Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (348) 19 августа 2002 г. Экономика

ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА ВСЕСИЛЬНЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ УДОБНЫ

19.08.2002
Леонид ЗАИКО

№ 32 [348] от 19.08.02 - Прошел отчет правительства по итогам первого полугодия. Чиновники морщили лбы и бодро отвечали на вопросы президента. Собственно, разгона никому не устраивали, это была эшелонированная оборона аппаратной корпорации перед лицом сиюминутной опасности. «Никто не хотел умирать», и это знал президент. Но именно в этом и заложена бомба замедленного действия, которая сработает в самый неподходящий момент. Получилось просто: отчет принят, но главные проблемы белорусской экономики и общества остались. К ним элементарно побоялись подходить. В жаркое летнее время сработал принцип «авось»: соберем урожай, раздуем щеки, будем подбадривать друг друга бодрыми лозунгами типа «нормально, Константин».

Завершение номенклатурного полугодия не дало ответа на вопрос: что надо делать, какую проводить экономическую политику? Президент вежливо попросил подготовить документ о тактике экономической политики. Это, конечно, не проблема, такие бумаги у нас писать научились. Не хватает только одного: смысла того, что мы делаем, и оценки того, что же получим через несколько лет.

Есть ли в нынешней аморфной идентичности нечто иное, противоположное, дающее нам шансы? Речь идет о ясных понятных целях и системности их достижения. Пора понять, что везде, в соседних странах, в России, заканчивается политический раздрай и приходит время профессионалов. Популистская риторика и романтизм контрпродуктивны. Об этом - цикл новых публикаций «Белорусской газеты»: «Новый экономический курс - время профессионалов».

Чего только ни насмотрелись и ни напробовались жители бывшего СССР. Этакого и присниться не могло лет 20 тому назад. Дефолты и гипер-инфляция, раздел собственности и беспредел, коррупция и обман по любому поводу, жажда власти и ее никчемность - все это было.

Мы жили кризисами, само экономическое и социальное поведение было сформировано нацеленным на преодоление трудностей, а не на достижение успехов. Более того, привычным стало само кризисное сознание, создавшее и соответствующую атмосферу. Вспомните лица наших министров, чиновников. Такие портреты обычно используются не вами, а вашими родственниками в соответствующей ситуации, но вы об этом уже не узнаете.

Беларусь стала страной экономического пессимизма. Происходят парадоксальные вещи, когда реальные денежные доходы повышались на одном из недавних отрезков времени на 33%, а соцопросы показывали увеличение доли населения, считающего, что его материальное положение ухудшилось. Попросту перестали верить в то, что можно жить лучше и сегодня. Элиты, кстати, тоже мало чем отличаются от основной части наших сограждан. Пессимизм как нормальное состояние директора или предпринимателя стал отличительной чертой и этих «героев нашего времени».

Можно ли жить с такой идеологией и психологией дальше? Радоваться, что не уволили с должности, что отвертелся, «набил Мике баки». Причем не важно кому: налоговику, президенту, даже самому себе. В правительстве появилась некая зомбированность, самовнушение типа «правильной дорогой идем, товарищи». Это уже коллективная оборона, работа на самих себя, коллективный «самоспас».

Что будет дальше - так это известный нам застой. Конечно, в этом есть и исторический парадокс: в советские времена наша республика в меньшей степени была пронизана застойными явлениями, не так красиво разлагалась и не была столь коррумпированной. Однако историю не обманешь, застойные алгоритмы жизни стали проявляться и у нас. Наверстываем, что называется, в новой исторической обстановке. Это заметно и в Минске, и в провинции. Вопрос не в том, что врать стали больше, а в том, что это всех устраивает.

Однако самих себя мы не перехитрим. Десятилетие трансформаций позволило наработать ряд инструментов экономической политики, использование которых может давать серьезные результаты. Это относится и к национальной экономической политике. С другой стороны, время ожиданий прошло, и каждая страна рано или поздно выбирает приемлемую форму реализации собственных национальных экономических интересов.

Для Беларуси данная задача становится стратегически важной. Идентифицировать и артикулировать свои национально-государственные экономические и геоэкономические интересы придется и приходится уже сейчас. К этому вынуждают и внешние экономические силы, которые оказывают воздействие на ситуацию в стране. Не сделаем сами, за нас это сделает Абрамович или Дерипаска.

Вызовы времени, рост ряда угроз и рисков, с которыми сталкивается страна, являются объективной основой консолидации национальных экономических интересов различных групп населения, директората, бизнеса, правительства и иных институтов гражданского общества.

Суть системы нового экономического курса заключается именно в консолидации интересов экономической элиты общества, концентрации усилий по созданию новой динамики белорусской экономики.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Развитие белорусской экономики и общества вошло в такую фазу мировой и региональной динамики, когда качественные изменения стали решающим фактором будущего. Элиты разных стран с той или иной степенью адекватности реагируют на такие сдвиги. Это относится не только к Японии, Германии или США, но и к небольшим странам Европы, Азии или Латинской Америки.

Беларусь пока находится в состоянии рефлексии, парадоксально реагируя на изменения внешней среды. Более того, в последние месяцы усиливаются тенденции ухода от внешней конкуренции, пассивности в реализации долговременной стратегии, очевидна определенная зацикленность на текущий статистический результат, что переносит в будущее наши национальные экономические проблемы, но не способствует их адекватному решению.

2002г. мы начали как страна с наиболее низкими темпами роста ВВП среди всех государств СНГ. Уже сейчас мы не выдерживаем конкуренции даже в рамках экономического пространства Беларуси и России. Цены и качество нашей продукции ударили по всему населению, оказавшемуся заложником такой экономической политики. Невнятность т.н. особого курса белорусской экономики со всей очевидностью ведет к потере не только внешнего, но и внутреннего рынка.

По существу Беларусь приближается к моменту истины, когда необходимо принимать принципиальные решения, какую экономику и какое общество мы будем иметь в XXI веке. Адекватной ситуации стратегии пока нет. Более того, возникла кризисная ситуация и в белорусско-российских отношениях. Что будет дальше - нет ответа.

Страна перед выбором. Уже который раз неуверенность и нерешительность проявляется в реализации структурных преобразований, создании фундамента эффективной экономики, общества с ясной и предсказуемой внешней и внутренней стратегией.

Что надо делать в первую очередь, как использовать потенциал страны во имя настоящего и будущего? Ответ на этот вопрос - в новой государственной политике, построенной на национальных интересах Беларуси во всем - от приватизации до интеграции в мировую экономику. Такой ответ рассчитан на консолидацию общества, профессионализм и еще раз профессионализм.

Наступило время, когда основные принципы изменений во имя настоящего и будущего не требуют общенациональных дискуссий, особых доказательств и постоянной рефлексии. Мы вынуждены идти на изменения. Для того чтобы стратегия развития опиралась на ресурсы общества, его интеллект и энергию, правительство должно выполнять функцию координатора и стимулятора национальных экономических интересов, что и становится задачей основных институтов государства.

Определить формулу стратегии недостаточно без эффективного инструментария ее реализации, построенного на диалоге с населением, его основными социальными группами. Второй элемент новой стратегии - ясность, четкость и понятность формул изменений. Невнятность и расплывчатость на старте дает рост неопределенности и неэффективность всей траектории движения. Именно по этой причине формула развития включает в себя самые важные элементы, которые действительно актуальны в общенациональном масштабе. Это семь принципов реформирования экономики и общества, семь направлений активной стратегии, которые ясно и четко определяют, что и как мы можем и должны делать.

КОНСОЛИДАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Краткое содержание данных принципов следующее.

- 18-месячный мораторий на проверки предприятий

- Новая промышленная политика, стимулирующие налоги (подоходный - 10%, социальный - 20%, на прибыль - 15%)

- Распределение собственности по формуле: 30% - предприятию, 20% - населению, 5% - правительству, 45% - внешним инвесторам

- Малый и семейный бизнес - рабочие места «здесь и сейчас»

- Стабильность рубля: гарантии сбережений и инвестиций

- Адресная социальная политика

- Выход из самоизоляции: интеграция Беларуси и России - путь в объединенную Европу

Смысл представленных принципов в системной постановке задач и их решении. Будет ли бизнес партнером правительства, понимают ли игроки экономической сборной, что пришло время осмысленной реализации национальных экономических интересов? Глобализм и мондиализм - это тогда, когда ты собой «что-то» представляешь, а не сравниваешь университет с булочной. Смотреть робко в глаза нагловатым инвесторам или самим разворачиваться, но не разворовываться? Понимание того, что мы в одной лодке, должно быть тогда, когда с нее еще не стали прыгать.

С чего начать, и каким может быть первый шаг? Об этом - в следующей статье.
Добавить комментарий
Проверочный код