Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (340) 24 июня 2002 г. Тема недели

НАДО ЛИ БОРОТЬСЯ С ДЕМПИНГОМ

24.06.2002
Ярослав РОМАНЧУК

№ 24 [340] от 24.06.02 - В экономический лексикон белорусов все чаще входит слово «демпинг». Вот и Совмин заговорил о необходимости введения антидемпинговых санкций против поставщиков корсетных изделий, минеральной ваты, пива и товаров легкой промышленности. Сегодня в мире немодно отстаивать беспричинное повышение импортных таможенных пошлин, прямые субсидии экспортерам или квоты на ввоз товаров. Принято говорить об антидемпинговых санкциях, компенсационных пошлинах, поддержании высоких технологий и биобаланса.

За всей этой научной словесной шелухой скрывается очень грубый смысл: отдельные национальные предприятия не выдерживают конкуренции с зарубежными. Под прикрытием лозунгов о защите отечественного товаропроизводителя они лоббируют принятие различных мер, которые делают импортную продукцию дороже. Самой распространенной формой антидемпинговых санкций является повышение импортной пошлины на тот товар, который ввозится по цене ниже «нормальной». Давайте разберемся в сути данного явления.

Дополнительные пошлины вводятся на товары, которые, по мнению правительства, подпадают под категорию «демпинг» (от английского глагола to dump - «сваливать, выгружать»). Представьте себе картину: летит над Минском самолет и разбрасывает трусы и майки, которые гораздо дешевле тех, что продаются в наших магазинах от какой-нибудь минской или брестской фабрики. Люди, помня пословицу «дареному коню в зубы не смотрят», с удовольствием расхватывают товар, понимая, что такой «демпинг» - прямая поддержка каждому семейному бюджету. Вроде бы радоваться надо правительству, что население имеет возможность покупать очень дешевые товары. Оно бы, может, и радовалось, если бы не ходоки от отечественных производителей тех же маек и трусов. Спрос на их изделия резко падает, они вынуждены сокращать производство или вообще уходить с рынка. Они могут также попытаться сократить издержки, убедить потребителей покупать белорусские бренды, а не дешевый западный ширпотреб. Но этот путь достаточно длинный и дорогой. Гораздо проще найти общий язык с чиновником.

Так рождаются антидемпинговые санкции. При этом рабочих мест внутри страны больше не становится. Население от высоких цен проигрывает. Многие рассуждают, что, мол, западники специально продают товар задешево, чтобы потом, выбив конкурентов с рынка, резко поднять цены. Исторически крупные компании добиваются занятия определенного сегмента рынка, если они продают дешевый, а не дорогой товар.

Согласно нормам международного права, антидемпинговые санкции вводятся, если доказано, что иностранные производители: а) пользуются госсубсидиями своего правительства; б) продают данный товар у себя или на рынке третьих стран дороже, чем, к примеру, в Беларуси; в) пользуются другими формами господдержки, которые позволяют удешевить товар по крайней мере на какой-то промежуток времени. Согласно нормам ВТО, «если компания экспортирует продукт по цене, которая ниже, чем цена, которую он обычно устанавливает на своем внутреннем рынке, то говорится, что она «демпингует продукт» и тем самым нарушает правила справедливой конкуренции.

Правила международной торговли содержат также определение «нормальной цены». Первый критерий ее определения - это цена внутреннего рынка. Второй - цена данного товара на рынке третьих стран. И, наконец, третий возможный критерий - анализ структуры производственных издержек, других затрат и маржи прибыли производителя. Если вы все еще считаете, что установление свободной цены на Западе - исключительно прерогатива собственника, то поспешите скорректировать свою точку зрения. На основании столь расплывчатой формулировки и с обильным административным ресурсом в руке можно легко найти демпинг чуть ли не любого дешевого товара. При этом чиновники и местные производители делают вид, что соблюдают правила справедливой конкуренции и заботятся о населении.

Самое сложное в антидемпинговом разбирательстве - определение того, были ли продажи в экспортирующей стране произведены «в обычном торговом режиме». Одно из оснований для ненормальности - продажа товаров ниже издержек. Продавать товар надо по цене, которая включает фиксированные и переменные издержки плюс административные и торговые затраты, произведенные обычно в течение года. При этом продавать его надо в достаточном количестве. «Достаточное количество» - это когда средневзвешенная продажная цена ниже средневзвешенных издержек, а 20% объема продается по цене ниже издержек.
Добавить комментарий
Проверочный код