Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Продажа фильтров для воды. Все предложения
доринг-юг.рф
Обзор погоды в мире. Карты погоды в Украине на период прогноза
murmeteo.ru
Салон свадебных и вечерних платьев
ozboro.ru
№30 (346) 05 августа 2002 г. Тема недели

НАЛОГ НАЛЕГ

05.08.2002
Ольга МИКША

В минувшую среду в Беларуси состоялась крупнейшая за последнее время забастовка мелких предпринимателей рынков и торговых ярмарок - на работу не вышли около 100 тыс. человек. Поводом для протеста послужила новая редакция прошлогоднего президентского декрета N12, после принятия которой многие будут вынуждены прекратить предпринимательскую деятельность.

По данным предпринимательского стачкома, в Минске забастовщиков не поддержали лишь продавцы части автомобильного рынка в Ждановичах, а не вышли на работу, по разным оценкам, от 15 до 40 тыс. индивидуальных предпринимателей. По стране штрейкбрехеров насчитали около 20% от общего числа предпринимателей в областных центрах, и около 30% - в районных. Так что забастовка 31 июля стала самой массовой акцией последнего времени.

Поводом избрания такой формы протеста для 1% населения страны стало известие о том, что в базовый для мелких предпринимателей закон - президентский декрет N12 от 17.05.2001г. - готовятся системные поправки. Причем узнали они об этом совершенно случайно. И ознакомиться с проектом представителям мелкого бизнеса не разрешили - мол, уже насогласовывались в прошлом году. Так что в руки к самым заинтересованным проект попал неофициально, на нескольких листах факсовой бумаги. И сразу стало ясно, что забастовки не избежать.

Новая редакция предусматривает значительное увеличение налоговой нагрузки, ужесточение правил учета денежных средств и товаров, введение дополнительной документации и отчетности. Словом, вести бизнес в таких условиях мелким предпринимателям становится невыгодно.

СТАВКИ СДЕЛАНЫ

Самое главное отличие новой редакции декрета от прошлогоднего образца - изменение повышающего коэффициента для импортных товаров с 1,3 до 2. Даже при сохранении действующих налоговых ставок новшество увеличит расходы мелких предпринимателей более чем наполовину. К примеру, сейчас торговцы ширпотребом ежемесячно платят 71,5 евро налогов. По новой редакции им придется платить уже 110 евро. Продавцам одежды из меха и кожи - 130 евро, автомобилей - 143.

Вряд ли останутся прежними и сами ставки налоговых сборов. Это тем более вероятно, что документ предоставляет возможность устанавливать ставки единого налога не только депутатам областного и минского Советов депутатов, но и исполкомам - а чиновникам исполнительной власти денег никогда не бывает много.

Кстати, и действующие налоговые ставки довольно высоки для большинства продавцов ширпотреба. Именно поэтому многие вынуждены работать по полмесяца: в этом случае они платят 30 евро налога вместо 70 за полный месяц.

Увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей произошло довольно быстро, совпав с резким падением доходов населения и, как следствие, выручки. Напомним, что в относительно благополучных 1995-96гг. единый налог на непродовольственную группу товаров импортного происхождения для Минска и области составлял всего $15-20. До момента принятия декрета N12 в мае 2001г. налог составлял около $30. И уже год предприниматели платят по $70. Кстати, еще два года назад не было и повышающих коэффициентов. Они появились после того, как предприниматели отбились от необходимости платить таможенные пошлины за товары, ввозимые из России, - парадокс, но при наличии единого таможенного пространства они составляли до 50% стоимости.

Между тем предприниматели в рамках обсуждения декрета N12 предлагали минским городским властям компромиссный вариант - ставку единого налога для «челночников» сделать не 55, а 37 евро, с ежемесячной выплатой налога в сумме 48 евро. Такая сумма была бы им по силам, и не пришлось бы искать лазейки для сокращения налоговых издержек. Однако власти тогда заявили, что в таком случае городской бюджет недополучит 3 млрд. рублей. Лазейки нашлись, причем вполне законные, и казна недополучила больше.

В новой редакции подобных юридических «провалов» нет. Если продавец работает 14 дней, его налог составит 88 евро - весьма ощутимая сумма для малого бизнеса. Чтобы законно платить меньше, нужно реже выходить на работу - за 5-10 трудодней придется заплатить 55 евро, а если появляться на рынке менее пяти дней в месяц, все равно отсчитай 33 евро - овчинка явно не стоит выделки.

ВЫХОД РЯДОМ

Между тем забастовщики не только протестовали против принятия поправок в президентский декрет, но и выступали за реализацию концепции господдержки и развития малого предпринимательства на 2002-04гг., которую в конце июня утвердил Совмин. В перечне основных направлений совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса - сокращение контроля и вмешательства, упрощение процедуры регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства, сокращение количества нарушений, которые влекут за собой финансовые санкции, и уменьшение размера самих этих санкций. В части налогообложения предусмотрено снижение налоговой нагрузки, упрощение исчисления налогов и отчетности.

В конечном результате долю малого и среднего бизнеса в общем объеме выручки в народном хозяйстве к 2005г. планируется довести до 25%, а общее число занятых в сфере малого предпринимательства - до 700 тыс. человек.

СПРАВКА «БГ». В начале 2002г. в Беларуси работало 27,8 тыс. субъектов малого бизнеса и 180 тыс. индивидуальных предпринимателей. По итогам 2001г. удельный вес малого бизнеса в ВВП страны составил всего 6,9%. Средняя рентабельность в 2001г. - 9,9% (в 2000г. - 14,6%).

К сожалению, положительные аспекты концепции касаются, в первую очередь, именно малого бизнеса, а не индивидуального предпринимательства. Очевидно, что разработчики этой программы рассчитывают на переориентацию большинства нынешних «челноков» в сферу производства и услуг. К этому же стремятся многие из них. Как считает один из организаторов забастовки, предприниматель Анатолий Шумченко, в Беларуси сейчас нет альтернативы торгово-посреднической деятельности. Пока государство ищет сиюминутную выгоду и, по сути, вынуждает предпринимателей вкладывать средства в торговые центры. А создание производства тормозится бюрократическими проволочками и высокими налогами.

Таким образом, сейчас готовится база для развития малого бизнеса, причем пока лишь теоретическая: концепция господдержки будет рассматриваться депутатами нижней палаты вместе с законом о налогообложении малого предпринимательства, а тот, в свою очередь, будет принят только в рамках нового Налогового кодекса. По оценке специалистов, все это может сильно растянуться во времени.

А новая редакция декрета N12 может быть принята весьма оперативно - 1 сентября текущего года, как и записано в документе. И тогда многочисленная армия «челноков» может сильно подпортить статданные о безработице в Беларуси.

СПРАВКА «БГ». В сфере торговли и общественного питания сосредоточено 42,8% предпринимателей, в промышленности - 21,1%, в строительстве - 11,7%, на транспорте - 5,8%, в сельском хозяйстве - 1,1%. На малый бизнес пришлось 8,2% от общего объема промышленного производства, 9,7% производства потребительских товаров, 5,9% общего товарооборота.

НАКЛАДНАЯ С ЧЕРКИЗОВСКОГО

Однако повышение ставок налоговых сборов - это еще не все, что припасли для бизнесменов, выживших в нашей экономической модели. Так, новая редакция требует, чтобы «учет движения товарно-материальных ценностей велся в соответствии с законодательством». Т.е. теперь по требованию налогового инспектора (и в установленные им сроки) продавец должен представить документ, который подтверждает приобретение товара. Например, накладную. Только представляется маловероятным, чтобы оптовик на московском или стамбульском рынке выписывал ее нашему «челноку».

Авторы новой редакции изыскали еще один источник пополнения местных бюджетов. В случае принятия поправки в пункт 10 под удар становятся не только арендаторы площадей, но и арендодатели. Если налоговый инспектор обнаружит, что у продавца нет отметки об уплате налога - всего лишь отметки, его штраф составит от 20 до 50 тыс. рублей, а штраф администрации рынка или ярмарки, где торгует нерадивый бизнесмен, - от 100 до 500 тыс. Очевидно, что новое положение разведет представителей мелкого и крупного бизнеса по разные стороны баррика
Добавить комментарий
Проверочный код