Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (352) 16 сентября 2002 г. Общество

ВИДЕОДРОМ

16.09.2002
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

* Возвращение фантазий * Зовите меня Дракула * Путешествия натуралиста * Горячий август,холодные сердца

ЗОВИТЕ МЕНЯ ДРАКУЛА

«Дракула». США, 1931. Режиссер: Тод Броунинг. В ролях: Бела Лугоши, Дейвид Мэннерс, Дуайт Фрай, Эдвард ван Слоэн.

Первое впечатление.
Ощущение подарка и запах мандаринов. Сколько «ужастиков» прошло сквозь наши руки! И вот – редкая возможность приобщиться к истокам жанра.

Суть дела. Какая там суть! Брэм Стокер написал свой знаменитый роман о бессмертном графе Дракуле чуть раньше появления знаменитого ролика братьев Люмьер «Прибытие поезда». С тех пор сюжет Стокера шел рука об руку с кинематографом долгие-долгие годы. Кто только не побывал в Дракулах - от Кристофера Ли до Гэри Олдмэна. Трансильванский вампир, приплывший в Англию в гробу на мертвом корабле - такая же неотъемлемая часть западной культуры, как три богатыря - культуры славянской. Сюжет настолько известный, что и пересказывать как-то неловко…

Что хорошо. Современные технологии позволяют воскресить незаслуженно забытые и известные разве что специалистам раритеты и вдохнуть в них новую жизнь. Фильм, снабженный новым саундтреком пера Филиппа Гласса в исполнении «Кронос-квартета», выглядит образцом современного арт-хауса. Гениален Бела Лугоши - первый Дракула в ряду героев этого бессмертного киносериала. Брошенная некогда фраза одного из классиков жанра о том, что лучшие фильмы ужасов - черно-белые, к данной картине имеет самое прямое отношение. Свет, построение кадра, характеры персонажей - все настолько выразительно, что хочется дать актерам, режиссеру, оператору самые престижные премии и награды. Увы, посмертно.

Что плохо. Фильм настолько безукоризнен, что мог бы стать учебником кинодела для будущих оскароносцев. Комментарии излишни.

Кому смотреть. Любителям жанра, эстетам и знатокам истории кино. Ценители вампирских хроник получат особый кайф, приобщившись к первоисточнику. Все равно что Маркса в оригинале прочитать…

Ближайшие родственники. Это - оригинал. Все прочее в том же духе – подражания и вариации. Фрэнсис Форд Коппола - последний из заслуживающих внимания.

Дополнительные замечания. Сам факт реанимации киноархивов, их возвращения к современному зрителю – это, несомненно, здорово. Из «диких» зрителей, смотрящих по видео все подряд, мы постепенно превращаемся в нормальных студентов киношколы. Глядишь, чему и научимся.

Общая оценка (стиль/смысл). 10/10.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ФАНТАЗИЙ

«Фантазия–2000». США, 2000. Режиссеры: Пиксот Хант, Хендел Бютой, Эрик Гольдберг, Джеймс Элгар, Фрэнсис Глебас, Гаэтан и Пол Брицци. Роли исполняли и озвучивали: Стив Мартин, Куинси Джонс, Бетт Мидлер, Леопольд Стоковский.

Первое впечатление.
Повторение пройденного. Голливуд настойчиво разыскивает в киноархивах подзабытые шедевры и пытается «подновить» их с помощью передовых технологий. В данном случае - анимационных.

Суть дела. Попытка революционера анимации Уолта Диснея в 1940г. «экранизировать» шедевры классической музыки вызвала в свое время противоречивые отклики. Еще бы, мультяшная бегемотица выделывала антраша под сентиментально-лирические мотивы незабвенного П.И.Чайковского! Шестьдесят лет не прошли даром - сегодня от подобных эскапад уже никто не упадет в обморок. Улыбнемся… Оценим…

Что хорошо. Те, кто не видел оригинальный фильм Уолта Диснея, получат удовольствие от весьма талантливого римейка. Усовершенствованная анимационная техника, привлечение суперзвезд кино и классической музыки, а значит очень больших денег, - сделали свое дело. Трехмерная и абстрактная пластика - безупречны, игровые вставки с участием Стива Мартина - белого клоуна Америки, Бетт Мидлер и прочих талантливы и остроумны.

Что плохо. Нет новых идей. Шедевр пятидесятилетней давности просто «дописали», досняв ряд новых эпизодов. Зрители со стажем, конечно, поморщатся. Но новая публика не найдет никакого криминала. Может, так и надо?

Кому смотреть. Всем, сохранившим в себе кусочек детства. Особенно былым жертвам музыкальных школ.

Ближайшие родственники. У Уолта Диснея только один родственник - сам Уолт Дисней. Продолжатели славных традиций маэстро, выдав второй вариант «Фантазии», как бы расписались в вечном почтении к авторитету отца-основателя. Ну что же, не самый худший вариант…

Дополнительные замечания. Хватит брюзжать, сравнивая две «Фантазии». Визуальное богатство нового фильма просто завораживает. И это - несомненная заслуга авторов.

Общая оценка (стиль/смысл). 10/9.

ПУТЕШЕСТВИЯ НАТУРАЛИСТА

«Человек-мотылек». США, 2001. Режиссер: Марк Пеллингтон. В ролях: Ричард Гир, Лора Линни, Уилл Пэттон, Алан Бэйтс.

Первое впечатление.
«Секретные материалы» без Малдера и Скалли.

Суть дела. Преуспевающий журналист попадает в автокатастрофу. За рулем была его жена, которая и на больничной койке продолжает твердить о внезапно возникшем на дороге существе с горящими глазами.. Требуется расследование.

Что хорошо. Раньше были зомби и оборотни, теперь – мутанты и пришельцы. Современные сказки – и вот вам очередной пример - притворяются подлинными секретными досье и приводят в подтверждение массу хорошо подобранных фактов. А зрители привычно потребляют очередную дозу «совершенно достоверных» сведений о темных делах и странных людях.

Что плохо. Симпатягу Ричарда Гира дамы любят за «Красотку» и «Осень в Нью-Йорке», мужчины – за «Американского жиголо». Увы, здесь Гир – лишь тень былой звезды. Герой мечется по дорогам в погоне за «человеком-мотыльком», но сюжет «мистического триллера» явно буксует. Эффектное падение моста приберегли для финала, а остальное… Вместо событий – длинные речи, вместо впечатляющего «пришельца» - механический голосок в телефонной трубке, вместо психологии – паузы и провалы. Сэкономили либо на спецэффектах, либо на сценаристе. В общем, Малдер и Скалли делают это лучше.

Кому смотреть. Поклонникам таинственного. Тем, кто уверен, что жизнь на Землю принесли разумные осьминоги, в каждом доме живут дружелюбные привидения, а вся наша жизнь написана на небесах мелким почерком.

Ближайшие родственники. По своему прохладно-протокольному стилю лента невероятно похожа на просветительские телепередачи типа «Очевидное-невероятное».

Дополнительные замечания. Блестящая работа оператора сначала увлекает, потом слегка утомляет, а в конце фильма становится его единственным достоинством.

Общая оценка (стиль/смысл). 8/4.

ГОРЯЧИЙ АВГУСТ, ХОЛОДНЫЕ СЕРДЦА

«Собачья жара». Австрия, 2001. Режиссер: Ульрих Зайдль. В ролях: Мария Хофстаттер, Эрих Финшес, Францишка Вайсс, Герти Ленер.

Первое впечатление.
Рисунки на раскаленном асфальте.

Суть дела. Лето. Тихий пригород. Его жители привычно растрачивают свою жизнь и сходят с ума от жары.

Что хорошо. Дай такой сценарий в руки нашего человека – и получишь рядовую «чернуху». А вот австриец Зайдль сумел пройти по тонкой грани между злобным пролетарским взглядом на «гнусных буржуев» и по-журналистски выразительной серией портретов «маленьких людей». Его кино психологично и достоверно. Люди из симпатичных одинаковых домиков одинаково несовершенны и потерянны, а их беззастенчиво распахнутые одежды (жара!) демонстрируют далекие от идеала тела. Но режиссер любит своих неказистых персонажей, даже демонстрируя их (буквально) без штанов. Поскольку все они – в своей злобе, пустоте, жестокости и причудливой нежности - достойны любви. Которой чаще всего им не отыскать нигде. Кроме своего одинокого сердца.

Что плохо. Нам, воспитанникам американского кино и русской литературы, сценарий может показаться сыроватым, а сюжетные линии - недостаточно прописаными. Кого-то шокирует откровенность ряда сцен. Но автор все-таки прав в своем стремлении сделать нечто принципиально антиголливудское. Способное оторвать нас от привычной миски с телестряпней.

Кому смотреть. Фильм из разряда «Кино не для всех». А потому предназначен для людей со вкусом, независимым нравом и склонностью к экспериментам. Очень не рекомендуется зрителям до 16 лет и трепетным девам любого пола и возраста.

Ближайшие родственники. Радикальные европейские киноопыты – «Забавные игры» Михаэля Ханеке и «Трахни меня» Вирджини Деспенте. А также – песенка «Жара, жара…» девицы Чичериной.

Дополнительные замечания. Стоит заметить, что фильм отмечен Гран-при Венецианского МКФ (2001) и номинацией на приз «Открытие года» Европейского кино.

Общая оценка (стиль/смысл). 10/10.

«ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА» ВИДЕО на лицензионных кассетах

1. «Маджестик» / Majestic

2. «Cобачья жара» / Dog Days

3. «Детоксикация» / D-Tox

4. «Саша и Сирожа. Зэ Бэст»

5. «Большие гонки» / Le Reid

6. «Человек-мотылек» / The Mothman Prophecies

7. «Кейт и Лео» / Кate & Leopold

8. «Пылающие небеса» / Heaven’s Burning

9. «Бассейн» / Swimming Pool

10. «Апрель»

Магазин «6-й этаж», компания «Проспект» (ул.Я.Коласа,3, тел.: 284-45-35).
Добавить комментарий
Проверочный код