Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (356) 14 октября 2002 г. Экономика

ОСТОРОЖНО, ГРАНИЦЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ!

14.10.2002
Сергей ЖБАНОВ

Пожинаем горькие плоды огромных для республики объемов внешнеэкономической деятельности с Россией

Президиум Совмина озаботился мерами по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности. Установленные задания по росту экспорта выполнены только Гродненским и Минским облисполкомами. Остальные, включая Минский горисполком и всю страну в целом, централизованные планы по наращиванию экспортных поставок провалили.

ПОСЛЕ ТЕЛЕГИ - ВАГОН

Внешнеторговый оборот Беларуси за семь месяцев текущего года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,2%. Казалось бы, для беспокойства у правительства нет причин, если не озираться на пресловутые плановые ориентиры. Но в правительстве знают цену достигнутых темпов прироста. Из-за ухудшения внешнеторговых условий объем экспорта в фактических ценах увеличился на 1,9%, а физические объемы поставок за этот период возросли на 7,9%.

«Весомость каждого процента прироста возросла», - любил приговаривать один из бывших министров экономики Беларуси. Но этот привес - не из разряда вызывающих восторг, так как, где раньше обходились телегой, теперь приходится отгружать вагон за те же деньги.

Особую тревогу у правительства вызывает потеря конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на основных наших рынках - в странах СНГ. Кроме падения цен на белорусскую экспортную продукцию, на снижение конкурентоспособности указывает и беспрецедентное увеличение запасов готовой продукции.

СПАСИБО ЗА УСЛУГИ

Но не все так плохо. Отрицательное сальдо внешней торговли хоть и увеличилось по сравнению с прошлым годом на $86,8 млн., составив $258,2 млн., нейтрализуется положительным сальдо в торговле услугами. Где-то теряем, а где-то находим.

За отчетный период текущего года улучшилась структура внешнеэкономических операций, характеризуемая долей товарообменных операций в экспорте. Если в прошлом году за семь месяцев она составляла 19,9%, то в нынешнем - только 9,8%.

Беда в другом - в чрезмерно тесных экономических связях с Россией. Настало время, когда приходится пожинать не только сладкие, но и горькие плоды огромных для республики объемов внешнеэкономической деятельности с бывшей метрополией. И изменить здесь многое власти просто не в состоянии, будучи вынуждены нестись по воле ветров с Востока, успевая лишь статистически фиксировать происходящие процессы и робко заявлять на президиуме Совмина, что «повышению конкурентоспособности белорусской продукции будет способствовать установление единой цены на природный газ, поставляемый в Республику Беларусь». Но это уже из известной оперы под названием «Если бы у бабушки...»

Остальное также подтвердить несложно. Например, тем, что, вопреки белорусским интересам, товарообмен в торговле с Россией резко сократился с 34,2 до 17,8% за исследуемый период. Заслугу в этом следует смело отнести на счет российского правительства, нашедшего в себе силы отказаться от использования бартерных форм расчета. Теперь россияне предпочитают «живые деньги» не только в быту, но и при межгосударственных расчетах и зачетах за поставленные энергоносители в братскую республику. А неизжитую долю товарообменных операций можно рассматривать как инерционную цепь уступок белорусским поставщикам, находящимся в условиях набирающего силу кризиса ликвидности.

ПОШЛИ НА...

Другим примером радикального влияния решений российского правительства на структуру белорусского экспорта можно считать запрет на беспошлинный экспорт через белорусскую границу. В июле российское правительство приняло постановление, «вводящее экспортные пошлины при вывозе товаров российскими резидентами в адрес нерезидентов, находящихся на территории государств Таможенного союза».

Всю прелесть данного постановления Беларусь ощутит уже во втором полугодии, так как решение должно было вступить в силу через месяц после официального опубликования, т.е. в августе. Беларусь всегда занималась реэкспортом российской нефти, и не только. До сих пор эти реэкспортные потоки зависели главным образом от мировой ценовой конъюнктуры, т.к. с товаров, якобы следовавших в союзные государства, но затем переправляемые в государства дальнего зарубежья, не взималась экспортная пошлина. Кто-то пользовался тем, что пошлины были ниже, чем в России, а кто-то тем, что они отсутствовали вообще, в ущерб российскому бюджету.

Реальная цифра сокращения белорусского экспорта по этой причине может быть выявлена только к концу года, но есть большие сомнения, что в правительстве захотят детально проанализировать данный фактор, не говоря уже о том, чтобы точно оценить сумму потерь.

ОТТЯГИВАЯ КОНЕЦ

В правительстве признают, что меры денежно-кредитной политики слабо стимулировали деятельность экспортоориентированных производств. И не более. Подобная скромность и косноязычие означают нежелание касаться больной для белорусского президента темы ускорения девальвации национальной валюты. Пока власти предпочитают оттягивать это неизбежное решение, давая шанс Нацбанку сократить свои золотовалютные резервы. О том же, что подобное решение давно уже проталкивается, стало известно еще летом из докладной помощника президента, растревоженного тем, что «непересмотр официальных курсовых значений белорусского рубля на конец периода (1860-1920 рублей за доллар США) приведет к существенному укреплению его реального курса... В результате ухудшатся условия для экспорта и будет дан дополнительный толчок к увеличению импорта (прежде всего потребительских товаров)».

Пока ни президент, ни правительство, ни Нацбанк не прислушались к этим рекомендациям по стимулированию экспорта. Поэтому для улучшения результатов внешнеэкономической деятельности правительство предпочтительно ориентируется на привлечение валютных ресурсов, рационализацию импорта, защиту внутреннего рынка, усиление координации органов госуправления и совершенствование белорусской товаропроводящей сети за границей.

Насколько удачным окажется предложенный комплекс мероприятий, можно будет сказать в конце года исходя из величины все тех же государственных золотовалютных резервов.

И тут мы имеем дело с очередным парадоксом государственного администрирования. Правительство может взять реванш у Нацбанка за инфляцию, которую в большей степени формирует монетарная политика данного учреждения, а отдуваться во время отчетов у президента приходится правительству. Таким образом, задание по росту золотовалютных резервов, являющееся одним из важнейших показателей деятельности Нацбанка, может служить своеобразной компенсацией за эту несправедливость. Ведь все предложенные рычаги по стимулированию роста золотовалютных резервов лежат в компетенции правительства. Кроме ускорения девальвации национальной валюты - но эта тема, сулящая резкое падение жизненного уровня трудящихся, до конца года на отчетах у президента серьезно не обсуждается.

Эта тема столь же больная, как и разговор об иностранных кредитах и инвестициях. Объем иностранных кредитов, полученных под гарантии правительства за семь месяцев текущего года, составил $69,53 млн. Прямые иностранные инвестиции за первое полугодие поступили в размере $46,4 млн. Но об иностранных инвестициях, как о естественном резерве для роста внешнеторгового оборота и повышения его эффективности, в правительстве предпочитают не распространяться. Такой подход можно назвать честным и объективным по вполне понятным причинам. Единственное, на что хватает отваги Совмину по данному направлению, - это обсуждение практики страхования экспортных кредитов и беспроцентного льготного кредитования инновационных экспортоориентированных проектов. Но этот вопрос, как и тема иностранных кредитов и инвестиций, целиком зависит от кредитных рейтингов страны и ее коммерческих банков, которые оставляют желать лучшего, а потому и не рассматриваются правительством как реальный источник стимулирования экспорта.

Из конкретных мер стоит отметить подготовленный проект указа президента «О введении специальных пошлин на отдельные товары, происходящие из Украины», которым предполагается введение защитных пошлин в размере 50% от таможенной стоимости на отдельные товары. Вот такие ближайшие перспективы нас ждут на славянских торговых просторах.
Добавить комментарий
Проверочный код