Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (340) 24 июня 2002 г. Общество

ОБЩЕСТВО БЕЗ МНЕНИЯ. По решению Совмина

24.06.2002
Алексей ДЕМЬЯНОВ

После принятия постановления Совмина «О Комиссии по опросам общественного мнения при НАН Беларуси» проведение социологических исследований по политической ситуации, референдумам и выборам становится невозможным. Изучение общественного мнения попало под пристальный контроль со стороны государства.

Небывалое падение популярности Лукашенко, которое зафиксировали независимые социологические организации и о чем охотно написало большинство газет, не осталось незамеченным. После недавнего переподчинения белорусской науки президенту все научные исследования неизбежно приобрели политическое звучание. Особенно это коснулось социального знания, о чем свидетельствует постановление Совмина от 31 мая 2002г. «О Комиссии по опросам общественного мнения при НАН Беларуси».

Как обычно, цели заявляются самые благие, все это делается «для совершенствования условий проведения и опубликования опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам и выборам». Стремление искоренить шарлатанство и демагогию вполне характерно для белорусской власти. Поэтому для обеспечения качества проводимых социсследований, объективности анализа получаемых данных комиссия возьмет на себя смелость при необходимости давать «оценку научности достоверности опубликованных результатов».

Комиссия будет состоять из 15 человек, выбранных из числа не только «ведущих специалистов в области социологии». В ее состав войдут представители ЦИК, Мининформа, Минюста и Белорусского общества социологов. Персональный состав комиссии утверждается президиумом НАН.

Отныне организация, проводящая опрос по вопросам общественно-политической ситуации в стране и по выборам, должна направить в комиссию письменное уведомление и обязательство о соблюдении «в процессе опроса норм законодательства и порядка проведения социсследования, обработки и интерпретации социнформации».

Удивительно, но все эти чаяния в поисках «объективности» и высоконаучные процедуры проведения опросов абсолютно перестают волновать «научную общественность», когда опрос проводится по другим темам.

С этим можно было бы еще как-то мириться, но «аполитичная» комиссия НАН в рамках научного любопытства идет дальше. Исполнитель также должен представить комиссии информацию об организации-исполнителе, заказчике, источниках финансирования опроса, времени и условиях проведении исследования. А в каком виде и насколько глубоко будет представлена эта информация - устанавливает комиссия.

Если социсследование проводилось не только для удовлетворения любопытства заказчика, т.е. его результаты были опубликованы, на рассмотрение в комиссию должны быть представлены еще и сведения о методах сбора информации, обоснование выборки, полный текст поставленных вопросов с указанием числа лиц, не ответивших на каждый вопрос, копии протоколов контроля качества и материалы, на основе которых были опубликованы данные опроса.

За этим набором слов скрывается информация о личностях респондентов. Чтобы проконтролировать работы интервьюеров, исследователи, как правило, выборочно повторно связываются с респондентами. Этой информации нет в анкетах, но она есть в протоколах контроля качества. И теперь можно себе представить достоверность «анонимного» соцопроса, когда адреса и другие данные о респондентах будут переданы в комиссию.

Если комиссия найдет несоответствия или искажения в опубликованных результатах, она будет требовать обнародовать и уточнения. Но и это еще не все. «Лица, виновные в нарушении установленного порядка проведения и опубликования результатов опроса общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам и выборам, несут ответственность в порядке, установленном законодательством». Получается, что если исследование не касается политики, а ограничено каким-либо сегментом рынка (сигареты, алкоголь), то все это теряет свою актуальность. И внимания на статьи о популярности определенных товаров комиссия не обратит. Хотя это будет таким же нарушением прав граждан на получение достоверной информации.

Если исходить из того, что это правило будет распространяться на все исследовательские службы, то можно предположить, с какими трудностями должны столкнуться, например, Институт социально-политических исследований при администрации президента или Институт социологии НАН, если результаты их исследований озвучат на БТ. Но эта высоконаучная комиссия будет полностью на гособеспечении, и очень интересно посмотреть, как она будет смело критиковать, если вдруг найдет, просчеты и нарушения в работе государственных исследовательских структур. Трудно надеяться на беспристрастный социологический госконтроль.

До конца этого года на все про все комиссия получит из республиканского бюджета 39 млн. 654 тыс. рублей.

В принципе этих денег достаточно для проведения четырех-пяти полноценных республиканских опросов с репрезентативной выборкой и охватом всей территории. Но, вероятно, здесь преследуются иные цели: не допустить или ограничить распространение всего спектра мнений, загнав его в рамки официальной пропаганды.

Социология теперь почти невозможна. Можно предположить, что в скором времени закроется и отделение социологии в БГУ. Считались же лженауками в советские годы кибернетика и генетика. Наверняка в Туркменистане при пожизненном Туркменбаши социология просто не нужна. Кого интересует его рейтинг? Гораздо интереснее состояние здоровья...
Добавить комментарий
Проверочный код