Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (356) 14 октября 2002 г. Радости жизни

Театр: И СНОВА О ДЕТЯХ…

14.10.2002
Андрей КУРЕЙЧИК

Писать о детских спектаклях очень сложно: зачастую бывает так, что нам, взрослым, уже неинтересно и непонятно то, что нравится детям, и наоборот - в юном возрасте кажутся глупыми и нелепыми вещи, которые забавляют и волнуют взрослых.

Сцена: Государственный молодежный театр

Спектакль: «По зеленым волнам океана»

Режиссер: Екатерина Огородникова

Художник: Михаил Лашицкий


Как известно, с возрастом люди портятся: они становятся циничными, злыми, некрасивыми и бездарными, иногда начинают совершать преступления, интриговать, устраивать войны и биржевые кризисы, творить другие мерзости, о которых дети даже не подозревают. Тем более удивительным кажется тот факт, что именно взрослые люди пишут для детей книги, сочиняют песни, ставят спектакли. Лишь при наличии большого таланта и везения произведения взрослых для «маленьких» могут последним понравиться. Еще более редкий случай, когда удается создать произведение интересное как для ребенка, так и для взрослого. «Алиса в стране чудес», «Властелин колец», «Путешествия Гулливера» - вот примеры подобных «аномалий» в литературе. Каково же было мое изумление, когда я наткнулся на интересный и детям, и мне спектакль в белорусском театре - «По зеленым волнам океана», который поставлен Катериной Огородниковой в Молодежном театре.

Как ни странно, детские спектакли всегда говорят о самом важном: любви, дружбе, мечте, жизни и смерти, не отвлекаясь на бессмысленные заморочки «взрослого» «интеллектуального» искусства. Этот спектакль с поразительной трогательностью рассказывает о «старом морском волке» (в самом прямом смысле), который с какой-то отчаянной одержимостью строит в лесу корабль и ищет то, чего там не может быть, - океан, чтобы на своем утлом суденышке отправиться в далекое плавание. Его мечта несбыточна и абсурдна, а он верит - вот вам в краткой форме весь трагизм существования человечества, суть мифологии и религии, парадоксы Достоевского и Толстого.

Вместе с ним «в океан» поверил одинокий, всеми третируемый заяц. Мечта объединила двух несовместимых существ, а затем и всех остальных обитателей леса. История простая, но именно простые истории всегда самые важные. Финал спектакля трагичен и метафоричен - старый волк умирает, но именно в смерти он находит свой далекий, бурный, бесконечный океан. Конечно, дети не понимают всех смыслов, идей, аллегорий, которые заложила в ткань спектакля Огородникова. Незнакомо им и имя Тома Уэйтса, музыка которого звучит в детском (!) спектакле. Но дети сопереживают, потому что в истории нет фальши и нет лжи, которые так легко чувствует ребенок во «взрослых» спектаклях.

В спектакле реализована прекрасная сценография Михаила Лашицкого, который обладает уникальным даром: из никчемных обломков и тряпья сотворить настоящий «корабль мечты», облечь персонажей в затейливые костюмы и придумать на сцене образный, парадоксальный мир настоящей сказки.

В спектакле очень хорошо играют два главных персонажа (особенно Заяц - Илья Черепко) и очень плохо все остальные. Кроме того, налицо масса огрехов режиссуры и довольно примитивный текст. Но в спектакле есть главное - настоящая, важная мысль, пусть простая, но очень волнующая и страстная, ради которой можно закрыть глаза на многие недостатки.

Тут опять хочется вспомнить другой по масштабам и уровню спектакль - «Кьёджинские перепалки» в Театре им. Я.Купалы, недостатки которого я цинично и подробно описал в одной из предыдущих рецензий. Потому что это тот самый пример, когда все недочеты и слабости могут быть полностью искуплены одним, но очень важным достоинством - настоящей и искренней человечностью в исполнении талантливого режиссера, художника и актеров: Манаева, Кочетковой, Сидоровой, Яворской, Паулютя и Памазана.

Справедливости ради приходится признать, что «Кьёджинские перепалки» - случай, когда даже недостатки спектакля становятся шагом вперед для театра. Ибо искусство - единственная сфера человеческого бытия, где произведение без недостатков и «шероховатостей» может вдруг оказаться пустым и бездарным, а угловатый шарж или неловкое движение - стать примером человеческого таланта.
Добавить комментарий
Проверочный код