Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (356) 14 октября 2002 г. События. Оценки

УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ: президент не захотел поделиться полномочиями

14.10.2002
Виктор МАРТИНОВИЧ

№ 40 [356] от 14.10.02 - 9 октября у президента состоялось совещание с депутатами ПП НС, на котором была обсуждена судьба одного из важнейших законопроектов сессии - «О Национальном собрании». Судя по информации, просочившейся с заседания, законопроект, которого так ожидала Европа и депутаты, все-таки будет принят. Правда, не в том виде, в котором хотелось бы всем, кроме президента.

Законопроект «О Национальном собрании» впервые появился в повестке дня после того, как первый-второй президент Беларуси выступил перед депутатами и пообещал либерализацию и расширение полномочий законодательного органа. Исходя из этого, депутаты предусмотрели в черновом варианте законопроекта два базовых нововведения: приятное (собственную бухгалтерию Нацсобрания) и полезное (собственный центр законопроектной деятельности).

Впрочем, увидев, что депутаты весьма шустро претворили туманное обещание в конкретные пункты конкретного законопроекта, президент отнюдь не возрадовался. На специальном заседании комиссии по госстроительству ПП НС ее члены почему-то вынесли оба революционных пункта за скобки рекомендуемого к рассмотрению текста. Предполагалось, что инициаторы положений закона, касающихся бухгалтерии и центра законопроектной деятельности, Анатолий Красуцкий и Владимир Новосяд, внесут их на рассмотрение от себя лично и уже в ходе голосования. Потом в судьбе документа наступила затяжная пауза. Напрасно его появления в повестке дня ждали всю весеннюю сессию - законопроект, полностью доработанный и готовый к принятию, до депутатов просто не дошел.

Народных избранников так взволновала судьба проекта, что спикер Вадим Попов на одном из предшествовавших сессии заседаний совета палаты был прямо спрошен, где же ожидаемый закон. Не менее прямо тот ответил, что его судьбу решит президент страны.

Из того, что было сказано Александром Лукашенко 9 октября, можно понять, что в целом ему документ понравился. Кроме идей про бухгалтерию и собственное нормотворчество.

Глава государства продемонстрировал хорошее знание парламентских кулуаров, сразу и ясно высказавшись по поводу процедуры: при внесении каких-то поправок в законопроект нужно исходить из принципа целесообразности, серьезной мотивации и руководствоваться тем, что законы принимаются не под личности, а навсегда. Иными словами, если центр законопроектной деятельности будет в этом парламенте, это не страшно, а если в палату третьего созыва прорвется оппозиция, что тогда?

Радикально поменялось и отношение президента к проблеме перераспределения полномочий между ветвями власти. Куда делась его готовность наделять парламентариев дополнительными функциями? Негативно высказавшись неделю назад об идее парламентского контроля над милицией и вооруженными силами (то, что он обещал предоставить Палате еще осенью 2001г.), Лукашенко выразил неготовность укреплять ПП НС: «У нас сильная президентская республика, в которой президент - глава государства, наделенный в соответствии с Конституцией широкими полномочиями. Парламент не должен и не может заниматься балансировкой президентских полномочий, поскольку это противоречит Конституции. Если кому-то расширять полномочия, то от кого-то их соответственно нужно забирать». Кроме того, президент предостерег, «чтобы ни одна ветвь власти не посягала и не заходила на поле деятельности другой».

Не менее ясно Лукашенко сказал и про собственную бухгалтерию в ПП НС. Материально-техническое обеспечение, отметил он, сейчас своевременно и в полном объеме осуществляется Управлением делами. Сделано это для того, чтобы «не допустить разбазаривания тех небольших денежных средств, которые выделяются на содержание высших государственных органов». А потому собственная бухгалтерия Национальному собранию не нужна.

После столь неоднозначных и ясных подсказок судьбу обеих поправок можно считать решенной. Тем более что проект будет рассматриваться уже после преодоления парламентом «половинного рубежа» полномочий. После 22 октября депутатам останется работать всего два года. Многие из них уже ищут себе новую работу. Оказаться же не просто безработным, а опальным безработным, не хочется никому. Уж слишком ясно вырисовывается перспектива воробьянинского: «Monsieur, je ne mange pas six jours. Подайте бывшему депутату Государственной думы».
Добавить комментарий
Проверочный код