Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№26 (342) 08 июля 2002 г. Общество

РЕКВИЕМ ПО КЛАССИКЕ

08.07.2002
Вероника ЧЕРКАСОВА

Нет смысла обсуждать, нужна ли обществу классическая музыка. Любое государство, претендующее на то, чтобы называться цивилизованным, не жалеет сил и средств на развитие классической культуры. Это - визитная карточка страны, показатель ее культурного уровня, а порой и существенная статья пополнения бюджета. Сегодня в Минске билет на концерт солистов Государственного оперного театра стоит 300 рублей, а Государственная филармония на неопределенный срок закрыта на ремонт, поскольку находится в аварийном состоянии.

Вячеслав БОРТНОВСКИЙ, руководитель симфонического оркестра «Коллегиум музикум», рассказал корреспонденту «Белорусской газеты» Веронике Черкасовой о проблемах отечественной классической музыкальной культуры.

ПИТЕРСКИЙ

- Вы минчанин?


- Нет, я приехал в Минск в 1981г. из Ленинграда. Считаю себя продолжателем традиций Ленинградской дирижерской школы, учился у известных профессоров Ленинградской консерватории, долгие годы посещал класс Ильи Александровича Мусина, одного из столпов дирижерской школы Советского Союза. Он прожил 95 лет и в этом возрасте еще дирижировал. Кстати, дирижеры в большинстве своем - долгожители. Леопольд Стаковский, Герберт фон Караян, Мравинский... Если вспомнить десятку выдающихся дирижеров, то практически все они будут долгожителями.

- Как вы думаете, почему?

- Возможно, потому, что каждый концерт - это мощнейший положительный стресс. И еще: дирижер всегда работает в коллективе единомышленников, ведь если в оркестре сидят люди, которые мне не доверяют, это моментально проявится в звуке. Между прочим, долгожительство дирижеров в определенном смысле предусмотрено природой. Гастрольный график бывает очень плотным, каждый день - концерт, переезды из города в город. И никого не интересует, что ты не спал ночь, трясся в автобусе или в поезде, публика заплатила и хочет за свои деньги услышать хороший концерт. Музыканты работают в очень жестких условиях. На Западе гастрольный график расписан на три года вперед. Слабые такой жизни не выдерживают, происходит своего рода естественный отбор.

- Какую музыку вы слушаете дома? Только классику?

- Да нет, я волей или неволей вынужден слушать попсовую музыку, поскольку у меня двое детей, причем в том самом возрасте, когда активно познается окружающий мир. Так что я в курсе событий.

- А что нравится, кроме классики? Рок, джаз?

- Джаз для меня - особая тема. Я разработал курс лекций «Всемирная история джаза», который пять лет читал в Госуниверситете культуры. Как-то мы пригласили в Минск известного джазового музыканта Билла Скита с оригинальной программой. Он заказал серию инструментовок у одного из ведущих оранжировщиков Голливуда Торио Цитто и сделал эксклюзивную программу популярных тем на стыке симфонической и джазовой музыки. Мы успешно провели концерт в филармонии, исполнив в первом отделении «Рапсодию в блюзовых тонах» и сюиту из «Порги и Бесс» Гершвина. А вообще, параллельно с руководством камерным оркестром более пяти лет я возглавлял биг-бенд при управлении культуры Мингорисполкома.

РОСТРОПОВИЧИ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВУТ

- Как был создан оркестр «Коллегиум музикум»?


- В 1985г. по инициативе управления культуры Мингорисполкома на базе педагогов музыкальных школ Минска. Это был альтруизм, поскольку денег под него никто не давал. Тем не менее с 1986г. мы уже существовали как камерный оркестр, в 1992г. на его базе я создал симфонический оркестр. Решая, как назвать коллектив, обратил внимание на словосочетание «коллегиум музикум» (в переводе с латыни - «музыкальное содружество»). Такие содружества существовали во времена Генделя и Баха, у которого, к слову, был камерный оркестр с таким же названием. Принцип музыкального содружества лежит в основе существования и нашего коллектива. Коллектив уже 17 лет работает без копейки государственных денег. И это только благодаря содружеству и взаимоуважению музыкантов. Все они еще где-то подрабатывают на жизнь, но по моему приглашению всегда играют в оркестре.

- Сколько концертов даете в год?

- В начале 90-х за несколько сезонов дали более 500 концертов. Тогда на концерты ходили семьями, домами, многих я уже знал в лицо. В те годы, имея лишь фантазию и некий творческий потенциал, можно было получить поддержку спонсоров. Сегодня культуру поддерживать практически некому. Во всем мире существует льготное налогообложение для меценатов, но только не у нас.

- Изменилось ли что-то в работе оркестра теперь?

- В последние годы из-за отсутствия финансовой поддержки мы давали очень мало концертов. Да и вообще обстановка в культуре Беларуси не способствует активной деятельности. В нашем музыкальном искусстве четко обозначился приоритет определенных направлений - попса и фольклор. На всех наших «представительских» концертах последнего десятилетия доминировали именно эти жанры. Обращение к культурному наследию можно лишь приветствовать, но когда мы говорим о национальной культуре других стран, то в Германии вспоминают Бетховена, Баха, Караяна. Италия ассоциируется с Паваротти. Иными словами, культуру той или иной нации олицетворяет классика, а не фольклор. На мой взгляд, за последние десятилетие у нас резко упал интерес к классическому искусству.

- Возможно, дело в том, что у нас просто некого слушать. Где же отечественные Паваротти, Караяны, Ростроповичи?

- В Беларуси за эти годы выросло новое поколение выдающихся музыкантов, которые не в полной мере востребованы на родине, потому как штаты Оперного театра и симфонического оркестра заполнены. За последние пять лет из Беларуси только в Санкт-Петербург, в Академию художеств при Мариинском театре уехало несколько десятков молодых исполнителей с великолепными вокальными данными. Ни для кого не секрет, что многие музыканты для того, чтобы как-то выжить, уезжают за границу и играют на улицах. Не студенты - профессиональные музыканты.

- Как сегодня обстоит дело с гастрольной деятельностью?

- В советские времена практически всю концертную деятельность осуществляли Госконцерт и Союзконцерт. Тогда менеджер не мог себе позволить предложить плохие условия или не выполнить договоренность, потому все контролировала госорганизация. После распада СССР в Беларуси так и не была создана аналогичная структура, регулирующая концертную деятельность, занимающаяся организацией, контролем и проведением гастрольных поездок коллективов. Сегодня коллективы на свой страх и риск заключают договора напрямую с западными менеджерами и за рубежом порой не имеют ни юридической, ни финансовой защиты. Во время наших гастролей в Голландии импресарио, организовавший эти концерты, когда пришло время расчета, вдруг заявил, что, мол, у него возникли проблемы и он не может с нами рассчитаться. К счастью, ситуация разрешилась благоприятно, поскольку в поездке с нами был представитель спонсоров, который взял расходы на себя.

ДЕШЕВЛЕ ТОЛЬКО ДАРОМ

- Выгодны ли гастроли музыкантам в материальном смысле?


- Суточные, которые полагаются во время гастролей за рубежом, не решают материальных проблем артистов. Для цивилизованного выхода из ситуации государство должно отрегулировать концертную деятельность. В Латвии, как мне известно, на государственном уровне решено, что ни один коллектив не должен выезжать на гастроли при сумме суточных менее $25 на одного артиста. А как у нас? Приехал импресарио, поговорил с коллективом, узнал цену, за которую музыканты согласны работать. Потом поговорил с другими, согласившимися работать за меньшие деньги, и сбил цену. В Латвии импресарио вынужден приглашать артистов на условиях, которые они сами выдвигают. И, смею вас заверить, к ним сразу же меняется отношение. Сегодня лучшие питерские и московские коллективы на гастролях получают суточные в размере $100-120. У нас же госколлектив едет за границу за $15-20 суточных, месяц скитается по Испании, проезжая в день по 600-800 км с неизменной сухой колбасой и тушенкой в чемодане. Это страшно выматывает. А потом все удивляются, что артист в 40-50 лет - выжатый лимон. И не стоит утешать себя тем, что сегодня выехали за $10, а завтра нам заплатят $20. Не надо питать иллюзий! Будет только меньше.

- Катастрофически низкие цены в музеи и на концерты классической музыки вызывают, мягко говоря, удивление...

- Все приезжающие в Минск иностранцы удивляются, насколько у нас дешевы билеты в Оперный театр и на концерты классики. Они понимают, что искусство такого уровня за такие деньги им в другом месте не купить. А если бы Оперный на свои спектакли установил цену такую же, как за границей, он не влачил бы столь жалкое существование. При этом театр мог бы несколько раз в месяц проводить благотворительные концерты для малоимущих меломанов и детей. Я понимаю благие намерения государства, которое устанавливает бросовые цены на концерт классической музыки, чтобы дать возможность простому человеку приобщиться к настоящей культуре. Но в то же время стоимость билета на концерт любой поп-звезды начинается с 10-15 тыс. Это выглядит как обесценивание классического искусства, низведение его до некой второсортности. Недавно я был в Оперном театре и за 300 рублей купил билет на вечер «Виват, опера!» ведущих солистов театра. В то же время билет в Мюнхенскую оперу стоит $50, а в отдельных случаях его стоимость может доходить до $80-100.

- Кто ходит на ваши концерты? Может быть, к классике такое отношение просто потому, что она никому не нужна?

- Большинство интеллигенции, которая в свое время посещала концерты классической музыки, сегодня не в состоянии заплатить за билет. А основная масса нашей управленческой элиты на классику не ходит. Во всем мире считается хорошим тоном любить и знать классическую музыку. Присутствие первых лиц государства на оперных премьерах - обычное дело. На Западе неприлично не побывать на оперной премьере или на концерте известного оркестра. Эта тенденция уже прослеживается и в России: на премьеры Гергиева из Москвы в Санкт-Петербург отправляются целые «оперные поезда». Это мода, которую ввел в московский бомонд Владимир Путин, регулярно посещающий премьеры «Мариинки» Если бы первые лица нашего государства последовали его примеру, думаю, что престиж классического искусства в Беларуси резко бы вырос.

- Но можно ли заставить человека полюбить классику?

- Заставить - нельзя, научить - можно. В Голландии я столкнулся с тем, что перед исполнением нами «Немецкого реквиема» Брамса в соседнем зале этого же концертного комплекса священник на протяжении сорока минут рассказывал о реквиеме. После чего вся аудитория перешла в другой зал слушать музыку и воспринимала ее совершенно по-иному, чем неподготовленная аудитория. Дело здесь не только в любви к музыке, но и в общем уровне культуры страны. Нечасто увидишь на концерте публику с партитурами в руках. Я был поражен, когда услышал, как водитель перевозившего нас автобуса насвистывал тему из того же «Реквиема». Да самое простое - в бардачке машины рядом с кассетами с легкой музыкой лежат кассеты с классикой. Во многих странах Европы практически отсутствуют профессиональные хоровые коллективы.

Во Франции вообще нет ни одного профессионального хорового коллектива, и мы исполняли «Реквием» Моцарта, «Реквием» Фаре и «Реквием» Дюрефле с любительскими коллективами очень высокого уровня. Причем днем этот хорист пашет на тракторе, выращивает виноград, а вечером приходит с работы, облачается в смокинг и поет «Реквием» Моцарта. Нация не может однажды утром проснуться культурной - ее надо воспитывать, ежедневно и ежечасно на протяжении многих лет.
Добавить комментарий
Проверочный код