Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№30 (346) 05 августа 2002 г. Экономика

АМЕРИКАНСКАЯ ЛОВУШКА

05.08.2002
Сергей ЖБАНОВ

В конце июля утверждена белорусская часть белорусско-российской группы по разработке предложений об образовании единого эмиссионного центра Союзного государства. Постановлением Совмина председателем назначен глава правления Нацбанка Петр Прокопович, его заместителем - вице-премьер правительства, министр экономики Андрей Кобяков. В Нацбанке отмечают, что «пока трудно говорить о том, каким будет единый эмиссионный центр союзного государства и насколько полно будут учтены предложения белорусской стороны». Позиция Нацбанка по поводу единого эмиссионного центра, как известно, такова: использовать подход, который практикуется в Европейском союзе, не забывая при этом опыт Федеральной резервной системы США.

Ближайшее знакомство с моделью Федеральной резервной системы США, на которую в качестве примера ссылался Прокопович, показало, что при ее использовании Нацбанк суверенитета не сохранит.

"Сперва думай о Родине, а потом о себе» - эти хорошо известные слова из патриотической песни всплыли в памяти, когда пришлось знакомиться в Федеральном резервном банке Филадельфии с заокеанским опытом обеспечения прозрачности финансовых сделок. Прямо-таки осенило, что сижу в учреждении, которое руководство Нацбанка Беларуси использовало как теоретический аргумент создания двух эмиссионных центров союзного государства, ссылаясь на американский опыт наличия не одного, а аж двенадцати резервных банков. Ну как тут было не расспросить ответственных представителей данного учреждения о взглядах на суверенное эмитирование денежных знаков.

Собеседники попались отзывчивые, а потому не просто отделались дежурным ответом об отсутствии всякого суверенитета, но и книжку подарили, где зафиксированы основные постулаты Федеральной резервной системы (ФРС), включая полномочия и права ее основных элементов. Весь текст книжки цитировать не стоит, но некоторые особо полезные фрагменты, освещающие истинное положение дел с монетарным суверенитетом в США, привести можно. И дело даже не в ликбезе для руководства Нацбанка или его советников, а хотя бы для того, чтобы попытаться смоделировать предложенный вариант взаимоотношений между союзниками в такой узкой сфере, как эмиссия. Право, это лучше, чем хоронить союз с той же силой и страстью, с какой еще недавно его возжелали с обеих сторон.

Не желая утомлять занятых уборочной страдой председателя правления Нацбанка и вице-премьера правительства, разочаруем их сразу: двенадцать резервных банков в составе ФРС - это вам, ребята, не двенадцать печатных станков, где каждый, трудясь в мыле, снимает пенки эмиссионного дохода. Грубо говоря, реальные бумажные деньги печатают только в Вашингтоне, где принимаются все решения (причем обязательные для исполнения) двенадцатью резервными банками относительно будущего состояния денежных агрегатов на территории вверенных им регионов. Вот только монеты печатаются еще двумя Федеральными резервными банками, в число которых попал и Банк Филадельфии.

Копируя приведенный расклад полномочий, Минск вполне мог бы изготавливать сувенирную мелочь в союзном государстве и распространять на территории республики валюту, отпечатанную в Москве, оставляя за ней важнейшие денежно-кредитные решения, которые белорусскому руководству надлежало бы неукоснительно выполнять. И это было бы вполне разумно, а главное, полностью соответствовало бы американскому образцу.

В США такие решения принимаются главным компонентом ФРС - Федеральным комитетом открытого рынка, который состоит из правления управляющих, президента Федерального резервного банка Нью-Йорка и президентов четырех других Федеральных резервных банков, которые работают в комитете на ротационной основе.

Федеральный комитет открытого рынка - главный инструмент, используемый ФРС для надзора и влияния на условия денежного рынка, рост денежной массы и кредитов.

Как назвали бы аналогичный надзирающий орган в Москве, большого значения, думаю, для белорусов не имело, тем более что в американской системе есть даже элементы символического суверенитета, которыми вполне мог бы воспользоваться Минск. Это идентификация купюр буквой и номером, которые бы свидетельствовали, что денежка впервые запущена в оборот на территории суверенной республики, название которой начинается с литеры «Б». Например, «Б-90».

Правление управляющих имеет широкие полномочия по контролю за действиями любого Федерального резервного банка и его подразделений, включая контроль и эффективность надзора над всеми банками и депозитарными учреждениями, находящимися на подведомственной территории. Поэтому совсем недалека была от истины шутка о будущем Нацбанка в роли регионального подразделения Госбанка союза, где даже годовой бюджет будет утверждаться центральным правлением, что и происходит сегодня с каждым Федеральным резервным банком в США.

Что же касается получаемого дохода, то, согласно имеющейся с 1914г. практике, около 95% доходов Федеральных резервных банков передаются в Федеральное казначейство. Думается, это обстоятельство особенно должно обрадовать сторонников и популяризаторов американского опыта в Нацбанке. Кстати, система допускает полную ликвидацию того или иного Федерального резервного банка по каким-либо причинам, и в этом случае уже весь доход перечисляется в Федеральное казначейство.

Неужели белорусские власти были готовы заимствовать и этот элемент системы, настаивая на двух эмиссионных центрах и подкрепляя аргументы ссылками на американский опыт организации Федеральной резервной системы? Или эти неприятные подробности были опущены в банковском справочнике российского происхождения? Или мы их поняли слишком буквально?

Хочется надеяться, что если политические страсти улягутся и союз начнут крепить с новой силой, то белорусская сторона в ходе переговоров по поводу единой валюты будет осторожнее настаивать на двух эмиссионных центрах по американскому образцу. Поскольку даже на первый взгляд эта модель не поможет сохранению еще не окрепшего белорусского суверенитета.

Что же касается второго и третьего взглядов, раскрывающих технические детали будущего построения союзной эмиссионной системы по образцу из Вашингтона, то любой заинтересованный читатель, включая председателя правления Нацбанка, может это сделать по изданию «The Federal Reserve System: Purposes and Functions», Washington, D.C. 1994г., имеющемуся в редакционной библиотеке.
Добавить комментарий
Проверочный код