Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (344) 22 июля 2002 г. Экономика

ВОПРОСЫ НИЖЕ ПОЯСА. Совмин подготовил почву для своей отставки

22.07.2002
Ярослав РОМАНЧУК

В конце прошлой недели Минстат опубликовал данные о работе белорусской экономики в первом полугодии. Очередной отчет чиновников - еще один набор цифр, многие из которых лишь косвенно связаны с реальной экономикой, - важен по ряду причин.

Во-первых, нашел подтверждение тезис о том, что правительство не знает, что делать. Во-вторых, чиновники исполнительной «вертикали» и директора предприятий творчески подошли к отчетности и под страхом увольнения «дорисовали» эффективность и конкурентоспособность реального сектора. В-третьих, не остановлена ни одна тревожная тенденция: страна задыхается от недостатка инвестиций, прав собственности и экономической свободы, от избытка налогов, бюрократов и инструментов госрегулирования. На 30 июля запланирован отчет правительства. У президента наверняка найдется много вопросов ниже пояса.

РАПОРТ СДАН. ПОКА НЕ ПРИНЯТ

Формально от правительства Геннадия Новицкого никто, кроме администрации президента, ничего путного не ждал. Представленный в конце 2001г. план действий изобиловал пустыми фразами и благими пожеланиями. Александр Лукашенко сделал ставку на невзрачного премьер-министра, на правительство с весьма ограниченным потенциалом. Министры и «вертикальщики» способны с умным видом «рисовать» отчеты, проводить совещания, заслушивать доклады из районов и в такт выступлению Лукашенко послушно мотать головой. Их задача состояла в том, чтобы надувать щеки и имитировать точное исполнение приказов сверху. С данной задачей они справились: положительная динамика, по крайней мере, на бумаге, начала вырисовываться.

К приведенным в отчете Минстата цифрам надо относиться осторожно и с чувством юмора. И не потому, что наши статистики считать не умеют, а потому, что они получают неточные данные от предприятий и используют весьма витиеватую методику. Агрегатные показатели должны радовать глаз и ласкать ухо. Поэтому нет ничего удивительного, что за первое полугодие ВВП вырос на 4,7%, не дотянув всего 0,2% до прогнозного показателя. Продукция сельского хозяйства увеличилась на 4,3%, инвестиции ровненько уложились в прогнозные 6-7% (на 6,1%), а объем платных услуг населению - на 6%. Чтобы картинка не получилась совсем уж идиллической, логика чиновника предполагает наличие невыполненных показателей, но с нужной динамикой к концу отчетного периода.

Так, промышленность произвела на 4% больше, не дотянув до планового показателя 1,5%. Производство потребительских товаров также отстает от графика: вместо 5% получилось всего 4,2%. Все концерны, кроме «Беллегпрома» (недобор 3,5%), выполнили производственный план. Все области, кроме Гродненской (минус 0,5%), рапортовали о победе на макроэкономическом фронте.

ПРОГНОЗНЫЕ ПРОМАШКИ

Труднее всего «рисовать» цифры, которые связаны с перемещением товаров через границу. Здесь в качестве подтверждения могут потребовать таможенные декларации, да и систему экспортного контроля просто так не купишь. Поэтому рост экспорта товаров за январь-май составил всего 1,1% при плане 4,5%, а импорта - 1,2% при прогнозе 5%. По экспорту «провалился» «Белгоспищепром» (минус 31,8%), Минсельхозпрод (минус 18,3%) и «Беллегпром» (минус 5,5%). По импорту плохо сработали практически все концерны, значительно недобрав до прогнозных показателей: «Белнефтехим» - минус 12,6%, «Беллесбумпром» - минус 26,2%, «Белгоспищепром» - минус 29,2% и «Белместпром» - минус 3,8%. Так что есть за что пожурить чиновников. Но в свое оправдание Новицкий и коллеги могут сослаться на то, что они пренебрегли отдельными показателями ради социальной направленности национальной экономики.

В качестве подтверждения можно привести цифру роста реальных денежных доходов населения. Уже который год наши плановики не могут справиться с этим показателем. При запланированном годовом росте на 5-6% он за пять месяцев вырос на целых 18%. Напомним, что за прошлый год реальные доходы увеличились на 25%, обогнав план в 5 раз. И еще с одним показателем у белорусских плановиков выходит большая промашка. Они никак не могут угадать объем розничного товарооборота. При прогнозном росте на год 5-6% магазины и киоски, рынки и супермаркеты наторговали на 15,3% больше, чем за первое полугодие прошлого года. Тенденция недооценки потенциала внутренней торговли сохраняется на протяжении трех лет. Одной из причин таких «просчетов» может быть то, что базовые данные от торгующих организаций труднее подделывать, чем цифры на крупных промышленных предприятиях и в колхозах. Весь финансовый мир говорит сейчас о приписках в отчетности американских корпораций. Изменение правил аудита, отчетности и бухучета неизбежно. Никто не хочет терять миллиарды долларов инвестиций и налогов. В Беларуси никто еще серьезно не начинал борьбу с доморощенными Энронами и Уорлдкомами, потому что они - государственные. Многие чувствуют, что статистике верить нельзя, но чувства цифрами не выразишь. Недовольный под линеечку выстроенными рядами цифр Комитет госконтроля всерьез намерен провести проверку как заполнения предприятиями статистических форм, так и обработку данных органами статистики и корректность методики подсчета тех или иных показателей. Так что к концу года в Беларуси может быть очень серьезная ревизия официальных цифр, если Лукашенко действительно захочет узнать реальную ситуацию в экономике.

ЗАПЛАНИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ДОЛГОВ

За первое полугодие ВВП Беларуси составил 10,6 трлн. рублей, или около $6,3 млрд. С данным показателем практически сравнялся еще один - объем кредиторской задолженности. За январь-май она увеличилась на 22,3%, в реальном выражении - на 3,1%. Уже третий год долги предприятий и органов государства растут по отношению к ВВП темпами, превышающими 20%. Правительство так и не нашло рецепта по сокращению задолженности белорусской экономики.

Самый болезненный - долг перед Россией за поставленные энергоресурсы. Правительство не в состоянии интенсифицировать процедуру банкротства.

Дебиторская задолженность за 5 месяцев составила 7,5 трлн., увеличившись в реальном выражении на 5,6%. Скорость ее увеличения почти в 2 раза превышает темпы роста кредиторской задолженности. Это продолжение тревожной динамики 2000-2001гг. Как говорят, все новое в экономической политике Беларуси - это хорошо одетое старое. Складывается ситуация, когда экономика и Совмин, лишенный полномочий и реальных рычагов управления, развиваются сами по себе. Линг, Ермошин, Новицкий - или Иванов, Петров, Сидоров - это не имеет никакого значения. Лукашенко, сконцентрировав власть в своей администрации, которая выполняет функции реального правительства, создал политически удобную ситуацию. В случае обострения экономических проблем, роста недовольства населения смена главы правительства или областного начальника является прекрасным способом отвести гнев народный от того, кто принимает все важные решения.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ УДАР ПО КОШЕЛЬКАМ

По экономическим показателям за первое полугодие нельзя сказать однозначно, что 30 июля Лукашенко избавиться от очередного премьера. Но он наверняка спросит его, почему при росте ВВП прибыль, которую заработали все предприятия, в реальном выражении сократилась на 19% и составила чуть больше 1 трлн. рублей? При этом промышленность заработала почти на 40% меньше, жилищно-коммунальное хозяйство - на 60%. Так ведется подготовка к приватизации, когда в результате сговора внешних кредиторов, руководства предприятий и концернов, а также поставщиков сырья резко ухудшается бухгалтерская стоимость предприятий. В начале года количество убыточных предприятий составляло 47,2%. После целого ряда совещаний с президентом оно сократилось до 40,9%, что все равно почти на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Такая же динамика и по рентабельности. Опустившись до уровня 7,4% в январе-марте, она увеличилась до 9,1% за январь-май, не добрав до прошлогоднего уровня 0,9%. При этом нельзя сказать, что цены на продукцию промышленности, услуги коммунальных предприятий стояли на месте. За полгода цены на платные услуги выросли на 51,8% (на 31,6% выше, чем ИПЦ). Разморенные летней жарой, люди пока еще не осознают, что квартплата, т.е. услуги за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями, увеличилась на 493,9 процента! Услуги ЖКХ в целом подорожали на 201,1%. Почему такой стремительный рост цен не позволил предприятиям данного сектора увеличить рентабельность и платежеспособность? Вот вам классический пример деятельности госмонополиста: сколько ему денег и льгот ни давай, все равно прибыль и качественные услуги не увидишь. Очередной вопрос ниже пояса - почему в жилищно-коммунальном секторе нет конкуренции - также вполне закономерен, но отвечать на него должен все-таки не Новицкий. В контексте стремительного роста цен на ЖКУ вполне ожидаем вопрос А.Г., который он задавал еще 29 апреля: «Что сегодня происходит с зарплатой»? Минстат отвечает, что ее размер колеблется вокруг $100, не проявляя такой же динамики, как квартплата. При этом долги по зарплате на конец июня составили 76,2 млрд. рублей - наибольшая задолженность в 2002г. Лукашенко конкретно поставил задачу платить зарплату вовремя, но Новицкий «завалил» данный фронт работы.

ТОРМОЗ ЭКОНОМИКИ

В конце апреля Лукашенко очень интересовали качественные параметры работы промышленности. Он спрашивал: «Как изменилось финансовое положение предприятий после того, как вы [правительство] до них «дошли»? Насколько выросла рентабельность? Как обстоят дела со снижением складских запасов готовой продукции»? Ответы на эти простые вопросы могут рассердить главу государства. Но статправду куда денешь? Запасы готовой продукции к 1 июля увеличились до 1.113,7 млрд. рублей, составив максимальный в 2002г. показатель 77% от месячного объема производства. С начала года запасы готовой продукции увеличились на 49%. Самое плохое положение по замороженным на складах ресурсам в машиностроении и металлообработке - 131,1% от среднемесячного объема производства и в легкой промышленности - 140,5%.

Позитива по рентабельности (10,9% в январе-мае 2002г. против 12,8% в прошлом году) и финансовому состоянию предприятий также не видно (кредиторская задолженность увеличилась на 21,1% при росте цен за этот период на 12,7%). Наверняка будут вопросы по электроэнергетике, где платежеспособность составляет 0,5%, по станкостроению - 2,9%, производству тракторов и сельхозтехники - 3,6%, легкой промышленности - 5,7%. Лукашенко призывал работать по схеме «деньги - товар - деньги», намекая на необходимость избавиться от бартера. За январь-май доля бартера в выручке промышленных предприятий составила 28,9% и сократилась за год только на 1,7%.

Таблица

С точки зрения экономической логики существующей системы, Лукашенко не нужна отставка правительства. Что толку менять шило на мыло, чиновников администрации президента на бюрократов Совмина, служащих республиканского уровня «вертикали» на представителей областей? Того единственного лекарства, которое может помочь Беларуси, все равно в аптечке данной группы госуправляющих нет. А вот политическая логика подсказывает Лукашенко, что правительство надо в очередной раз «ператрахнуць». 29 апреля он говорил: «Хватит сидеть за президентом и высматривать из-за его плеча. Ищите деньги - никакой «растяжки» по срокам быть не может… Шутки, дорогие друзья, закончены. Я вам не пастух». О том, закончены ли шутки, мы узнаем 30 июля.
Добавить комментарий
Проверочный код