Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (340) 24 июня 2002 г. Общество

РЕЦЕНЗИИ

24.06.2002
Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО

* «Виттгенштейн» * «Федеральная защита» * «Город потерянных душ» * «Распутницы»

Оправдание философии

«Виттгенштейн». Великобритания, 1993. Режиссер: Дерек Джармен. В ролях: Карл Джонсон, Майкл Гус, Тильда Свинтон, Кевин Коллинз.

Первое впечатление. История обыкновенного гения.

Суть дела. Людвиг Виттгенштейн - один из самых странных и анархичных умов ХХ века. Философ, последовательно разрушавший привычные стандарты теоретического мышления, богатый наследник, отказавшийся от денег во имя поездки в красную Россию, парадоксальный лектор, ценитель красивых юношей и дерзких поступков, рассказывает зрителю историю своей жизни на языке арт-кино.

Что хорошо. Дерек Джармен - Принц Серебряный британского кино. Человек уникального дарования, театральный художник по образованию, Джармен отличался безупречным вкусом, невероятной эрудицией и склонностью к парадоксальным (хотя неизменно эффективным) творческим решениям. Его арт-панк-стиль отказался абсолютно соразмерным такой неформатной личности, как Виттгенштейн. Работая над фильмом, Джармен был уже неизлечимо болен и знал об этом. Сюжет прерывист, как дыхание героя. Яркие фигуры персонажей движутся на абсолютно черном фоне, театральные мизансцены строятся в присутствии надвигающейся тьмы. Это уже не кино, а музыка уходящих в вечность, пронзительный по красоте гимн чуду жизни и мужеству тех, кто идет в ней против течения: «Если тебе дали линованную бумагу - пиши поперек».

Что плохо. Фильм, увы, короток - всего 73 мин. Озадачивает и постмодернистский ход компании «Кармен», выпустившей английский фильм с итальянским дубляжом. Спасибо, хоть русский перевод не забыли добавить.

Кому смотреть. Всем, у кого есть вкус и сердце.

Ближайшие родственники. Нестандартное биографическое кино: «Баскиа» Джулиана Шнабеля и «Малер» Кена Рассела. Телеспектакли Анатолия Эфроса.

Дополнительные замечания. Полученный фильмом на Берлинском кинофестивале 1993г. приз «Тедди» отражает выбор специального жюри геев и лесбиянок.

Общая оценка (стиль/смысл): 10/10.

СТРЕЛЯЙ ГРОМЧЕ, Я НЕ СЛЫШУ!

«Федеральная защита»
. США, 2001. Режиссер: Энтони Хикокс. В ролях: Арманд Ассанте, Дина Мейер, Анджела Фезерстоун, Дэвид Липпер.

Первое впечатление. Жесткое кино для тихих людей.

Суть дела. Фрэнк долго жил не в ладах с законом. Решив выйти из дела, он уходит под прикрытие ФБР и готов дать показания против бывших подельников. Те объявляют награду за предателя. И вот уже любопытная молодая соседка опознает беглеца, а ее предприимчивая сестра готова продать Фрэнка...

Что хорошо. В фильме, безусловно, присутствует стиль. Авторы знакомы с классикой «черного» кино и следуют его традициям. Привычный набор: раскаявшийся преступник, его скучающая с мужем-бездельником соседка, мрачные ребята из уголовного мира с сигарами в зубах и стволами в кобуре под мышкой, сестричка героини - авантюристка и любительница любовных игр в стиле садо-мазо… Конечно, все тут совсем не ново, но сделано по правилам и весьма добротно. Это как в музыке: трудно ожидать, скажем, от мастеров архаичного буги из «ZZ Top» творческого прорыва в духе «Раммштайна». Да и любят старый рок (и классические криминалы) именно за умение поддержать честь хорошо известной марки.

Что плохо. Тот нечастый случай, когда предварительные ожидания полностью оправдываются.

Кому смотреть. Читателям брутальных детективов Микки Спиллейна и Элмора Леонарда. Поклонникам сериалов о рисковых братках с грустными глазами Дмитрия Певцова.

Ближайшие родственники. Качественное телевизионное криминальное кино типа «Клана Сопрано».

Дополнительные замечания. Попробуйте представить, что Арманд Ассанте, да-да, именно этот небритый мужик с бешеными глазами, сыграл Одиссея у Михалкова-Кончаловского!

Общая оценка (стиль/смысл): 8/8.

БРАЗИЛЬСКИЙ РОМЕО, КИТАЙСКАЯ КАРМЕН

«Город потерянных душ».
Япония, 2001. Режиссер: Такаси Миике. В ролях: Тэа, Мишель Рейс, Патрисия Монтерола, Мицуширо Оикава.

Первое впечатление. Мамбо N5 на костях якудзы.

Суть дела. Лихой бразильский парень Марио возвращается в Токио по важному делу: нужно вырвать из рук полиции подружку - нелегальную китайскую эмигрантку Кей. Затея удается, но сладкая парочка с ходу влетает в разборку сразу с китайской мафией и японскими братками-якудза. А есть еще бывшая подружка Марио, чьи верные друзья - слепая девочка и помповое ружье.

Что хорошо. Александр Сокуров как-то обмолвился, что кино следовало бы изобрести китайцам. Или вообще восточным людям. После знакомства с фильмами Такаси Миике в это легко поверить. Миике - мастер серийной работы, Энди Уорхол - японского коммерческого кино. Шесть-семь фильмов в год - так не работали даже киноманьяки Годар и Фассбиндер. Виртуозный монтаж, порочные герои, предельная выразительность визуального ряда, выверенное (но не вычурное) построение кадра, совершенно отвязанный звуковой ряд (вы слыхали, как поет японский панк?). Это кино, выстроенное по принципам иероглифического письма: автор мыслит картинкой. Только простак смотрит такие фильмы в режиме «чем кончится?». Настоящие самураи предпочитают твердость руки и уверенное движение в сторону смерти. Такаси Миике - идеальный автор безгеройного времени, анархист с кинокамерой. А сюжет? Да при чем тут сюжет!

Что плохо. Только то, что фильм имеет конец.

Кому смотреть. Всем, кто когда-то полюбил Тарантино за рок-н-ролльный монтаж, кровавую хореографию перестрелок, абсурдистские диалоги и эффектную рисовку криминальных типажей. Теперь об этом можно сказать: просвещенный киноман Квентин просто подбавил немного Элвиса в гангстерскую киноклассику Гонконга и Токио.

Ближайшие родственники. Прочие фильмы Миике. Японские комиксы-манга. Знаменитый старый мульт «Ограбление по…» (Помните: «Марио! Марио! Когда же ты ограбишь банк?»)

Дополнительные замечания. Отдельный забавный микросюжет разворачивается на фоне финальных титров и воспринимается как иронический эпилог этой сумасшедшей истории.

Общая оценка (стиль/смысл): 10/10.

ИГРЫ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

«Распутницы».
Франция, 2001. Режиссер: Габриэль Агион. В ролях: Натали Бэй, Жозиан Баласко, Мари Жиллен, Венсан Эльбаз.

Первое впечатление. Отчаянная борьба с неотвратимо уходящим временем.

Суть дела. Эдди и Патриция - вечные тусовщицы и пожизненные экстремалки. В 60-е «хиппозные» они публично сжигали свои лифчики, в 70-е вовсю «панковали» и сегодня бегают на показы мод, покупают наркоту и пытаются учить молодежь правильно прожигать жизнь.

Что хорошо. Выбирая кассету с современным французским фильмом, в принципе знаешь, что тебя ждет: симпатичные, но не очень яркие герои, особое внимание их личным взаимоотношениям, легкие диалоги с претензией на остроумие, много суеты, беготня по парижским улицам и жизнерадостный финал. Не худший способ провести вечер.

Что плохо. «Распутницы» - как плохое шампанское: вкуса нет, одни пузырьки. Смотреть на бестолковые ужимки и прыжки небесталанной Натали Бэй сперва любопытно, потом скучно. А ее напарница по бесконечной клоунаде, толстушка в жестяных доспехах от Готье - вообще за гранью добра и зла. Зрителю постоянно предлагают порадоваться новым несмешным трюкам бестолковых теток, так и не сумевших вовремя повзрослеть. Хуже этого может быть только безнадежно отставший от времени Рязанов со своими «Старыми клячами».

Кому смотреть. Пожизненным тусовщицам из богемных кругов и заслуженным секс-революционеркам брежневских времен.

Ближайшие родственники. Уже упомянутые «Старые клячи». В пару к ним добавьте еще один рязановский фильм - «Старики-разбойники».

Дополнительные замечания. Не верьте надписям на кассете: обещание участия в фильме Катрин Денев и Жана-Поля Готье означает всего лишь пару их скоротечных появлений на экране.

Общая оценка (стиль/смысл): 4/4.

«ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА» ВИДЕО на лицензионных кассетах

1. «Королевская битва» / Battle Royalе

2. «Звезда»

3. «Война»

4. «Апрель»

5. «Обещание» / Pledge

6. «Приключения трупа» / Mortel Transfert

7. «Желтый карлик»

8. «Шум моря» / Son dе Mar

9. «Американский пирог 2» / American Pie 2

10. «Черная кошка, белый кот» / Black Cat, White Cat

Магазин «6-й этаж», компания «Проспект»: Минск, ул. Я.Коласа, 3, тел. (017) 284-45-35.
Добавить комментарий
Проверочный код