Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (354) 30 сентября 2002 г. Экономика

ПОД СТАТЬЕЙ - 4.500 ДИРЕКТОРОВ, или Неожиданные ракурсы процедуры банкротства

30.09.2002
Ярослав РОМАНЧУК

№ 38 [354] от 30.09.02 - Далеко не все статьи принятого в начале прошлого года закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» используются заинтересованными лицами. Почти 4.500 директоров убыточных предприятий живут и не знают, что имеются все основания для подачи на них в суд и конфискации личного имущества. Чиновники министерского уровня действуют гораздо осторожнее. Чтобы не быть обвиненными в неправильной оценке госимущества, в неудачной инвестиционной политике они поступают, с их точки зрения, прагматичнее: просто блокируют инвестиционные проекты, которые могут принести в Беларусь сотни миллионов долларов и десятки тысяч новых рабочих мест.

ВОСЬМАЯ СТАТЬЯ

Чиновники, в отличие от директоров, прячутся за многочисленными нормативными актами правительства и отраслевых министерств. А вот от статьи 8 закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» руководителям предприятий за инструкциями не спрячешься. Она устанавливает, что «должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда: удовлетворение требований одного из кредиторов или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица… Неподача должником заявления должника в случаях и в срок, предусмотренные настоящей статьей, влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений-»

Если строго придерживаться буквы закона, то поведение директора в упрощенном виде должно быть таким. Он анализирует cash flows, т.е. денежную выручку от продажи товаров и услуг. Скажем, предприятие в месяц получает на счет $100 тыс. Затем руководитель расписывает свои финансовые обязательства. Условно, налоги - $40 тыс., электроэнергия - $20 тыс., поставщикам сырья и комплектующих - $40 тыс., зарплата - $15 тыс., операционные затраты - $10 тыс., обслуживание кредитов - $5 тыс. При таком раскладе предприятие ежемесячно уходит в минус на $30 тыс. Что делает директор сегодня? Пробивает через исполнительную «вертикаль» налоговый кредит, отсрочку погашения долгов перед бюджетом или просто их списание. Обращается в концерн или министерство, чтобы: а) выбить из банка очередной заем на погашение предыдущих кредитов и пополнение оборотных средств; б) отсрочить платежи за электроэнергию; в) получить разрешение на выплату только зарплаты без обязательного 35-процентного отчисления в фонд социальной защиты; г) пролоббировать повышение импортных таможенных пошлин и расширение госзаказа, гарантирующего сбыт.

Такие меры могут поправить ситуацию на несколько месяцев, но далеко не для всех предприятий. Реальная реструктуризация при этом не проводится. Никто не заставляет. Что же директор должен делать по закону? Увидев, что денежной выручки не хватает, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами и поставщиками, он обязан подать заявление о начале процедуры банкротства. Иначе его действия можно интерпретировать как содействие банкротству бездействием. Во время защитного периода и конкурсного производства можно без согласования с отраслевым министерством реализовать прагматичный бизнес-план. Статья 15 закона указывает, что учредители должника, собственники его имущества, госорганы, местные исполкомы «обязаны в пределах свой компетенции принимать своевременные меры по предупреждению банкротства». Правда, субсидиарной ответственности в случае невыполнения этого обязательства они не несут. А зря. Если бы она была предусмотрена, пассивность и ничегонеделание отраслевых чиновников имели бы совершенно иную цену.

Сегодня по весьма мягким критериям в Беларуси около 4.500 предприятий являются убыточными. Платежеспособность (отношение денежных средств на счетах к просроченной кредиторской задолженности) составляет 12,2, в сельском хозяйстве - 2,7, в жилкомхозе - 1,5%. Объем просроченной кредиторской задолженности превысил 3,2 трлн. рублей. Кто виноват в хроническом росте долгов? Чиновники кивают на директоров, которые не снижают затраты, не инвестируют в новые технологии и не могут организовать эффективный маркетинг своей продукции. Директора жалуются на чиновников, которые запрещают им увольнять «лишних» рабочих, препятствуют передаче объектов соцкультбыта на баланс местных органов власти, черепашьими темпами снижают бремя перекрестного субсидирования. Даже если руководство завода находит иностранного инвестора, продать ему контрольный пакет акций практически невозможно.

Люди, которые от имени государства должны управлять собственностью, придумывают десятки причин, чтобы не принимать болезненных решений. В результате на фоне ушедшей IKEA победа в виде акционирования «Азота» кажется просто пародией на реструктуризационную политику. Многим госпредприятиям повезло еще меньше.

БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗОРЕНИЕ СТЕКОЛЬЩИКОВ

История Борисовского и Березовского стекольных заводов отражает традиционный характер взаимоотношений отраслевого министерства и конкретных предприятий, доведенных до критического состояния. Не так давно директор Борисовского завода, тщательно проанализировав состояние предприятия, принял решение инициировать процедуру банкротства и воспользоваться возможностями, которые создает закон о банкротстве. Как только городские власти узнали об этом, они тут же сняли его с должности и назначили «своего» человека, который не имел опыта управления таким предприятием. В результате сегодня на заводе не платят зарплату и растет кредиторская задолженность. Предприятие стремительно теснят с традиционных рынков сбыта. Печи погашены, хотя спрос на стекольную продукцию и на Западе, и на Востоке остается неизменно высоким. Еще несколько лет назад завод производил огромные партии специальных чайных стаканов для стран арабского Востока. Арабы не стали меньше пить чая. Они не организовали свое производство, но белорусский завод умудрился потерять выгоднейшего заказчика. Сегодня его место занимают россияне и украинцы. В Борисове на данный заказ работали четыре линии, которые обслуживали 600 человек.

Не лучше ситуация и на Березовском стекольном заводе, который в свое время был одним из крупнейших в Европе. Сегодня предприятие нельзя назвать платежеспособным. Конкуренты вытесняют белорусов с внешних рынков, правительство давит налогами и «социалкой», а на сокращение издержек нет денег, рабочие забыли те счастливые дни, когда вовремя получали зарплату. За «мудрое» решение советского руководства разместить в БССР два идентичных завода сегодня приходится расплачиваться независимой Беларуси.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что внутренний рынок слишком тесен даже для одного завода. Значит, надо ориентироваться на Запад и Восток. У руководства завода был план привлечения иностранного инвестора, создания совместного предприятия. Увы, все то же Министерство архитектуры и строительства заблокировало перспективный бизнес-план. Отчуждение имущества в нашей стране крайне осложнено. Просто арендовать цех иностранному производителю не было большого смысла. А вот участвовать в совместном производстве, определять производственную политику, переносить культуру менеджмента на остальной завод было очень перспективно. Экономические и технологические преимущества реализации бизнес-плана были такими очевидными, что руководство завода ожидало получить премию от министерства, но никак не отказ.

Знаете, почему Минстройархитектуры заблокировало проект? Бюрократы выразили опасение, что в СП рабочие будут получать в два раза больше, чем на самом заводе, что создаст нездоровую атмосферу на предприятии в целом. Для справки: средняя зарплата на заводе в 2001г. составила около 80 тыс. рублей. Это на предприятии, которое работает в четыре смены и имеет много участков с вредными условиями труда.

Только весной 2002г. министерство, увидев, что ситуация на заводе ухудшается, соизволило дать добро на создание совместного предприятия. Не учли чиновники одного: иностранные инвесторы, как правило, не ждут, пока созреют местные чиновники. Их деньги с удовольствием принимают в других странах. Бывший директор Березовского завода, так и не дождавшись перемен, ушел на пенсию. Главный инженер, назначенный новым руководителем предприятия, начал длинный путь бюрократических согласований. Процесс пошел по второму кругу. Именно за процесс, а не за результат отчитываются министерства и концерны. Может, пора внести изменения в закон о банкротстве и ввести субсидиарную ответственность чиновников за разорение национальной экономики?
Добавить комментарий
Проверочный код