Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (342) 08 июля 2002 г. Контекст

СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО

08.07.2002
Елена КАПЛАН

После раскола в КПРФ и перераспределения портфелей в комитетах российской Госдумы влияние демократов на работу нижней палаты российского парламента заметно возросло. Однако это не значит, что уже завтра Госдума выступит с инициативой санкций против белорусского режима в связи с нарушением им тех или иных прав граждан. Мы вас поддержим, но только морально, а так разбирайтесь сами - такой вывод можно сделать из беседы корреспондента «Белорусской газеты» с членом фракции «Яблоко», председателем Комитета по науке и образованию Государственной думы России, членом Парламентской ассамблеи Совета Европы Александром ШИШЛОВЫМ.

СПРАВКА. Шишлов Александр Владимирович родился 28 июля 1955г. в Ленинграде. Окончил математико-механический (1977) и юридический (1994) факультеты Санкт-Петербургского госуниверситета. Кандидат физико-математических наук (1984). В КПСС не состоял. С 1988г. активно участвует в демократическом движении. В 1990г. избран депутатом Ленинградского горсовета, в 1991г. - членом президиума, в 1992г. - членом малого Совета. В декабре 1995г. избран в Госдуму 2-го созыва по списку общественного объединения «ЯБЛОКО». Работал заместителем председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике. В декабре 1999г. избран в Госдуму 3-го созыва по списку общественного объединения «ЯБЛОКО». Свободно владеет английским языком. Женат, имеет двоих детей.

- Александр Владимирович, вы совсем недавно возглавили Комитет по науке и образованию Госдумы России. И это, насколько я смогла заметить, не единичный случай, а тенденция. Означает ли это, что российский парламент избавляется наконец от многолетнего засилья коммунистов?

- Госдума нынешнего созыва была сформирована два с половиной года назад, и она такой и осталась. Расклад голосов, во всяком случае, остался прежним. Решения, как и раньше, принимаются те, которые диктуются из Кремля. Большинство четырех прокремлевских фракций - т.н. «блок четырех» - никуда не делся, он так и остался. Но изменилось распределение руководящих постов в комитетах, и это означает, что возможны изменения в скорости прохождения законопроектов, в акцентах законодательной работы. Вся эта ситуация с перераспределением комитетов, по мнению фракции «Яблоко», была запрограммирована еще два года назад, когда в начале работы Госдумы этого созыва в январе 2000г. в результате сговора фракций «Единство» и КПРФ такие фракции, как «Яблоко», СПС, «Отечество - вся Россия», были просто отодвинуты от участия в управлении законодательным процессом. Но коммунисты, по-видимому, недостаточно активно отрабатывали авансы, которые они получили, и теперь последовало своего рода наказание. Мы можем это расценивать как определенное восстановление справедливости, и то, что мы получили возможность руководить комитетом по науке и образованию, стало естественным, поскольку «Яблоко» первым предложило свою программу в области образования, и многие идеи, которые мы предлагали, вошли теперь в принятую правительством концепцию.

- Разве общество всерьез интересуется проблемами образования?

- Мы исходим из того, что будущее России определяется не сырьевым ресурсом, не тем, сколько мы выкачаем нефти и по какой цене ее продадим, а интеллектуальным ресурсом, уровнем образования. В ХХI веке именно интеллектуальный ресурс будет определять положение страны в мире. Главное - создать возможность участвовать в управлении образованием. Общественно-государственный характер образования заложен в российском законе, но никаких реальных полномочий ни профессиональное сообщество, ни родители, ни спонсоры не имеют. И еще одна важная проблема, которую мы намерены решить, - изменение системы приема в вузы.

- У партии «Яблоко» интеллектуальный ресурс значительно выше, чем административный. Мне трудно представить себе «яблочников» на неких ключевых государственных должностях. Как вы сами считаете, у «Яблока» достаточно влияния на политический процесс?

- Сегодня мы являемся малой партией, у нас небольшая фракция в парламенте и мало возможностей влияния. Но это вовсе не значит, что у нас нет потенциала. На самом деле в нашем багаже есть практический опыт - например, в моем городе Санкт-Петербурге «Яблоко» в течение трех лет работало в правительстве города, представитель «Яблока» был первым вице-губернатором, отвечающим за городские финансы. И это был тот период, когда нам удалось кардинально изменить ситуацию с городским бюджетом. После того как «Яблоку» удалось реализовать свои идеи, в Петербурге бюджет стал бездефицитным, открытым. Город стал гораздо более привлекательным для иностранных инвестиций. И тот опыт, который получен в Санкт-Петербурге в области управления финансами, теперь во многом востребован в других регионах. Другой вопрос, что мы не смогли это развить достаточно глубоко, поскольку у нас возникли серьезные разногласия с губернатором Санкт-Петербурга по ключевым вопросам - распределения собственности, использования собственности, отношения к коррумпированности городских чиновников. В результате представитель «Яблока» вынужден был уйти в отставку. Но потенциал, опыт, возможность влияния - существуют.

- Какова позиция вашей партии и соответственно думской фракции в отношении союза Беларуси и России?

- Сейчас мы не видим оснований форсировать объединение Беларуси и России, но мы относимся к вашей стране и к белорусскому народу как к близкому, братскому, дружественному народу. Мы считаем, что у нас очень много общих экономических проблем. И дело даже не в общих трудностях, а в том, что та предыстория, которая была у России и Беларуси в Советском Союзе, такова, что экономические связи, экономическая кооперация, существовавшая в те времена, могли бы принести много пользы и Беларуси, и России. И вот именно в сфере экономического сотрудничества нужно начинать кооперацию. Мы, конечно, не можем признать правильной и поддерживать ту политическую систему, которая сейчас сложилась в Беларуси, и не считаем возможным функционирование такого парламента, как Национальное собрание Беларуси. Все-таки парламент должен иметь гораздо более серьезные полномочия, но решение этого вопроса - внутренняя белорусская проблема.

- Вы являетесь также членом Парламентской ассамблеи Совета Европы. Что вы думаете о принятии Беларуси в СЕ?

- Здесь моя позиция базируется на интересах России и российских граждан. Вступив в Совет Европы, Россия признала европейскую систему ценностей: уважение к правам человека, верховенство закона, демократию - и приняла на себя обязательства перед своим народом уважать эту систему ценностей. Надо заметить, что Россия далеко не все свои обязательства, вытекающие из вступления в Совет Европы, выполнила. Но мы считаем, что планку критериев, которые должны применяться к государствам - членам Совета Европы, снижать нельзя. Я прекрасно знаю, что в Беларуси ситуация с правами человека, с основными свободами, которые установлены Европейской конвенцией по правам человека, иная, чем в России. Она и в России-то далеко не идеальная: мы многое еще должны сделать, прежде чем сможем утверждать, что в России обеспечено верховенство закона. Но в Беларуси проблема прав человека еще острее, и в нынешней ситуации она никак не может быть принята в Совет Европы. Хотелось бы, чтобы в Беларуси изменилась ситуация со свободой прессы и правами человека. Только после этого наступит наконец момент, когда Беларусь сможет войти в Совет Европы. Но сейчас, похоже, до этого момента еще далеко.

- Когда вы говорите о правах человека в России, вы, похоже, совершенно не учитываете права чеченского народа.

- «Яблоко» всегда выступало против военного решения чеченского конфликта. И в 1999г., когда началась вторая чеченская война, мы сделали заявление о том, что военного решения этой проблемы быть не должно, что нужно идти на переговоры и что единственно возможное решение лежит в политической сфере. Тогда это была очень непопулярная точка зрения, которая стоила нам многих миллионов голосов на парламентских выборах, но мы не считали возможным скрывать свою принципиальную позицию. А теперь прошло два с половиной года после начала второй чеченской войны, и настроения в российском обществе сильно изменились. Когда мы говорим о том, что происходит сейчас в Чечне, мы как раз и ставим во главу угла нарушение прав человека: там ежедневно происходит настоящий правовой произвол, ежедневно гибнут и российские солдаты, и мирные граждане.

- Собирается ли «Яблоко» выдвигать своего кандидата на будущих президентских выборах в России?

- Президентские выборы пройдут через два года, так что пока рано говорить о тактике. Сегодня мы имеем президента, которого поддерживают более 60% граждан России, и мы считаем, что это большое достижение Владимира Путина. Это дает ему возможность принимать решения, которые действительно важны для развития России. Наша партия поддерживает внешнеполитическую линию, которую президент Путин стал проводить после 11 сентября, - интеграция в мировое сообщество, участие в антитеррористической операции. Но мы видим и другое - то, что происходит в сфере внутренней политики: построение «управляемой демократии», которое происходит тоже не без участия высших руководителей страны. Невозможно долго совмещать два таких разных пути, и рано или поздно и президент, и страна должны будут сделать свой выбор. Так что в зависимости от того, как будут развиваться события, мы и будем принимать решение об участии в президентских выборах.
Добавить комментарий
Проверочный код