Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (342) 08 июля 2002 г. Тема недели

НОВАЯ ЖЕРТВА СПИДА. Ею может стать стратегия Всемирного банка в Беларуси

08.07.2002
Вероника ЧЕРКАСОВА

№ 26 [342] от 08.07.02 - Еще два года назад в соответствии с запросом белорусского правительства Всемирный банк и Совмин начали работу над проектом по предотвращению распространения в стране туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Представители ВБ неоднократно отмечали, что правительство затягивает рассмотрение данного вопроса. В апреле этого года при представлении ежегодного послания парламенту президент все-таки вспомнил о проекте, но в весьма пикантном контексте. Парламент улыбнулся «удачной» шутке, поставившей под угрозу реализацию проекта, который является первой кредитной операцией, предусмотренной стратегией Всемирного банка, и открывает путь для подготовки новых займов, призванных способствовать смягчению социальных рисков, включая последствия аварии на ЧАЭС, и развитию частного сектора.

Высказался президент по этому вопросу, как ему свойственно, конкретно, с прямотой римлянина: «Я не знаю, как будет Остапенко выкручиваться по проекту Всемирного банка - 30 с лишним миллионов кредитов: половину белорусских, половину их - на создание системы работы с больными туберкулезом и ВИЧ-инфицированными. Один миллион презервативов они хотят нам по одной из статей завезти. Но у нас хватает этого добра. Хватает. Родные мои, зачем нам это завозить? Или кому-то склад надо выгрузить и за наши деньги завезти?.. Нам везут: лечите презервативами туберкулез».

Отойдем от вульгарного изложения проблемы и обратимся к истории вопроса.

Впервые идея о разработке проекта по предотвращению распространения в стране туберкулеза и ВИЧ-инфекции была высказана бывшим министром здравоохранения Беларуси Зеленкевичем, который во время одной из бесед по поводу возможного хода реформы здравоохранения обратился к представителям ВБ с вопросом: а не могли бы вы помочь нам в области борьбы с ВИЧ-инфекцией?

Сергей Кулик, глава представительства ВБ в Беларуси, направил запрос и через некоторое время получил положительный ответ. При условии, что вопросы борьбы с ВИЧ-инфекцией будут связаны с туберкулезом, поскольку на постсоветском пространстве два этих заболевания неразрывно связаны между собой.

Для разработки проекта и его оценки с ноября 2000г. по февраль 2002г. Беларусь посетило шесть основных миссий Всемирного банка, в работе которых принимали участие высококвалифицированные специалисты ВБ, признанные международные эксперты по туберкулезу и ВИЧ/СПИД, а также по проблемам социально-экономического прогнозирования последствий этих заболеваний.

Белорусская сторона тоже не осталась без работы. Взаимопонимание было полным: банк принял во внимание доводы белорусской стороны и согласился на беспрецедентное сокращение в проекте за счет средств займа доли технической помощи, которая является неотъемлемой составляющей для всех проектов и обычно имеет значимый удельный вес. По просьбе правительства Беларуси в программу был включен компонент реформы системы здравоохранения.

Общая стоимость проекта оценивается в $32,16 млн., из которых заем Всемирного банка - $16,83 млн., хотя первоначально займовая часть планировалась в сумме около $27 млн. К вопросу о том, «...как будет Остапенко выкручиваться по проекту Всемирного банка - 30 млн. кредитов», заметим, что поскольку на грантовой основе МБРР выделяет деньги лишь для бедных стран, согласно правилам банка, Беларусь имеет право одалживать деньги на срок до 21 года всего под 6% годовых, что грабежом никак не назвать.

Проблемы начались из-за административных и кадровых перемещений, поскольку после ухода с поста министра Зеленкевича у ВБ просто не стало собеседника на достаточно высоком уровне для продолжения работы, хотя к тому времени проект был практически завершен. С приходом Остапенко некоторое время было потрачено на формирование новой команды.

На 1 июля 2002г. число ВИЧ-инфицированных в Беларуси составило 4.422, год назад - 3.649, т.е. прирост составил 773 случая. И если за шесть месяцев прошлого года заболели 370 человек, то за шесть месяцев этого года - уже 565 (+195). На 1 июля 2001г. зарегистрировано 145 смертей от СПИДа, на 1 июля 2002г. - уже 229. И если раньше было зафиксировано 26 случаев СПИДа, то сейчас их уже 43. Из всего этого можно сделать следующие выводы: если абсолютные цифры могут успокаивать, то темпы прироста не могут не пугать. Отказ от реализации проекта по ТБ/СПИД повлечет серьезные последствия для населения и экономики страны. Согласно эпидемиологическим прогнозам, если не будут предприняты меры, ежегодная заболеваемость туберкулезом в течение 10 лет возрастет с 47,5 до 90 случаев на 100 тыс. населения. Дальнейший рост резистентных форм туберкулеза потребует значительных дополнительных бюджетных ассигнований, которые сейчас в дефиците. Следовательно, будет расти количество больных и смертность от туберкулеза. В период 2002-2011гг. это будет означать потери для Беларуси, которые эксперты банка оценивают более чем в $600 млн.

К 2011г. количество новых случаев заболевания ВИЧ возрастет в 10 раз: с официального уровня 31 случай в 2001г. до 350 на 100 тыс. населения в 2011г., т.е. в стране будет 35 тыс. инфицированных. Даже при консервативном сценарии отказ от принятия дополнительных мер можно оценить приблизительно в $1 млрд. Поэтому дело даже не в том, какие отношения сложатся со Всемирным банком. Вопрос в том, что ждет Беларусь.

С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию мы обратились к главе представительства ВБ в Беларуси Сергею Кулику.

- Что касается высказывания президента, то думаю, кто-то очень сильно его дезинформировал. К тому времени белорусская сторона перераспределила проект таким образом, что сейчас большая часть ресурсов направляется из бюджета, а не из займовых средств, что вряд ли можно назвать целесообразным, поскольку на сегодняшний день ситуация с бюджетными ресурсами довольно сложная, проект практически является бюджетозамещающим. Всемирный банк фактически предлагает в течение пяти лет взять на себя кредитование программы. Таким образом, средства, которые могли бы пойти на эту программу из бюджета, можно было бы перераспределить на другие цели. Что касается презервативов, которыми Всемирный банк якобы предлагает лечить туберкулез, то вместе с другими средствами профилактики инфекций, передаваемых половым путем, они вынесены за рамки кредитного соглашения и включены в состав грантовых ресурсов, которые должны были быть изысканы Всемирным банком. Мы объясняли, что лучше всего грантовые ресурсы искать под конкретную программу, как это случилось, к примеру, на Украине, где Глобальный фонд по борьбе с туберкулезом, СПИДом и малярией выделил безвозмездные средства на поддержку разрабатываемых проектов по ТБ/СПИД в размере $92 млн., а Молдове - $10 млн. Беларусь была на корпус впереди Украины по подготовке этого проекта. Ни у кого не было сомнений, что ей предоставили бы деньги. Но из-за задержки в подготовке нашего проекта до сих пор не подана заявка белорусской стороны на долю в этом фонде.

Не так давно представительство ВБ в Беларуси получило письмо от Министерства здравоохранения, в котором в очередной раз подтверждается заинтересованность в осуществлении проекта, еще раз говорится о солидности программы по предотвращению ВИЧ-инфекции и есть два существенных предложения по реструктуризации проекта. Забегая вперед, могу сказать, что и в третий раз мы согласны с предложенными белорусской стороной изменениями, но чтобы определиться окончательно, нам надо будет просчитать, во что обойдутся новые компоненты. К сожалению, компонент реформы здравоохранения из программы исключен.

На базе уже имеющихся у нас заделов и с учетом приоритетов правительства мы формировали нашу стратегию, согласно которой в течение трех лет Беларуси должно было быть предоставлено на сумму от $140 до $270 млн. ресурсов и программных материалов. Но сегодня фундамент стратегии имеет уже совершенно другой вид, поскольку в нем отсутствуют программы по туберкулезу и СПИДу, а также замедлились работы по социальным вопросам. Поэтому, если до осени не сдвинется краеугольный камень нашей программы - проект по ВИЧ-инфекции, мы будем вынуждены обратиться к совету директоров с просьбой пересмотреть ценовую стратегию. Мы не рассматриваем это как трагедию и будем опять искать точки соприкосновения и сотрудничества. Уже в августе наши эксперты будут готовы приехать сюда, чтобы на месте еще раз уточнить, о чем идет речь. К тому времени мы бы хотели как можно острее поставить вопрос: действительно ли мы идем туда, куда надо, или нам просто вежливо дают понять, что не хотят портить с нами отношения и проще все время держать этот вопрос на плаву, нежели дать ему мгновенно умереть?
Добавить комментарий
Проверочный код