Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (350) 02 сентября 2002 г. Экономика

ПРЕД РОДИНОЙ ВЕЧНО В ДОЛГУ: почему белорусская экономика еще не рухнула

02.09.2002
Сергей ЖБАНОВ

№ 34 [350] от 02.09.02 - Есть простой способ узнать собственный вес - надо встать на весы. Исходя из этого, в общем-то, несложного правила, стоит воспользоваться паузой в межсоюзных взаимоотношениях и посмотреть внимательно и непредвзято на белорусскую экономику. Для чего вполне подойдут оценки экспертов из МВФ.

Оказывается, белорусская экономика не свободна, а просто опутана сложной системой прямых и косвенных субсидий, якобы позволяющих сглаживать острые углы таких проблем, как бедность или неравенство в доходах и одновременно сдерживать инфляцию.

Причем система целей субсидирования осталась неизменна с советских времен, чего не скажешь об источниках и механизме субсидирования, оттачивая который, правительство намерено добиваться постепенных изменений в национальной экономике. А реформами только ради экономической эффективности власти нашей страны не занимаются.

Последние революционные изменения в области всеобщего субсидирования проведены белорусскими властями в сентябре 2000г., когда были унифицированы обменные курсы. До этого, т.е. в 1998-1999гг., субсидии были скрыты в системе множественных обменных курсов, представлявшей единую систему всеобщего субсидирования в Беларуси.

В 2000г. общие субсидии составляли 10% ВВП, из них внебюджетные - 8%.

Но и сегодня экономика по-прежнему представляет экстенсивную систему, в которой существуют четыре вида субсидий: бюджетные, скрытые импортные, потребитель-ские и субсидии для производителей.

СЕКРЕТ ГАЗОВОЙ ТРУБЫ

Бюджетные субсидии составляют лишь около 2% от ВВП, из которых на социальную помощь отправляются только 0,1% от ВВП. Они включают следующие: субсидии госпредприятиям и различным правительственным организациям; специальные целевые субсидии (различным бюджетным фондам, сель-скому хозяйству, промышленности и программы социальной помощи, которые составляют почти 90% от всех бюджетных субсидий).

Прямые субсидии, финансируемые из республиканского бюджета, охватывают только часть общих субсидий в Беларуси. Многочисленные другие явные и скрытые субсидии составляют искаженную систему распределения ресурсов и оказывают давление на бюджет.

В этой системе самыми большими субсидиями следует считать не прямые бюджетные вспомоществования, а скрытые импортные субсидии.

Беларусь получает большие скрытые импортные субсидии из России, преимущественно в форме низких цен на газ, жизненно необходимых для отопления и потребления внутренней энергетикой. Их объем колеблется от $1,2 до $1,6 млрд. в зависимости от цены и объема получаемого из России газа.

Белорусские компании, импортирующие и распределяющие газ, так же как и его потребители, получают выгоду от этих субсидий. Затем наступает очередь белорусских энергетических компаний в получении части импортных субсидий - они распределяют газ внутренним потребителям по $60 за 1.000 кубометров, что также ниже мировых рыночных цен.

Достается и производственникам, которым льготные цены на энергоносители не только позволяют наращивать объемы промышленного производства, но и делают их продукцию конкурентоспособной.

Конечные потребители, т.е. мы с вами, потребляя электричество и отопление по социально низким ценам, также получают прямую выгоду от импортных субсидий.

Экономика страны просто развращена этими субсидиями, позволяющими иметь целую систему льготных цен и тарифов, но несмотря на это имеет 40% убыточных предприятий, а остальные имеют рентабельность (максимум 14%), в среднем не превышающую отечественные темпы инфляции (с начала текущего года уже 23,1%). Кроме того, эти субсидии дают возможность Беларуси ограничивать рост внутренней энергетической задолженности, которая досаждает некоторым другим странам СНГ.

Через нашу страну на Запад в среднем прокачивается 25 млрд. кубометров газа. Существующий тариф на транзит 1.000 кубометров газа на дистанцию 100 км составляет $0,26. Расстояние, по которому прокачивается газ в Беларуси, равно 575 км. Следовательно, чтобы компенсировать транзитными тарифами импортные субсидии в размере $1,3 млрд., необходимо увеличить их до $9. О чем и мечтать не приходится, если учесть, что украинские транзитные тарифы чуть больше $1. Пока самое большое, о чем идут разговоры в заинтересованных белорусских министерствах, - это увеличение транзитного тарифа до $0,9. Но при этом не стоит забывать, что Украина платит за потребляемый газ цену почти в три раза большую, чем Беларусь.

Очевидно, что скрытые импортные субсидии включают в себя не только компенсацию за транзит газа по Беларуси, но и, возможно, расходы на обустройство границы, на оборону и на прочие удовольствия. Поэтому не будет большим преувеличением утверждать, что благодаря предоставляемым импортным субсидиям белорусская экономика продолжает вообще функционировать, позволяя при этом предоставлять потребительские субсидии широким слоям населения и производственные субсидии привилегированной категории предприятий.

ЛЬГОТ НА ВСЕХ УЖЕ НЕ ХВАТАЕТ

Потребительские субсидии - это правительственная компенсация при покупке товаров и услуг по ценам ниже стоимости.
Это единственная группа субсидий, которая имеет тенденцию к сокращению в последние два года. Происходит это по целому ряду причин. С одной стороны, слишком непосильным бременем для государственного дефицитного бюджета оказывается ценовое субсидирование широких слоев населения, а с другой - ценовое регулирование и контроль подтвердили свою неэффективность как в деле сдерживания инфляции, так и в сфере помощи бедным.

Сегодня государство продолжает регулировать цены на потребительские товары скорее не с социальных позиций, а исходя из бюджетных соображений, т.е. контролируя и регулируя те товары и услуги, цены на которые дают весомый бюджетный доход или позволяют минимизировать убытки.

Например, в 2002г. идет интенсивный процесс увеличения тарифов с целью обеспечения 40-процентного покрытия себестоимости коммунальных услуг. Одновременно снижается давление перекрестного субсидирования на промышленные предприятия (3,5% от ВВП). К концу 2004г. намечено довести ценовое покрытие себестоимости коммунальных услуг до 80%, но полная ликвидация перекрестного субсидирования произойдет за пределами этого срока.

Не в пример сокращающимся потребительским субсидиям производственные субсидии в нашей стране расцветают ярким цветом.

Производственные субсидии - это правительственные льготы, позволяющие производителям получать более высокий доход по сравнению с тем, который мог быть получен от работы в условиях естественного давления рыночной конкуренции.

Их выделяют как из центра (сельское хозяйство и промышленность), так и на местном уровне (для коммунального обслуживания), чтобы поддержать привилегированные сектора и предприятия. В течение урожайной компании, например, сельскохозяйственные предприятия получают бесплатное топливо, безвозвратные кредиты и скрытое субсидирование по различным другим видам сырья, например, минеральным удобрениям.

Налоговые преференции также предоставлялись избранным предприятиям. В 2000г. налоговое освобождение предоставлялось на основе индивидуальных решений президента, достигнув 1% ВВП. На этот счет есть совсем свежий пример. Ограничив возможности граждан по ввозу имущества из-за границы пятьюдесятью килограммами и сельхозпродукции - десятью, президент тут же принимает декрет «О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам», предоставляющий право инвалидам 1-й группы и многодетным матерям не выбрасывать продукты на помойку, а довозить до дома. Но это не просто очередной таможенный курьез. В системе льгот по импортным пошлинам, акцизам и налогу на прибыль, по оценкам экспертов МВФ, скрыты огромные суммы, составляющие 1-2% от ВВП.

Кстати, именно благодаря потребительским субсидиям, а именно жесткому регулированию центральной властью цен на пиво, была разорена белорусская пивоваренная отрасль. Зато на прошедшей неделе правительство вспомнило об отечественном производителе пива, явно не без бюджетной выгоды предложив маркировать акцизными марками все ввозимое в страну пиво. Решение мудрое, а главное выгодное, но качество белорусского пива оно вряд ли улучшит.

К льготам можно отнести невостребованные виды налоговой задолженности и реструктурируемые задолженности по кредитам - это еще около 1% от ВВП. Сюда же можно отнести растущую задолженность госпредприятий по зарплате. Это тоже своего рода субсидия, измеряемая десятками миллиардов рублей, которая позволяет госпредприятиям удерживаться на рынке.

Другие случаи задолженности, такие как правительственные гарантии по банковским кредитам сельскому хозяйству, домашним хозяйствам и другим приоритетным секторам и привилегированным предприятиям, представляют другую форму скрытых производственных субсидий. Например, годовой бюджет включает специальный бюджетный фонд, предназначенный для правительственных платежей по предоставляемым гарантиям. В 2001г. эти ресурсы насчитывали 862 млн. рублей, а в эквиваленте - 0,01% ВВП.

* * * 

Учитывая бедственное состояние белорусских предприятий, правительство вынуждено все чаще обращаться к специальному бюджетному фонду. Буквально на днях «Беларусбанку» предоставлена очередная гарантия правительства в погашении кредита, выдаваемого ПО «Минский тракторный завод» в сумме до $30 млн. Кредит выделяется для пополнения оборотных средств. Но помимо кредита предусматривается реструктуризация задолженности, образовавшейся до 1 июля 2002г., путем предоставления рассрочки по погашению долгов по налогам и платежам, уплате экономических санкций и пени на период до 1 июля 2008г. Более того, предоставлена рассрочка по возмещению задолженности в республиканский бюджет $20 млн. до 31 декабря 2008г.

Может, дешевле было бы властям не вмешиваться в торговую, производственную и кадровую политику завода? Но если бы дело было только в этом заводе. Беларусь продолжает поддерживать слишком большую систему субсидий и перекрестного субсидирования, в которой царит явная неразбериха.

По данным Министерства статистики и анализа, сумма накопленной кредиторской задолженности субъектов хозяйствования Беларуси на 1 июня 2002г. составляла 10 трлн. руб. и возросла по сравнению с той же датой 2001г. на 7,8%, дебиторской - на 7,9%. Поэтому правительство и Нацбанк приняли решение о проведении в сентябре внутриреспубликанского зачета дебиторской и кредиторской задолженности в целях снижения задолженности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но сколько их уже было? Очевидно, что зачетами ни платежную дисциплину не поднимешь, ни диспропорции, порождаемые льготами и субсидиями, не ликвидируешь.
Добавить комментарий
Проверочный код