Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (342) 08 июля 2002 г. Общество

МУЗЫКА СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

08.07.2002
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Современный шоу-бизнес - штука сложная. Тут вам и эпоха постпостмодернизма, и невиданные высоты пиара, и просто большие деньги. Что же движет музыкантами и позволяет им добиваться успеха? Попробуем рассмотреть некоторые простейшие технологии успеха, в той или иной мере связанные непосредственно с музыкой.

Прежде всего, разумеется, важна собственно музыкальная сторона проекта. Современный уровень пиара позволяет продавать пустые в этом отношении коллективы, но (да простят меломаны) лучше, чтобы проект выезжал не только на смазливых мордашках, хорошей хореографии или деньгах продюсера. И тут, конечно, всегда была важна правильная оценка своего места во всем этом деле - если музыкальные амбиции доминируют над финансовыми, то смотри, учись, и да снизойдет к тебе муза. Если все же верх берут “бабки, телки и бухло”, то, разумеется, следует послушать совета великих The KLF, которые в своей книге “Как легким путем завоевать первое место в британском хит-параде синглов” в 1988г. написали: главное - определиться с тем, у кого и что именно вы хотите содрать. Конечно, тут как с рефератом в институте - важно, чтобы не из одного источника и своими словами, иначе пойдете по судам, и плакали ваши денежки. Впрочем, говорят, что этим советом в свое время воспользовались группы Edelweiss (замечательный был поп-коллектив в начале 90-х) и Ace Of Base, причем весьма (особенно в последнем случае) небезуспешно.

Крайний выход для молодого исполнителя - это кавер (перепевка) известной песни другого исполнителя, который имеет шансы стать хитом, но его успех может бросить длинную тень на ваше собственное творчество, которое в результате может оказаться в той или иной степени никому не нужным. Достаточно вспомнить бешеный успех цоев-ской “Видели ночь” в исполнении Zdob Si Zdub - до сих пор крупнейший хит вполне талантливого коллектива к большому, видимо, неудовольствию его участников. Впрочем, кавер-проекты при грамотной работе тоже могут иметь достаточно большой успех, что несколько лет назад подтвердил подростковый квартет

A-Teens
, исполнявший каверы Abba, а в России - преобразившаяся группа “Стрелки” (нынче они - International и перепевают на русском зарубежную эстраду).

Впрочем, главная наука современности в том, что важны не сами составляющие музыкального проекта, а их подача и использование. Так, в последние годы стало очень модным приглашать всяческих звезд (желательно из другого стилевого ряда), чтобы они пропели парочку куплетов на какой-нибудь песне или подыграли на чем-нибудь. Этот рецепт представляется особенно актуальным для тех, чья карьера на закате или просто дала сбой. Например, уже дважды подобным образом возвращался на сцену Том Джонс. В 1988г. он вместе с очень продвинутой по тем временам группой Art Of Noise записал ставший крупным хитом кавер песни Принца Kiss, а 11 лет спустя - целый альбом дуэтов с современными звездами поп- и рок-музыки (Cardigans, Portishead и др.) под названием Reload, который больше года не покидал всевозможные хит-парады. Не так давно подобным образом привлек к себе внимание и бедовавший в последние годы гуру трип-хопа Трики - для записи различных песен альбома Blowback (2001) он пригласил Аланис Мориссетт, Синди Лопер, а также участников групп Red Hot Chili Peppers и Live. В принципе в эту же схему укладываются и всевозможные дуэты Аллы Пугачевой, ставшие традиционными для нее с первой половины 90-х (Сергей Челобанов, Филипп Киркоров, Максим Галкин), а также съемки в ее клипах Гарика Сукачева и Вячеслава Петкуна.

Порой сотрудничество звезд доходит и до образования совершенно новых, зачастую временных, а то и вовсе одноразовых проектов. На Западе одним из самых ярких примеров подобного рода следует считать группу UNKLE, в записи единственного альбома которой (Psyence Fiction, 1998) приняли участие музыканты Radiohead, The Verve, Beastie Boys, Metallica. В России “суперзвездные” проекты распространения не получили, а в Беларуси стали чуть ли не главной чертой местной музыкальной жизни, если вспомнить “Я нарадзiўся тут” или “Народны альбом”.

Так или иначе, но совместные записи, будь то отдельные песни или полноформатные альбомы, часто превосходят успех одиночных творений каждого из их участников. Причина в том, что каждая звезда имеет свою аудиторию, и, складывая усилия, они объединяют и аудиторию, изначально разобщенную, что и приводит к успеху в различных слоях населения. Здесь можно вспомнить хотя бы совместную запись Децла и российских рокеров “Мэд Дог” (песня “Слезы”).

В современной музыке формой виртуального сотрудничества можно считать использование сэмплов (отрывков) песен. Умелое использование в песне вокального или инструментального фрагмента известного хита резко увеличивает шансы композиции на успех, даже несмотря на то, что деньгами потом придется делиться. Вспомнить хотя бы хит Паффа Дэдди I’ll Be Missing You, построенный на сэмпле из хита группы Police “Every Breath You Take”. Впрочем, бывает, хоть и редко, наоборот - песни становятся известными благодаря тому, что их фрагменты используются в хитах. Самым ярким примером последних лет в этом отношении можно считать песню Дайдо Thank You, прославившую свою исполнительницу лишь благодаря использованию куплета из нее в виде припева хита Эминема Stan.

Самым известным примером сэмплирования, к которому имела отношение белорусская музыка, является использование фрагмента песни группы “Песняры” “Касiў Ясь канюшыну” в недавнем хите “Дискотеки Авария” под названием “Яйца”.

В принципе можно говорить даже о том, что любое частое появление песни на публике - это хороший заряд пиара для ее исполнителя. Особенно большие возможности предоставляет музыкантам использование их музыки в телерекламе. Подумайте хотя бы о частоте ротаций. Ко всему прочему, в цивилизованном мире, где не принято использовать чужую музыку без разрешения, музыканты на этом еще и зарабатывают. Самым крупным успехом последних лет в этой сфере можно считать диск Моби Play (1998), записи из которого прозвучали в добром десятке роликов (из них до нас, правда, дошла лишь реклама кофе Maxwell House). В России, хоть и не столь успешно, несколько лет назад Sniсkers использовал песню группы “Тараканы”, а в Беларуси все ограничивается появлением фрагмента композиции группы Rouble Zone в противненькой социальной рекламе, где молодой человек роняет презерватив в чашку с кофе. Будем надеяться, что это было сделано с разрешения музыкантов.
Добавить комментарий
Проверочный код