правильной идеологической ориентации государственной инвестиционной политики. Министр труда и социальной защиты Антонина Морова говорила о предстоящей пенсионной реформе и трудностях в социальной политике, заверив, что роста социальных налогов не будет, но именно к такому решению подталкивает предложенный министерством проект закона о пенсионной реформе. Министру здравоохранения Людмиле Постоялко пришлось убеждать депутатов в конституционной бесплатности де-факто платной медицины. Андрей Тур, представлявший Минэкономики, говорил, что Беларуси еще рано применять рыночные механизмы, в т.ч. свободные цены. Провал с привлечением иностранных инвестиций объяснялся просто: правительство делает все возможное, но не получается. Поэтому и на следующий год Совмин планирует получить $400 млн. прямых иностранных инвестиций. А вдруг получится.

Министр финансов Николай Корбут согласился с тем, что совокупная налоговая нагрузка в Беларуси приближается к 50%, но в подходах его ведомства к бюджетно-налоговой политике возможностей ее снижения в ближайшее время нет. Министр не видит ничего страшного и в том, что с начала года задолженность по платежам в бюджет возросла по сравнению с началом года на 56,6%. Объем отсроченных сумм задолженности на 1 октября 2002г. увеличился за 9 месяцев на 82,1%. Любимый ответ членов правительства: «О проблемах мы знаем. Решаем их в рабочем порядке. Делаем все, что в наших силах». Особо активным депутатам, которые задают профессиональные вопросы, в кулуарах добавляют: «Тебе что, больше всех надо? Ты же понимаешь, что от нас ничего не зависит».

ДЕНЕГ НЕТ И НЕ БУДЕТ

Из года в год депутаты утверждают нереальные для выполнения и закрытые для контроля бюджеты. Из года в год одни делают вид, что отчитываются, другие - что принимают отчет с необходимыми по протоколу критическими замечаниями. Затем все возвращаются в свои кабинеты, «гоняют» чаи и репетируют очередной отчет перед главой государства. А в это время люди, которые делят большие бюджетные деньги, остаются вне контроля парламента и общественности. Только по косвенным признакам мы может определить, насколько эффективно они управляют госактивами.

Правительство любой европейской страны ликовало бы, если бы за 9 месяцев ВВП вырос на 4,4%. Поскольку перед белорусским Совмином стояла задача обеспечить рост экономики на 6,1%, то президент отчетом правительства остался не совсем доволен. Тем более что основной сектор - промышленность - увеличил производство только на 3,7% вместо 6,2%, как велел прогноз на три квартала.

Между тем Минсельхозпрод спас хороший урожай, который обеспечил ему рост на 3,2%, но данный показатель трудно удержать до конца года. Тем более что при плановой рентабельности 5,5% Минсельхозпрод имел только 0,9%. Значение этого показателя остается неизменным: сколько бы денег ни вкладывали в белорусское сельское хозяйство, все равно оно не способно получать прибыль и создавать новые рабочие места. О ликвидации 170 снабженческих и сбытовых организаций-посредников, которые реально контролируют сельский бизнес, правительство также не говорит.

Отметим еще одну тенденцию. Госбюджет постепенно избавляется от финансирования села, перекладывая основное бремя на местные бюджеты и разные фонды. В отчете члены правительства уверяли, что село было профинансировано в полном объеме. При этом из документов Минстата видно, что за 8 месяцев сельское хозяйство получило из республиканского бюджета только 41,9% средств.

Инвестиции в основной капитал выросли на 7% - как того и требовал прогноз, а вот с производством продовольственных товаров не сложилось. Рост производства на 2% при годовом плане 5-6% ставит пищевиков в затруднительное положение. Невыполнение плана по непродовольственным потребительским товарам вкупе с динамичным замещением белорусских товаров импортом, все чаще российским, свидетельствует о потере конкурентоспособности отечественного реального сектора. Это подтверждает провал плана по экспорту (вместо 6,5% годовых по факту за 8 месяцев - 4,6%).

БРОНЯ ЕЩЕ КРЕПКА

Уже третий год подряд правительственные аналитики не могут правильно спрогнозировать два показателя - реальные денежные доходы населения и розничный товарооборот. За три квартала этого года они увеличились соответственно на 12 и 13,4% вместо запланированных 5-6%. Почему-то за эти годы никто не додумался до корректировки методики получения данных показателей. Из остальных показателей отметим бурный рост объема подрядных работ Минобороны - на 23,7% при плане 7,1%. Оказывается, в тяжелые времена белорусской экономики на помощь мирным отраслям приходит оборонка. Мы можем только догадываться, за счет каких неожиданных заказов совершился такой бурный рост валового продукта данного специфического министерства.

ГРУСТНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ИСТОРИЯ

По итогам трех кварталов 2002г. объем промышленного производства составил 14,9 трлн. рублей, или 81,3% ВВП. Этот сектор экономики, бесспорно, основной генератор проблем, в т.ч. неплатежей в бюджет, кредиторской задолженности, долгов за энергоресурсы, бартеризации экономики. Он потребляет львиную долю льготных кредитов и госсубсидий. При этом именно на промышленности лежит все бремя перекрестного субсидирования, обязанность финансирования социальной инфраструктуры и «лишней» рабочей силы.

Три квартала 2002г. продемонстрировали беспомощность Минпрома, отсутствие концепции реструктуризации сектора, управленческую немощность концернов и блокировку любой инициативы «снизу». Рост или падение объемов производства или доходов той или иной отрасли или региона - это не результат реализации реалистичного, точно просчитанного бизнес-плана, а следствие перераспределения субсидий, налоговых льгот и госзаказа. На работу сектора большое влияние оказывают также внешняя конъюнктура цен на нефтепродукты и величина сравнительных преимуществ белорусского налогового законодательства (по сравнению с российским). Падение объемов промышленного производства Брестской области на 2,9% при росте Могилевской индустрии на 16,4% - яркое тому подтверждение. Машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и нефтехимия в сумме дают 53,6% всего объема промышленно производства, т.е. в них как раз и концентрируются проблемы сектора.

ТРИ ГЕНЕРАТОРА ПРОБЛЕМ

За 8 месяцев промышленные предприятия заработали всего

1 трлн. рублей прибыли, или в реальном выражении на 27,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сумма убытков - 163,3 млрд. рублей. Опять на три «передовика» промышленности пришлось 60% убытков. Если по всей промышленности убыточными были 36,3% предприятий, то в топливной - 65,8, легкой - 57,2, секторе строительных материалов - 49,3%. Рентабельность за 8 месяцев по промышленности составила 10,6% (год назад 12,2%). Убыточным было производство продукции на предприятиях торфяной промышленности (-5,9%), мясной и молочной (-2,3%) и нефтехимической (-0,9%). Может, в свете грядущего повышения цен на газ нам следует пересмотреть топливную политику? Заодно и отечественных торфовиков вытянем их кризиса. Промышленность сохраняет лидерство по объему кредиторской и дебиторской задолженности. На 1 сентября промышленники задолжали 5,2 трлн. рублей (47,3% общего объема задолженности). Мощным генератором долгов выступает электроэнергетика - ее доля составляет 34,4%. Машиностроение, пищевая и нефтехимическая отрасли дают еще 41,7%. С начала года объем дебиторской задолженности промышленности увеличился в реальном выражении на 10,5% и составил на 1 сентября 3,9 трлн. рублей.

Таблица

Таким образом, наблюдается серьезный производственный и финансовый кризис доминирующего сектора белорусской экономики. По итогам трех кварталов текущего года можно сделать вывод, что промышленность - это не решение всех бед Беларуси. Это ее основная беда. К сожалению, правительство этого либо не замечает, либо делает вид, что ничего серьезного не происходит. Проект подготовленной Совмином программы социально-экономического развития на 2003г. подтверждает этот вывод.
Добавить комментарий
Проверочный код