Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№34 (350) 02 сентября 2002 г. Контекст

НИЛ БУНЕ: ИДИЛЛИИ НЕТ, НО МИРОТВОРЦЫ ЗДЕСЬ БЕССИЛЬНЫ

02.09.2002
Виктор МАРТИНОВИЧ

Дружба Беларуси и Организации Объединенных Наций в последнее время была столь безоблачной, что группа местных правозащитников даже обвинила организацию в выделении неких грантов, осваиваемых чуть ли не лично президентом страны. Как строится взаимодействие ООН и правительства? Кто контролирует распределение средств ООН в Беларуси? Чем можно объяснить безоблачность наших отношений на фоне затяжного кризиса в сотрудничестве Беларуси с другими международными организациями? И, наконец, не помирит ли нас ООН с другими субъектами международного права? Об этом обозреватель «Белорусской газеты» беседует с представителем ООН в Беларуси Нилом БУНЕ.

ХОРОШО, НО НЕ НАСТОЛЬКО

- ООН остается единственной международной организацией, с которой Беларусь до сих пор не испортила отношений. На фоне затяжного конфликта между Беларусью и ОБСЕ, СЕ и Евросоюзом отношения с ООН выглядят просто идиллическими. Чем это обусловлено?


- Нет ни одной страны в мире, у которой были бы идиллические отношения с ООН. Организация стремится к решению глобальных проблем, тогда как у стран есть собственные национальные приоритеты. И они не всегда совпадают. Например, есть страны, в которых ООН непопулярна до такой степени, что дело доходит до угроз в адрес ее сотрудников. Однако ООН по определению не может стоять в стороне от существующих проблем. Это относится и к Беларуси, хотя, возможно, и менее заметно.

Нужно понимать, что ООН не является монолитом - это целая система учреждений, имеющих различные мандаты. У той или иной страны могут быть прекрасные отношения с одной организацией системы ООН и гораздо худшие - с другой. Сфера полномочий представительства ООН в Беларуси ограничена главным образом вопросами развития и гуманитарными вопросами. Представительство не уполномочено заниматься политическими вопросами. Эти вопросы - в компетенции генерального секретаря ООН. Вопросами прав человека занимается верховный комиссар ООН по правам человека. Роль представительства в данном случае - содействовать их работе. Поэтому если вы посмотрите на отношения ООН и Беларуси шире, то увидите, что наши отношения не настолько идиллические, как это может казаться. Например, Международная организация труда и некоторые органы ООН по правам человека высказывали озабоченность по поводу ситуации в Беларуси.

Еще одна причина заключается в том, что глобальный мандат ООН не всегда позволяет ей быть полностью сфокусированной на проблемах отдельных стран. Возможно, поэтому некоторые проблемы Беларуси больше обсуждаются в рамках региональных организаций, нежели на уровне ООН. Поскольку ООН не принимала специальных резолюций в отношении Беларуси, наше сотрудничество в вопросах развития и гуманитарной сфере ничем не ограничено.

- Вы сказали, что есть страны, у которых отношения с ООН лучше, чем у Беларуси, и страны, у которых с ООН отношения хуже. Вы не могли бы их назвать?

- Например, я работал в Малайзии. У программы развития ООН были очень хорошие рабочие отношения с правительством этой страны. Однако на политическом уровне мы подвергались критике. Иногда это выражалось в демонстрациях перед нашим офисом, звучали даже угрозы взорвать представительство ООН и другие подобные вещи. Причиной недовольства были события в Боснии, где ООН должна была обеспечить безопасность мусульманского населения в районе Сребреницы, но не смогла этого сделать. Поэтому в Малайзии недовольство ООН было весьма сильным. Однажды даже водитель такси, узнав, что я сотрудник ООН, возмутился: «Почему ООН ничего не делает для защиты этих несчастных людей?!» А в Бутане, где мне тоже приходилось работать, ООН была одной из первых международных организаций, оказывавших стране помощь, и у нас были очень хорошие отношения.

- ООН является одним из наиболее влиятельных субъектов международного права, имеющим опосредованное влияние на все правительства мира. Может ли наше правительство надеяться, что ООН выступит в роли примирителя Беларуси с другими международными организациями?

- Задача ООН - примирять страны между собой. ООН также принимает участие в разрешении внутренних конфликтов, как, например, сейчас в Конго. Однако мы не занимаемся налаживанием отношений отдельных стран с международными организациями. Поэтому я не думаю, что ООН может выступить в роли «примирителя» в отношении Беларуси. Беларусь - суверенное государство, полноправный член ООН, и она самостоятельно налаживает свои отношения с другими международными организациями.

ЦИФРОВАЯ ЭКВИЛИБРИСТИКА

- Существует мнение, что подход экспертов ООН при создании доклада о человеческом развитии не совсем научен. Доклад совмещает в себе данные из 22 различных источников, в т.ч. таких противоречивых, как МОТ и МВФ, поэтому некоторые экономисты-либералы подвергают сомнению объективность 56-го места, занимаемого Беларусью. Вы не могли бы развеять их сомнения?


- Хотел бы подчеркнуть, что в человеческом развитии есть как минимум четыре основные составляющие, только три из которых отражены в индексе. Человеческое развитие начинается тогда, когда у людей появляется выбор. Этот выбор у людей появляется тогда, когда они имеют достойный уровень доходов, образование и здоровье. Если эти условия не выполнены, человек не может выбирать оптимальный для себя образ жизни. Однако нельзя забывать и четвертый элемент человеческого развития, который труднее измерить, - уровень демократии и участия граждан в жизни общества. В докладе предпринята попытка измерить такие трудноизмеримые вещи, как свобода слова, качество госуправления, верховенство закона и др. Думаю, что индекс человеческого развития Беларуси следует рассматривать в совокупности с ее показателями в этой области. Кроме того, полагаю, что данные МВФ или МОТ не могут являться противоречивыми. Можно по-разному относиться к этим организациям, но с технической точки зрения претензий к приводимым ими данным быть не может. Не так уж важно, какое место занимает страна. По-моему, более существенным является то, в каком направлении движется страна, насколько ее индекс человеческого развития увеличивается или уменьшается в абсолютном значении.

- Кстати, что происходит с индексом Беларуси?

- Несмотря на перемещение с 53-го на 56-е место, абсолютное значение индекса человеческого развития Беларуси в 2002г. по сравнению с 2001г. несколько возросло - с 0,782 до 0,788, однако все еще значительно отстает от уровня 1990г., когда он был равен 0,869. По сравнению с прошлым годом разница в значении индекса между Беларусью и ее соседями - Россией и Украиной (находящихся соответственно на 60-м и 80-м местах) - не изменилась, а отставание от стран Балтии несколько увеличилось. Анализ составляющих индекса говорит о том, что лидирующие позиции Беларуси в СНГ связаны главным образом с высоким показателем ВВП на душу населения. По индексу ВВП Беларусь занимает второе место в СНГ, уступая лишь России и значительно опережая другие страны Содружества. Из доклада следует, что значение индекса ВВП в наибольшей степени зависит от методики подсчета. Так, несмотря на сопоставимый уровень экономического развития Украины и Беларуси, уровень ВВП на душу населения на Украине, согласно докладу, в два раза ниже.

- ООН делает свои выводы о ситуации в той или иной стране на основании сухих цифр. Каково личное мнение главы представительства ООН о ситуации в Беларуси?

- Беларусь имеет больший потенциал для обеспечения достойного уровня жизни своих граждан. Важное преимущество страны - ее люди не утратили веру в образование и в те возможности, которые оно дает. Они готовы жертвовать многим, чтобы дать детям достойное образование. Нельзя не отметить высокую производственную культуру, унаследованную Беларусью с тех времен, когда она было одной из самых развитых (если не самой развитой) республик Советского Союза, и вообще, все то, что мы называем человеческим капиталом.

Здесь, в Беларуси, мы работаем с талантливыми людьми, с теми, кто хочет перемен к лучшему. И наши проекты дают им такую возможность.

ГРАНТЫ - СТРОГО ПО РАЗНАРЯДКЕ

- Две недели назад группа правозащитников выразила протест в связи с тем, что ООН «
выделяет Лукашенко гранты на нужды здравоохранения», на самом же деле средства идут «в президентскую администрацию и расходуются неизвестно на что». В связи с этим не могли бы вы раскрыть механизм предоставления Беларуси помощи ООН?

- Нынешняя программа деятельности программы развития ООН в Беларуси рассчитана на 2001-2004гг. Программа была одобрена Исполнительным советом ПРООН, который состоит из 36 членов, представляющих как развивающиеся, так и развитые страны, включая основных доноров ПРООН. Например, многие страны, имеющие посольства в Беларуси, являются членами исполнительного совета - Россия, Китай, США, Япония, Великобритания. Программа, разработанная совместно с правительством Беларуси, одобрена этими странами. Особенностью проектов ООН в Беларуси является то, что многие из них осуществляются неправительственными организациями. Во многих проектах, осуществляемых государственными организациями, также предусмотрено участие общественных организаций. Что касается контроля, то результаты деятельности агентств системы ООН в Беларуси рассматриваются руководящими органами наших организаций, состоящих из представителей стран - членов ООН. Кроме того, осуществление наших программ подвергается среднесрочной оценке. Три месяца назад в представительстве проходил плановый аудит, и аудиторы из штаб-квартиры ПРООН дали весьма положительную оценку нашей работе. Поэтому говорить, что наша деятельность не контролируется, нет никаких оснований.

Повторю: все делается в рамках программ, одобренных руководящими органами организаций системы ООН и правительством Беларуси. При осуществлении наших программ - а это программы по борьбе со СПИДом, преодолению последствий чернобыльской катастрофы, охране окружающей среды, оказанию помощи беженцам, работе с детьми, нуждающимися в особой защите, и многие другие - мы работаем с теми организациями, которые вовлечены в решение этих проблем, включая, естественно, госучреждения и организации. Администрация президента Беларуси не является получателем «грантов ООН». Нашими основными партнерами являются МИД и Минэкономики, в сотрудничестве с которыми мы разрабатываем и осуществляем наши проекты.

- Какова же ситуация с пикетчиками?

- Мы хорошо их знаем и сочувствуем им. Все их жалобы направлены в комиссию ООН по правам человека. Два года назад мы организовали для них встречу со спецдокладчиком ООН и сотрудниками комиссии ООН по правам человека. Не думаю, что, пикетируя нас, эти люди смогут решить волнующие их проблемы. Я считаю, что было бы хорошо, если бы в Беларуси существовал институт омбудсмена - уполномоченного по правам человека. При наличии такого института к нам обращалось бы гораздо меньше людей.
Добавить комментарий
Проверочный код