Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (350) 02 сентября 2002 г. Радости жизни

ТЕАТР

02.09.2002
Андрей КУРЕЙЧИК

ПРО ЛЮДЕЙ…

С этого номера «Белорусская газета» начинает регулярно знакомить своих читателей со спектаклями белорусских театров. В этой рубрике мы будем рассказывать о хороших и плохих спектаклях, режиссерах, драматургах и актерах (достанется всем). Любите хороший театр и не ходите в плохой! Тем более что, как сказал классик: «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры».

Театр-студия «Вольная сцена»

Спектакль: «Вечер», автор - Алексей Дударев

Режиссер: Валерий Мазынский

ПРО ЛЮДЕЙ…


Чаще всего, когда в белорусском театре натыкаешься на «простой» спектакль, который напрямую и без затей рассказывает зрителю какую-нибудь историю, готовишь себя не к простоте, а к убогости и примитивизму, причем к примитивизму амбициозному, когда дважды два даже не четыре, а кол.

Тем более удивительно было посмотреть спектакль, где простота и прямота - следствие не отсутствия интеллекта и душевной косности, а наоборот - основное достоинство истории. Речь идет о спектакле «Вечер» по пьесе Алексея Дударева в постановке Валерия Мазынского.

В этом спектакле Мазынскому удалось невозможное: просто, ясно и убедительно рассказать о белорусской деревне. Причем рассказать по-новому (при том, что спектаклю уже более 15 лет!). Вообще, тема деревни настолько избита безжалостной белорусской словесностью за последние 150 лет, начиная с Богушевича, Коласа и Купалы и заканчивая последней волной сельских литераторов и БТ, что одно прикосновение к ней у обывателя может вызвать болевой шок. Эта же пьеса явилась живительным бальзамом на израненное тело сельской литературы. «Вечер» - это воспоминание и ощущение от деревни, которую человек любит и о которой искренне тоскует. В ней, как ни в какой другой современной пьесе, есть искра живого и непосредственного чувства.

Еще одна уникальная черта спектакля в том, что в нем удивительным образом нашли друг друга режиссер и драматург. В современном театре, где идет война насмерть между режиссурой и драматургией, представить себе ситуацию взаимопонимания между режиссером и автором практически невозможно. Объясняется это тем, что на данном этапе развития театра амбиции режиссера, ущемляемые в течение трех последних тысячелетий, в последнее столетие вылезли наружу, и оказалось, что они значительно превышают собой амбиции всего остального населения планеты. Почти всегда такое положение дел идет во вред спектаклю. Но поскольку большинство классиков до этого варварского периода в истории не дожили (а именно классические пьесы в основном становятся предметами надругательства), то и протестовать против режиссерского разгула некому. В этом же случае произошло немыслимое: драматург, режиссер и актеры совершили акт сотворчества, который всем принес обоюдное удовлетворение.

Теперь к сути действа. История о трех одиноких стариках, живущих в умирающей деревне где-то на просторах Беларуси… Им сопереживаешь, над ними смеешься, но этот смех так же добр и светел, как добры и светлы эти старые люди. Со временем грусть подступает к горлу, и хочется плакать, но смех не дает тебе это сделать. Актеры невероятно хороши в своих ролях. Просто блистательна в единственной женской роли Тамара Миронова - несомненно, лучшая актриса своего поколения и по-настоящему большая и интересная личность. Ее достойно поддерживают «старики» - Александр Ткаченок и Анатолий Кучиц.

Никаких иных удач, кроме актерских спектакль не имеет. Не стоит на него ходить тем, кто ценит в спектакле прежде всего зрелищность (в смысле яркости, интриги, необычности), кто хочет, чтобы его поразили и шокировали. Уровень зрелищности здесь действительно близок к точке замерзания. Не стоит его смотреть и тем, у кого природой заложено обостренное чувство банальности и болезненная реакция на избитые и прописные истины. Так как ни Дударев, ни Мазынский не ставили перед собой безумной задачи открыть зрителю что-нибудь новое, спектакль нам открывает в основном что-нибудь старое, что лишь для некоторых людей может оказаться новым.

Получился душевный спектакль для простого человека, спектакль живых людей о живых людях. Очень хочется надеяться, что драматурги и режиссеры и в других спектаклях будут хотеть то, что они могут сделать, а не делать то, что они хотят. И при этом останутся искренни, честны и талантливы.
Добавить комментарий
Проверочный код