Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№38 (354) 30 сентября 2002 г. Общество

ХОЗЯИН У ЗАПИСЕЙ ЕСТЬ. Главное - с ним разобраться

30.09.2002
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

После выхода публикации материала “У записи должен быть хозяин” (“Белорусская газета” N30) об отечественных проблемах в области авторских прав на музыкальные произведения в редакции раздался звонок из компании Vigma, крупнейшего белорусского производителя лицензионных аудиокассет. Прозвучавшие доводы и приведенные данные мы сочли достаточно серьезными, чтобы продолжить разговор о музыкальном пиратстве с Александром ЛОСЕВЫМ, заместителем генерального директора компании. О своих взглядах на проблему и ее решениях он рассказал музыкальному обозревателю “Белорусской газеты”.

- Мы считаем, что в целом Владимиром Пугачем (директор Белорусского музыкального агентства, которое занимается защитой авторских прав. - Д.Б.) неправильно охарактеризована ситуация с авторскими правами на тиражирование аудиозаписей, т.н. “механическими” правами, что особенно хорошо прослеживается на наиболее крупном сегменте белорусского рынка музыкальной аудиопродукции - кассетах. Если исходить из его слов о том, что 95% рынка занимают пираты, то получается, что авторам никто ничего за эти носители не отчисляет. Но я вам могу показать все необходимые бухгалтерские документы нашей компании о ежемесячных отчислениях автор-ских вознаграждений российским правообладателям в лице НААП, Первого музыкального издательства, РАО и т.п.. За 2001г. сумма этих отчислений составила в эквиваленте около $10 тыс., а за первую половину 2002г. превысила $7,5 тыс. Более того, каждая наша кассета официально зарегистрирована у местных представителей правообладателей. А ведь российская музыка - это около 80% кассетного рынка Беларуси. Если учесть, что он у нас в четыре раза больше рынка CD, то вообще сложно понять, как можно говорить о 95% пиратства. Думаю, что это вопрос чести не только компании Vigma, но и остальных крупных отечественных выпускающих компаний и производителей. Возникает вопрос: неужели мы зря тратим деньги на отчисления?

- Стало быть, не все так страшно?

- Да, в сфере авторского права неоправданно нагнетаются страсти. Те же представители БМА в другом недавнем интервью много говорили о бездействии правоохранительных органов, хотя на деле они работают в настоящем смысле этого слова. Может, не всегда оперативно, но ни одно заявление не остается без серьезного внимания. Более того, они постоянно проверяют выпускающие компании, в т.ч. и нас. Поймите, если фирмы, занимающиеся только ввозом и перепродажей, имеют возможность как-то уклониться от чего-то, то у нас такой возможности нет, поскольку мы занимаемся производством, а завод не спрячешь.

- И все же, какую долю рынка сейчас, на ваш взгляд, занимает пиратская продукция?

- По моим данным, на нашем рынке порядка 30% пиратских кассет. Насчет дисков мне, исходя из специфики нашей компании, сказать сложнее. Но вообще, официального производства CD здесь нет, следовательно, с их легальностью зачастую все очень условно. Однозначно лишь то, что с дисками ситуация гораздо хуже кассетной. Если говорить о конкретных регионах, то самые неблагополучные в плане пиратства - Витебская и Могилевская области. Тут, наверное, играет роль открытая граница с Россией. Даже в Гомельской области дела получше - благодаря хорошо закрытой границе с Украиной. Но стоит отметить, что везде ситуация постепенно изменяется в положительную сторону.

- Что сдерживает этот процесс?

- Да хотя бы распространенная у нас практика т.н. “мировых соглашений”, когда представители правообладателей находят нарушителей, но вместо того, чтобы вести их в суд, договариваются об определенной сумме компенсации. С одной стороны, и для нарушителя это весьма условное наказание, поскольку он, заплатив, чаще всего продолжает заниматься своим делом, а с другой, никто не гарантирует, что здешний представитель правообладателя отправит деньги в ту же Москву. Получается, что подобные представители лишь способствуют пиратству ради какой-то личной выгоды, а потом возмущаются, что якобы никто ничего не делает.

- Какие первоочередные шаги в сфере борьбы с музыкальным пиратством вы считаете важными?

- Тут, как мне кажется, достаточно правильно ведет себя

РУПИС. Есть намерение официально зарегистрировать всех представителей правообладателей, предварительно проверив соответствующие документы. Затем они, возможно, будут самостоятельно собирать деньги у производителей за тиражирование и самостоятельно передавать правообладателям. Это позволило бы покончить с “мировыми соглашениями” и злоупотреблениями представителей правообладателей на местах.

- Подобная практика сбора уже была при Комитете по авторским правам, и особых успехов она не принесла.

- Думаю, сам по себе и РУПИС ничего сверхъестественного тоже не сотворит. Просто в эффективной работе этого органа на сегодняшний день заинтересованы все, кто хочет иметь как можно меньше вопросов со стороны правоохранительных органов. Для этого им нужно будет вносить как можно больше заявок и платить как можно больше авторских. А контролирующие органы, тот же ОБЭП, уже сами проверят, насколько реальные объемы соответствуют документам. Естественно, к тем, кто подает мало заявок или делает мало отчислений, автоматически будет больше вопросов.

- Наверное, целиком полагаться на “заинтересованность” производителей было бы неправильно. Какие меры могли бы усилить контроль?

- Возможно, один из наиболее универсальных путей - введение акцизной марки. Прежде всего это позволило бы контролировать объемы производства и, следовательно, соответствие объемов выплат. Без занижений со стороны производителя, но и без завышенных требований со стороны представителей правообладателя. К тому же это упростило и ужесточило бы борьбу с пиратством, поскольку тогда подобные проверки мог бы делать любой участковый милиционер. Отсутствие акциза сразу бросается в глаза, а его подделка - это уже неотвратимая уголовная статья, а не непонятные большинству населения авторские права. И тогда всем стало бы не до пиратства.
Добавить комментарий
Проверочный код