Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№30 (346) 05 августа 2002 г. Общество

«У ЗАПИСИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОЗЯИН». Лишь так мы сможем бороться с пиратством

05.08.2002
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Авторское право - основная движущая сила цивилизованного шоу-бизнеса. В Беларуси в справедливость этой формулы поверить очень сложно, поскольку более 90% рынка приходится на долю пиратских носителей. При этом многие правообладатели лишь разводят руками и ждут прихода некоего абстрактного дяди, который разберется со всеми пиратами и наладит тут идеальный правовой климат.

О том, почему в Беларуси развелось так много пиратов и как с ними бороться, музыкальный обозреватель “Белорусской газеты” говорил с директором “Белорусского музыкального агентства” Владимиром ПУГАЧЕМ.

- Как вы характеризуете нынешнюю ситуацию с авторским правом в нашем шоу-бизнесе?


- Прежде всего медленно, но уверенно повышается правовая культура в области охраны и защиты авторских прав непосредственных участников рынка - тех, кто продает носители, занимается организацией концертов и эфирного вещания. Они чаще вспоминают, что есть авторские права и, более того, даже не забывают закладывать их в себестоимость проектов. Конечно, это касается не всех, но развитие идет. Правда, безобразия хватает.

- Какие основные проблемы связаны с авторскими и смежными правами в звукозаписи?

- Главная проблема в том, что часто записи исполнителей, разумеется, в большей степени западных и российских, в меньшей - белорусских, попадают в сомнительные сборники, о которых сами исполнители ничего не слышали. А потом составители этих сборников с пеной у рта доказывают, что музыканты, дескать, устно разрешили использовать эти песни. Это наиболее часто встречающаяся ситуация. До суда подобные прецеденты редко доходят, и мало кто берется за подобные дела. Но мы на днях начинаем разбирательство против одной известной российской компании, которая незаконно издала на крупном сборнике песню белорусского исполнителя.

- Абсолютное большинство нарушений связано с записями российских и западных исполнителей. С чем помимо несопоставимо больших объемов продаж это связано?

- Действительно, по продажам российская музыка занимает около 60% нашего музыкального рынка, западная - около 35%. Проблема в том, что зачастую иностранные правообладатели здесь либо не представлены вообще, либо слабо защищаются здешними представителями. С российскими исполнителями полегче, потому как тамошние компании просто ближе географически и лучше понимают здешнюю ситуацию. Часто местным представителям или дистрибьюторам передаются исключительные права на отдельные проекты и даже каталоги, и они из кожи вон лезут, чтобы никто не продавал пиратскую продукцию, как это было в случае с последними альбомами Земфиры и группы “Руки вверх!”. В результате все более или менее серьезные компании даже не пытаются заниматься пиратством, разве что мелкие «челноки», завозящие некоторое количество продукции все больше по регионам, потому как в Минске система в принципе отлажена.

- Тем не менее из продаваемых у нас записей практически все западные и более половины российских - пиратские…

- Опять же все зависит от активности правообладателя. Если он здесь представлен и активно защищается, то и пиратской продукции по его проекту или каталогу намного меньше. Ведь принципиальный вопрос в том, что у записи должен быть хозяин. Если его на данном рынке нет или он ведет себя пассивно, то пиратская продукция - внутренняя проблема его терпящей ущерб компании, поскольку госорганы не могут сами определить контрафактность продукции. Для возбуждения дела должно быть заявление от потерпевшего. Иначе о пиратстве говорить можно лишь условно.

- Значит, почти все здешние магазины продают в известной степени пиратскую продукцию?

- Да. Но, к сожалению, у них нет выхода. Даже если они захотят продавать только фирменную и лицензионную продукцию, то не смогут этого сделать - у нас нет такого рынка. Они не поедут закупать продукцию за границу. К тому же большая часть западных компаний даже в России не адаптировала цены для местного рынка, а 15-долларовые диски наш рынок не переварит.

- Как обстоят в Беларуси дела с авторскими и смежными правами в области использования музыки на радио и телевидении?

- Как правило, лучше, чем с выпуском и продажей. Что касается использования материала в эфирных целях, то вещатели платят за авторские права. Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУПИС), которому государство передало функции коллективного управления авторскими правами, собирает деньги за всех исполнителей в размере 5% с оборота каждого из эфирных вещателей и потом распределяет их по международным договорам в соответствующие авторские общества. С правами на переработку музыкальных произведений с использованием их в рекламных роликах дело обстоит сложнее. РУПИС этим не занимается, поскольку разрешение на использование музыки в этих целях нужно получать непосредственно у правообладателя. И вот об этом наши эфирные вещатели, как правило, забывают. Белорусское музыкальное агентство, будучи представителем Warner Chapell, ведет разбирательство с радио “Би-Эй” по поводу предполагаемого использования в рекламном ролике произведения Луизы Чикконе, больше известной как Мадонна.

- Многие связывают нынешнюю плачевную ситуацию в области авторского права с тем, что якобы у нас никогда не было соответствующей традиции.

- Говорить об отсутствии традиций в области авторских прав неверно. В советские времена действовал прекрасно отлаженный механизм авторского права. Тот же Юрий Антонов был миллионером лишь благодаря тому, что его песни играли в ресторанах, которые производили за это соответствующие отчисления. Мало кто знает, что это положение существует и сейчас, хоть оно пока не работает. Аналогичный механизм есть и за рубежом. Разница лишь в том, что у нас полагается платить процент от оборота, скажем, того же ресторана, а в Германии собирают деньги от количества столиков.
Добавить комментарий
Проверочный код