Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№36 (352) 16 сентября 2002 г. Экономика

БЮДЖЕТ РОДИНЫ ОПАСНОСТИ... Из-за жесткой денежно-кредитной политики, разоряющей предприятия

16.09.2002
Сергей ЖБАНОВ

Наблюдая за количественными показателями экономического развития Беларуси, иногда посещает чувство, что они, как живые, - чувствуют волю и настроение главы государства. К отчетной дате все, как один, рвутся к рубежам прогнозных ориентиров. Но стоит отчетной поре утихнуть, как сразу начинается разброд и шатания в некогда стройных рядах. Чего не скажешь о финансовых показателях - эти всегда плохо поддавались административной дрессуре. Поэтому о них вспоминают публично, когда утаить правду уже нельзя.

С прискорбием вынуждены сообщить, что за восемь месяцев текущего года произошло снижение темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП). По данным Минстата, в январе-августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост ВВП составил 4,4% против 4,7, которыми так гордилось правительство в первом полугодии. Сравнение с данными за январь-июль - 5,7% тем более не в пользу результатов, достигнутых за восемь месяцев. Безусловно, подвели «охотники за растениями», или в просторечии - колхозники, не сумевшие собрать в августе второй урожай в этом на редкость благодатном сезоне.

Но премьер-министр справедлив, а потому было строго спрошено с министра финансов, а не с министра сельского хозяйства и продовольствия. И есть за что. Наконец-то зоркие соколы из правительства заметили, что, несмотря на ежемесячный прирост ВВП, темпы роста доходов бюджета падают, составляя 97,1% от аналогичного периода прошлого года. В результате бюджетный дефицит вырос до 168 млрд. рублей, или 1,3%. Бодро растет и задолженность по платежам в бюджет - 191,8 млрд. рублей, увеличившись в 1,4 раза с начала года.

Это и вынудило министра финансов Николая Корбута на совещании у премьер-министра предаться неприятным размышлениям о проблемах пополнения доходной части бюджета. С ошеломляющим откровением было заявлено, что стройная вертикаль государства не в состоянии выколотить планируемые налоги от прибыли из-за низкой рентабельности продукции и высокой доли убыточных предприятий. Провален план поступлений в казну от продажи госимущества. Совсем плохи дела с финансированием из внешних источников, в частности, с кредитом правительства России на сумму 40 млн. рублей. А другие кредиторы, как известно, давно уже не дают.

Разве что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), заботливо взращивающий белорусский частный сектор. На прошедшей неделе от пресс-службы белорусского МИДа стало известно, что президент ЕБРР Жан Лемьер дал согласие на расширение финансирования проектов в рамках базового варианта стратегии по Беларуси. Причем согласие было достигнуто под впечатлением от рассказов о развитии демократии и рыночных реформ теперь уже бывшего посла Беларуси в Великобритании Валерия Садохо.

Послу удалось растрогать президента ЕБРР известиями о подготовке к выборам в местные Советы, о приведении экономического законодательства страны в соответствие с правилами ВТО и даже о ходе приватизации средних предприятий и акционировании гигантов нефтехимии.

А вот Корбуту не удалось растопить доброе сердце премьер-министра, решившего персонально спросить с каждого должника, не наполнившего казну. Премьера понять можно: как бы ни была сладка свобода выражения - слишком тяжек бюджетный долг. Как сказал Геннадий Новицкий на одном из предыдущих совещаний, «все цеха должны работать на одну цель». От себя добавим: и на один карман.

В этой связи власти делают вид, что изобретают новые средства по укреплению платежной дисциплины и борьбы с «черным налом». На прошедшей неделе очередной указ президента ограничил наличные расчеты между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями 50 базовыми величинами в месяц. Результат внедрения указа предсказать несложно: рост штрафов будет прямо пропорционален росту неучтенного денежного оборота.

Но не все правильно понимают специфику источников дополнительных доходов бюджета, а потому делают наивные предложения либерального свойства. Вроде депутата ПП НС Владимира Новосяда, обратившегося в Нацбанк с просьбой урегулировать законодательно порядок выдачи разрешений физическим лицам на заключение сделок с иностранной валютой. Чего тут решать? Такие сделки недействительны, и точка, а полученное по ним взыскивается по решению судов в доход государства на основании ст. 170 ГК. Незнание не есть оправдание, а лишать государство дополнительного дохода никому не позволено.

Минфин тоже не сидел сложа руки, а потому вышел с заманчивым предложением скорректировать показатели республиканского бюджета. С учетом взятого главой государства курса на отстаивание суверенитета финансовыми стратегами было предложено сократить расходы по союзному бюджету на 25 млрд. рублей и на многострадальную белорусскую науку на 5 млрд. рублей.

И то верно - чего надрываться и мозги сушить? Если союзный бюджет в прошлом году не рассыпался от белорусских долгов, то и в этом не развалится. А вот республиканский бюджет от неотвратимых последствий жесткой денежно-кредитной политики любыми методами спасать надо.
Добавить комментарий
Проверочный код