Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (350) 02 сентября 2002 г. Экономика

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ Николая Корбута

02.09.2002
Ярослав РОМАНЧУК

28 августа на расширенном заседании постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей министр финансов Николай Корбут представил «Основные направления бюджетно-налоговой политики на 2003г.». Проект бюджета с постатейной разбивкой пока не готов, поэтому депутатам было предложено обсудить концептуальные подходы. Усталый министр монотонно повторял избитые фразы о социальной направленности бюджета, стимулировании экономики и нехватке денег. Отдохнувших за лето депутатов больше интересовали детали социальных, чернобыльских выплат и неувязки по выполнению бюджета этого года.

НЕСТЫКОВОЧКА ПОЛУЧАЕТСЯ

Судя по представленным основным направлениям бюджетно-налоговой политики, 2003г. не принесет ни реформ, ни перспектив создания конкурентного инвестиционного климата. С уверенностью можно сказать, что обязательно вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), сократятся социальные выплаты, в т.ч. на здравоохранение. Рост зарплаты будет минимальным и не компенсирует рост цен на ЖКУ. Минфин исходит из того, что работники бюджетной сферы будут получать в эквиваленте $125. Об остальных социальных категориях и средней зарплате по стране ничего не сказано. «Фонд заработной платы, планируемый в бюджете, возрастает в 1,3 раза. Уровень расходов бюджета на выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, денежных компенсаций в расходах консолидированного бюджета увеличивается на 2 процентных пункта», - заявил Корбут.

Понятно, что для увеличения зарплаты бюджетникам надо увеличить налоговые поступления за счет повышения налоговой нагрузки. Но Минфин обещает ее снижение - с 33% консолидированного бюджета в 2002г. до 31,3% в 2003г. Значит, предприятия начнут платить больше налогов, если они будут больше зарабатывать, увеличивая объемы продаж на новых рынках. Для этого, в свою очередь, надо обновить ассортимент товаров, улучшить качество, стать конкурентным по цене, вложить деньги в маркетинг и рекламу, по-новому организовать производство и сбыт. Достижение таких амбициозных целей невозможно без привлечения инвестиций.

Министр финансов постоянно жалуется на нехватку денег в бюджете. Ему приходится закрывать дыры, перебрасывая ресурсы с одной статьи расходов на другую. Внутренний инвестиционный потенциал Беларуси резко ограничен. На следующий год правительство опять не собирается всерьез начинать приватизацию, т.е. получать дополнительные доходы в бюджет и инвестиции в реальный сектор. В следующем году налоговая система, равно как качество правовой защиты собственности, останется практически без изменений. Следовательно, нет оснований надеяться на бурный экономический рост, увеличение налоговых поступлений и положительную динамику зарплаты. Если Минфин, следуя указаниям администрации президента, предлагает увеличить долю зарплаты, значит, автоматически будет уменьшена доля инвестиций и сокращен потенциал роста социальных расходов в будущем. Таким образом, бюджет 2003г. - это план спасения страны от финансового и производственного пожара, но никак не бюджет развития, как декларирует Корбут.

ЖЕСТКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ

Об этом свидетельствуют не только цифры и методы их получения, но и методика работы над бюджетом-2003. Созданная межведомственная комиссия по-прежнему является своеобразным междусобойчиком, в который не допускаются независимые эксперты. На расширенном заседании Корбут предупредил, что все цифры носят предварительный характер: «Поскольку каждый день ситуация меняется, я не могу достоверно сказать, насколько точно определены параметры, по которым считается бюджет». С одной стороны, правительство принимает план на пятилетку и ряд концепций развития экономики до 2015г., а тут даже на пару месяцев вперед опасается заглянуть. Так что озвученные Корбутом цифры на 2003г., по которым и считается бюджет, - планируемый рост ВВП на 7%, инфляция 18-22% (1,4-1,8% в месяц), обменный курс 2.050-2.350 рублей за $1 - это показатели из разряда желаемых, но не реальных.

Причины перестраховки Минфина понятны: идет ожесточенная борьба четырех конкурирующих структур - администрации президента, Нацбанка, Минфина и Совмина в целом. Имя победителя пока неизвестно. Петр Прокопович и его команда, опираясь на договоренности с Россией и хорошие отношения с президентом, защищает стабильность белорусского рубля. Отступать дальше нельзя: за ними - инфляция в 100-200%. Минфин, не получая эмиссионной подпитки на финансирование дефицита бюджета, с тревогой констатирует нехватку около 800 млрд. рублей на покрытие текущих расходов, оплату текущих поставок энергоресурсов и долгов.

Корбут признает: «Вы помните, что мы 500 млрд. включили в бюджет. Эти суммы пока не обеспечиваются. Мы не получили, что предполагали, из внешних источников… Мы не смогли привлечь внешние источники финансирования. В результате были вынуждены направлять на погашение долгов деньги, предназначенные на другие цели». Министр финансов, заручившись поддержкой отраслевого бизнеса, контролируемого администрацией президента, а также министерств, в первую очередь Минпрома, Минсельхозпрода, концернов «Белэнерго» и «Белнефтехим», лоббирует широкую эмиссию и глубокую девальвацию. Премьер Геннадий Новицкий, публично заверив президента в выполнении параметров по инфляции, обменному курсу и росту ВВП и качественных показателей промышленности, готов поддержать взаимоисключающие предложения одновременно. Настроения и расклад сил меняются каждый день. Чаша весов то склоняется в сторону Прокоповича, то в пользу Корбута и сторонников эмиссионного кредитования. Другого источника финансирования бюджетных расходов у правительства не осталось. Даже $40 млн. кредита Россия пока попридержала.

По поводу государственных ценных бумаг Корбут высказывается предельно ясно: «В этом году, чтобы сбалансировать доходы и расходы, мы развернули выпуск ценных бумаг. Практически за первое полугодие выполнили годовую норму. Во втором полугодии эти средства надо будет возвращать». В приватизации министр также расставил все акценты: «В этом году доходы от приватизации были утверждены в объеме 130 млн. Мы с вами утвердили. Как мы реализуем этот вопрос? А что другое у нас есть? У нас есть недра? Нет. У нас есть земля. Сейчас прорабатывается вопрос, чтобы ее подороже продать. Это можем записать». Здесь, вероятно, министр оговорился. Только человек с буйным воображением может представить, что администрация президента и Совмин рассматривают возможность продажи земли, когда у нас еще магазины и бытовка не проданы.

НЭП ДЛЯ ЖЭСОВ

Еще больше проблем у правительства с жилищно-коммунальными услугами и расчетом за энергоресурсы. По мнению Корбута, «сейчас встала острая проблема заплатить коммунальные, иначе газ отключат. Мы вынуждены сжимать другие расходы и отправлять средства на эти цели… Надо будет что-то придерживать, чтобы рассчитаться за газ». Сегодня долг превышает 200 млрд. рублей. «Деньги надо искать всем. Если мы выложим столько средств, мы обрушим полностью наш рубль». А если не найдем, то Россия отключит нам газ. Так что осенью все дороги будут вести в Нацбанк. Сейчас население платит 34,7% от себестоимости ЖКУ, до конца года планируется повысить долю оплаты до 40%, а в следующем году - минимум до 60%. Квартплата за 7 месяцев этого года выросла более чем в 5 раз, а ЖКУ в целом - в 2,1 раза. Так что осенью нас ждет очередной скачок цен на эти услуги.

При этом министр финансов считает, что «мы еще коммунальщиков не очень зажали. У них есть масса услуг, которые они могут оказывать населению на платной основе». Раз поликлиники и больницы планируют перевести на 35-процентную самоокупаемость, почему бы в дополнение к стандартным платежам не заставить ЖЭСы продавать еще какие-нибудь услуги? Так что если вдруг осенью или в начале зимы перед каждым разговором с работником ЖЭСа вам предложат сначала сходить в сберкассу, не удивляйтесь: эти жилищно-коммунальные нововведения санкционированы Минфином и правительством. Вероятность применения различных тарифов по ЖКУ также нельзя исключить. Корбут заявил, что помощь будет оказываться Могилевской и Гомельской областям, а вот минчан могут заставить полностью оплачивать затраты на ЖКУ уже в этом году. Такие предложения обсуждаются в правительственных кабинетах. О банкротстве предприятий-должников, которые хронически не платят за газ и свет, об ужесточении финансовой дисциплины по отношению к госпредприятиям и бюджетным организациям, которые только в августе рассчитались по долгам 2001г., в «Основных направлениях» нет ни слова.

В конце расширенного заседания Корбут сказал золотые слова: «Бюджет своими расходами не должен расшатывать экономику. Безвозвратные расходы должны быть на таком уровне, чтобы не изымать оборотные средства из экономики и промышленности». На практике слова министра предполагают совокупную налоговую нагрузку 20% ВВП, консолидированный бюджет - 15% ВВП, отсутствие оборотных налогов и отказ от дотаций затратной промышленности сельскому хозяйству.

К сожалению, предложенные основные направления бюджета на 2003г. не только расшатывают экономику. Они вгоняют ее в состояние глубокой комы. Впрочем, с позиции философии это тоже можно считать развитием.
Добавить комментарий
Проверочный код