Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№38 (354) 30 сентября 2002 г. События. Оценки

КТО НЕ В «ОТКЛЮЧКЕ», заплатит за остальных

30.09.2002
Наталья СУВОРОВА

№ 38 [354] от 30.09.02 - 1 октября президиум Совмина рассмотрит новые подходы в политике отключения или ограничения от источников энергопотребления злостных неплательщиков. Основной докладчик - министр энергетики Владимир Семашко - преисполнен оптимизма, поскольку в последние месяцы платежи перекрывают текущее потребление и даже позволяют частично погашать долги прошлых лет. Однако за восемь месяцев долги за газ на внутреннем рынке составили $200 млн.

Второй год подряд правительство борется с неплатежами в энергосекторе посредством отключения и ограничения предприятий и организаций от источников энергии. С октября Минэкономики полностью передает в ведение Минэнерго контроль за оплатой энергоресурсов. Решение административно оправданно и назрело давно. Кто-то один должен отвечать за энергетическую политику в стране.

ТРИ ПРИЧИНЫ ХОРОШЕЙ СТАТИСТИКИ

В августе 2002г., по информации из правительственных источников, расчеты за природный газ составили 107, за электроэнергию - 105,5%. Причин такого роста - три. Во-первых, энергетики вынуждены отказываться от газа по причине нехватки этого вида топлива. В итоге потребление газа в июне снизилось до 82% к уровню того же месяца прошлого года, в июле - до 93, в августе - до 86%. Потребление природного газа сократилось за лето в среднем на 13%. Правда, за то же время выросло потребление иных энергоресурсов (мазут, местные виды топлива, в основном торф).

По данным из правительственных источников, производство электроэнергии и тепла за лето сократилось в среднем на 2-3% к уровню того же периода прошлого года. Поскольку никаких серьезных скачков в потреблении энергии не наблюдалось, следовательно, несколько процентов достигнуты не за счет осознанной политики промышленных предприятий по снижению потребления энергоресурсов, а в результате насильственного административного отключения.

Во-вторых, с мая снижен тариф на тепловую энергию для промышленных потребителей, а с 1 июля - на природный газ с $59 до $47 за 1 тыс. кубометров, что немного облегчило бремя платежей для реального сектора экономики.

В-третьих, в нынешнем году правительство активно предоставляет отсрочки погашения энергодолгов, утверждая один за другим графики реструктуризации долгов промышленных предприятий и колхозов.

ДОЛГИ КАК ОНИ ЕСТЬ

Отсрочки по платежам формально освобождают промышленные предприятия от пени на полгода-год, однако они не возвращают средств поставщикам газа, российским корпорациям «Газпром» и «Итера». В результате фактические внешние долги за газ остаются на одном уровне все последние пять лет.

На 1 сентября задолженность потребителей на внутреннем рынке Беларуси перед концерном «Белтопгаз» за природный газ была равна 360 млрд. рублей, а перед «Белэнерго» за электрическую и тепловую энергию превышала 305 млрд. Поскольку основным должником за газ остается энергосистема, которой должны промышленность и агросектор, то ни в коем случае нельзя суммировать данные цифры, как позволяют себе отдельные СМИ. За точку отсчета энергодолгов на внутреннем рынке Беларуси можно брать сумму невыплаты за газ, которая в пересчете составляет $200 млн.

В 2002г. правительство подписало 13 постановлений по отсрочке платежей отдельным промышленным предприятиям и колхозам. В перечень вошли как крупные гиганты индустрии (например, витебский «Доломит» и могилевское «Химволокно», «Витебские ковры» и «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение»), так и ряд небольших производителей (Оршанский инструментальный завод, бобруйский Комбинат железобетонных изделий, Кричевский завод резиновых изделий и т.д.), а также часть предприятий системы «Беллегпрома».

Простое перечисление показывает, что отсрочка понадобилась предприятиям строительной индустрии, пищепрома, легкой и химической промышленности. С точки зрения регионального деления, меньше других получали отсрочку гродненские производители. В остальных регионах страны ничего, судя по всему, пока не изменилось и ходоки вереницей тянутся в Минфин - с просьбой об отсрочке платежей за энергоресурсы и энергию.

ПРОСТОЙ ПРИМЕР

Возьмем Гомельский радиозавод им. 60-летия СССР. Предприятие так и не выбралось из кризиса. Получив бюджетную ссуду, вот уже который год завод не в состоянии вернуть деньги. Постановлением Совмина от 1.02.2001г. N136 предусматривалось возвращение заемных средств в сумме 258 млн. руб. до 1 января 2002г. Однако с прибылью по-прежнему туго, и ссуда осталась непогашенной. Сов-мин издал постановление N580 от 6.05.2002г., коим продлил срок возврата бюджетных денег до 1 мая 2003г. В новом документе фигурирует сумма в полтора раза большая - 390 млн. рублей. При этом правительство рекомендует Минфину предоставить дополнительный бюджетный заем в размере 500 млн. рублей для пополнения оборотных средств Гомельского радиозавода с уплатой 15% годовых. В случае непогашения займа в срок возврат производится за счет инновационного фонда Минпрома. Фактически правительство одалживает неплатежеспособному предприятию ссуду за ссудой, сдирая три шкуры с производителей, которые пока еще самостоятельно сбывают свою продукцию.

И вот этому предприятию отодвигают сроки погашения задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию (ПСМ N820 от 21.06.2002г.) до 31 декабря 2008г. Дата начала погашения задолженности - 1 января 2006г. Правительство, таким образом, предоставляет отдельному заводу товарный кредит сроком на четыре года.

СИЛЬНЫЙ СЛАБОГО НЕСЕТ

Колхозы и совхозы в очередной раз получили отсрочку погашения задолженности за природный газ и энергию (ПСМ N599 от 8.05.2002г.). На этот раз долги АПК за последние пять с хвостиком лет отложены до 2006г. Т.е. их выплата должна начаться с 1 января 2003г. и происходить по следующей схеме: в 2003-04гг. - по 20%, в 2005г. - 25%, в 2006г. - 35%.

Сегодня ни в Минсельхозпроме, ни в Минэнерго не могут поручиться, что долги эти действительно будут возвращены. Это не первая схема, принятая правительством Беларуси и подтвержденная «Газпромом» и «Итерой». Однако все предыдущие (ПСМ N1624 от 1997г., N185 и N1066 от 2000г.) благополучно срывались по причине нерентабельности продукции белорусского АПК и отсутствия кардинальной реформы на селе.

На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. Правительство фактически кредитует отечественную промышленность и сельхозпроизводителей за счет двух источников: товарного кредита поставщиков газа и специального фонда расчетов за энергоресурсы. Средства фонда практически израсходованы. Указом N421 от 6.08.2002г. президент распорядился предоставить 6 млрд. рублей торфяной промышленности и 13,8 млрд. - бюджетным организациям для погашения долгов за газ и электроэнергию из внебюджетного компенсационного фонда для сокращения задолженности за энергоносители.

Не до конца прояснен вопрос с поставщиками энергоресурсов. Сегодня Беларусь недополучает газ от «Итеры» и ищет третьего поставщика этого вида топлива. Трудно сказать, какая компания, зная опыт своих предшественников, согласится взвалить на себя воз долгов. В случае отсутствия третьего поставщика Беларуси трудно будет завершить год с нормальным потреблением тепла и света. Если же он будет найден, отечественной промышленности придется серьезно изучить процедуру банкротства, поскольку любой новый газотрейдер постарается взыскать свои долги если не деньгами, так хотя бы имуществом.
Добавить комментарий
Проверочный код