Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№32 (348) 19 августа 2002 г. Экономика

ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА ВСЕСИЛЬНЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ УДОБНЫ

19.08.2002
Леонид ЗАИКО

№ 32 [348] от 19.08.02 - Прошел отчет правительства по итогам первого полугодия. Чиновники морщили лбы и бодро отвечали на вопросы президента. Собственно, разгона никому не устраивали, это была эшелонированная оборона аппаратной корпорации перед лицом сиюминутной опасности. «Никто не хотел умирать», и это знал президент. Но именно в этом и заложена бомба замедленного действия, которая сработает в самый неподходящий момент. Получилось просто: отчет принят, но главные проблемы белорусской экономики и общества остались. К ним элементарно побоялись подходить. В жаркое летнее время сработал принцип «авось»: соберем урожай, раздуем щеки, будем подбадривать друг друга бодрыми лозунгами типа «нормально, Константин».

Завершение номенклатурного полугодия не дало ответа на вопрос: что надо делать, какую проводить экономическую политику? Президент вежливо попросил подготовить документ о тактике экономической политики. Это, конечно, не проблема, такие бумаги у нас писать научились. Не хватает только одного: смысла того, что мы делаем, и оценки того, что же получим через несколько лет.

Есть ли в нынешней аморфной идентичности нечто иное, противоположное, дающее нам шансы? Речь идет о ясных понятных целях и системности их достижения. Пора понять, что везде, в соседних странах, в России, заканчивается политический раздрай и приходит время профессионалов. Популистская риторика и романтизм контрпродуктивны. Об этом - цикл новых публикаций «Белорусской газеты»: «Новый экономический курс - время профессионалов».

Чего только ни насмотрелись и ни напробовались жители бывшего СССР. Этакого и присниться не могло лет 20 тому назад. Дефолты и гипер-инфляция, раздел собственности и беспредел, коррупция и обман по любому поводу, жажда власти и ее никчемность - все это было.

Мы жили кризисами, само экономическое и социальное поведение было сформировано нацеленным на преодоление трудностей, а не на достижение успехов. Более того, привычным стало само кризисное сознание, создавшее и соответствующую атмосферу. Вспомните лица наших министров, чиновников. Такие портреты обычно используются не вами, а вашими родственниками в соответствующей ситуации, но вы об этом уже не узнаете.

Беларусь стала страной экономического пессимизма. Происходят парадоксальные вещи, когда реальные денежные доходы повышались на одном из недавних отрезков времени на 33%, а соцопросы показывали увеличение доли населения, считающего, что его материальное положение ухудшилось. Попросту перестали верить в то, что можно жить лучше и сегодня. Элиты, кстати, тоже мало чем отличаются от основной части наших сограждан. Пессимизм как нормальное состояние директора или предпринимателя стал отличительной чертой и этих «героев нашего времени».

Можно ли жить с такой идеологией и психологией дальше? Радоваться, что не уволили с должности, что отвертелся, «набил Мике баки». Причем не важно кому: налоговику, президенту, даже самому себе. В правительстве появилась некая зомбированность, самовнушение типа «правильной дорогой идем, товарищи». Это уже коллективная оборона, работа на самих себя, коллективный «самоспас».

Что будет дальше - так это известный нам застой. Конечно, в этом есть и исторический парадокс: в советские времена наша республика в меньшей степени была пронизана застойными явлениями, не так красиво разлагалась и не была столь коррумпированной. Однако историю не обманешь, застойные алгоритмы жизни стали проявляться и у нас. Наверстываем, что называется, в новой исторической обстановке. Это заметно и в Минске, и в провинции. Вопрос не в том, что врать стали больше, а в том, что это всех устраивает.

Однако самих себя мы не перехитрим. Десятилетие трансформаций позволило наработать ряд инструментов экономической политики, использование которых может давать серьезные результаты. Это относится и к национальной экономической политике. С другой стороны, время ожиданий прошло, и каждая страна рано или поздно выбирает приемлемую форму реализации собственных национальных экономических интересов.

Для Беларуси данная задача становится стратегически важной. Идентифицировать и артикулировать свои национально-государственные экономические и геоэкономические интересы придется и приходится уже сейчас. К этому вынуждают и внешние экономические силы, которые оказывают воздействие на ситуацию в стране. Не сделаем сами, за нас это сделает Абрамович или Дерипаска.

Вызовы времени, рост ряда угроз и рисков, с которыми сталкивается страна, являются объективной основой консолидации национальных экономических интересов различных групп населения, директората, бизнеса, правительства и иных институтов гражданского общества.

Суть системы нового экономического курса заключается именно в консолидации интересов экономической элиты общества, концентрации усилий по созданию новой динамики белорусской экономики.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Развитие белорусской экономики и общества вошло в такую фазу мировой и региональной динамики, когда качественные изменения стали решающим фактором будущего. Элиты разных стран с той или иной степенью адекватности реагируют на такие сдвиги. Это относится не только к Японии, Германии или США, но и к небольшим странам Европы, Азии или Латинской Америки.

Беларусь пока находится в состоянии рефлексии, парадоксально реагируя на изменения внешней среды. Более того, в последние месяцы усиливаются тенденции ухода от внешней конкуренции, пассивности в реализации долговременной стратегии, очевидна определенная зацикленность на текущий статистический результат, что переносит в будущее наши национальные экономические проблемы, но не способствует их адекватному решению.

2002г. мы начали как страна с наиболее низкими темпами роста ВВП среди всех государств СНГ. Уже сейчас мы не выдерживаем конкуренции даже в рамках экономического пространства Беларуси и России. Цены и качество нашей продукции ударили по всему населению, оказавшемуся заложником такой экономической политики. Невнятность т.н. особого курса белорусской экономики со всей очевидностью ведет к потере не только внешнего, но и внутреннего рынка.

По существу Беларусь приближается к моменту истины, когда необходимо принимать принципиальные решения, какую экономику и какое общество мы будем иметь в XXI веке. Адекватной ситуации стратегии пока нет. Более того, возникла кризисная ситуация и в белорусско-российских отношениях. Что будет дальше - нет ответа.

Страна перед выбором. Уже который раз неуверенность и нерешительность проявляется в реализации структурных преобразований, создании фундамента эффективной экономики, общества с ясной и предсказуемой внешней и внутренней стратегией.

Что надо делать в первую очередь, как использовать потенциал страны во имя настоящего и будущего? Ответ на этот вопрос - в новой государственной политике, построенной на национальных интересах Беларуси во всем - от приватизации до интеграции в мировую экономику. Такой ответ рассчитан на консолидацию общества, профессионализм и еще раз профессионализм.

Наступило время, когда основные принципы изменений во имя настоящего и будущего не требуют общенациональных дискуссий, особых доказательств и постоянной рефлексии. Мы вынуждены идти на изменения. Для того чтобы стратегия развития опиралась на ресурсы общества, его интеллект и энергию, правительство должно выполнять функцию координатора и стимулятора национальных экономических интересов, что и становится задачей основных институтов государства.

Определить формулу стратегии недостаточно без эффективного инструментария ее реализации, построенного на диалоге с населением, его основными социальными группами. Второй элемент новой стратегии - ясность, четкость и понятность формул изменений. Невнятность и расплывчатость на старте дает рост неопределенности и неэффективность всей траектории движения. Именно по этой причине формула развития включает в себя самые важные элементы, которые действительно актуальны в общенациональном масштабе. Это семь принципов реформирования экономики и общества, семь направлений активной стратегии, которые ясно и четко определяют, что и как мы можем и должны делать.

КОНСОЛИДАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Краткое содержание данных принципов следующее.

- 18-месячный мораторий на проверки предприятий

- Новая промышленная политика, стимулирующие налоги (подоходный - 10%, социальный - 20%, на прибыль - 15%)

- Распределение собственности по формуле: 30% - предприятию, 20% - населению, 5% - правительству, 45% - внешним инвесторам

- Малый и семейный бизнес - рабочие места «здесь и сейчас»

- Стабильность рубля: гарантии сбережений и инвестиций

- Адресная социальная политика

- Выход из самоизоляции: интеграция Беларуси и России - путь в объединенную Европу

Смысл представленных принципов в системной постановке задач и их решении. Будет ли бизнес партнером правительства, понимают ли игроки экономической сборной, что пришло время осмысленной реализации национальных экономических интересов? Глобализм и мондиализм - это тогда, когда ты собой «что-то» представляешь, а не сравниваешь университет с булочной. Смотреть робко в глаза нагловатым инвесторам или самим разворачиваться, но не разворовываться? Понимание того, что мы в одной лодке, должно быть тогда, когда с нее еще не стали прыгать.

С чего начать, и каким может быть первый шаг? Об этом - в следующей статье.
Добавить комментарий
Проверочный код