Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Подшипники для техники. Подшипники для тракторов.
№24 (340) 24 июня 2002 г. Экономика

ЧЕЙ ШАРИК В ПОДШИПНИКЕ

24.06.2002
Иван ПЕРЦЕВ

Критическое положение, в котором оказался Минский подшипниковый завод, вызывает множество вопросов. Рабочих интересует, восстановится ли производство и будут ли они получать зарплату, потребителей - не будут ли сорваны контракты, чиновников - собирается ли МПЗ в полном объеме платить налоги и, собственно, почему уникальный завод, по многим позициям являющийся монопольным поставщиком сверхрентабельных подшипников, «дышит на ладан».

Благодаря имеющемуся на предприятии редкому оборудованию и сохранившемуся инженерно-техническому потенциалу МПЗ остается ведущим производителем подшипников для целого ряда отраслей. В 2001г. завод выпустил 18 млн. подшипников. Для сравнения, в 1990г. этот показатель приближался к 50 млн.

Не стоит объяснять, почему с развалом СССР объем производства МПЗ упал в несколько раз. Этот геополитический форс-мажор выбил из колеи практически все промышленные предприятия бывшего Союза. Однако если проанализировать опыт десятков крупных промышленных предприятий, которые нашли возможность выйти из кризиса, становится удивительным, отчего минские подшипниковцы до сих пор не последовали их примеру. В чьих интересах искусственно затягивать агонию завода?

Одним из возможных объяснений этого является печально известная практика преднамеренного обесценивания компании с целью дальнейшей ее продажи заинтересованным лицам. Эта мудреная формулировка звучит куда яснее на сухом языке Уголовного кодекса - злоупотребление служебным положением с целью личного обогащения. Как правило, это происходит в сговоре, в котором участвуют коррумпированные управленцы компании и нечистые на руку покупатели.

Чтобы понять, зачем директора губят свои заводы, достаточно вспомнить печальный опыт массового передела российской промышленности. Во второй половине 90-х гг. в России наметилась тенденция повальных остановок и банкротств производственных предприятий. Последующие детальные проверки, которые проводились налоговой полицией и ФСБ, выявили многочисленные факты искусственного ухудшения экономического состояния предприятий. Многие АО, акции которых принадлежали трудовому коллективу, специально доводили до банкротства: статус банкрота позволяет продать завод за бесценок.

При ликвидации АО прежним акционерам, в основном рабочим, практически ничего не достается, а новые хозяева получают все. Разумеется, в благодарность за удачную сделку новые собственники щедро платят руководству предприятия, которое «подарило» им свою компанию. Это своего рода отступные - в скором времени на предприятии происходит смена управленцев, и прежний директорат отправляется на покой, благо старость они себе обеспечили.

В приватных беседах с госчиновниками проскальзывают опасения, что аналогичная схема реализуется и в отношении Минского подшипникового, слухи о переходе которого под крыло российских олигархов уже даже никто не опровергает.

С весны поставки подшипников МПЗ в Россию (основной рынок сбыта) негласно осуществляются через фирмы, связанные с компанией «Русский подшипник». Это посредническая структура, приближенная к холдингу «РусПромАвто», через которую пропускаются поставки всех подшипников на российские автомобильные заводы, скупленные «Сибирским алюминием». Трудно предположить, что решение передать все продажи продукции МПЗ в руки перекупщикам имеет экономическое обоснование, тем более что индустриальные подшипники минского завода никак не вписываются в сферу интересов «Русского подшипника».

Даже школьники знают, что посредники «съедают» львиную долю прибыли, законно причитающуюся производителю. Кроме того, производитель становится заложником спекулянта. Что и произошло: по имеющейся информации, российские посредники сорвали план продаж МПЗ и оставили завод «в минусе». Намеренно это было сделано, или же проблема в банальном непрофессионализме россиян, сказать трудно. Тем не менее ситуация не улучшилась, и если сохранится такая схема продаж, то в скором времени МПЗ может забыть о некогда прибыльном российском рынке. Не без «помощи» заинтересованного посредника.

Допустим, на МПЗ по каким-то загадочным причинам отдали поставки на российский рынок на откуп «алюминщикам» и тем самым согласились с потенциальными потерями в выручке. Тогда за счет каких поступлений планируется поддерживать работу завода? Почти неприбыльные продажи отечественным потребителям не спасут гиганта от разорения. Остается только западный рынок, где спрос на подшипники из бывшего СССР высок и стабилен. Но и здесь не все так прозрачно.

Представители компаний, которые продавали подшипники МПЗ до прихода «российских друзей», в один голос утверждают, что экспорт подшипников за рубеж якобы осуществляется через узкий круг посреднических фирм по бросовым ценам. Затем эти подшипники сбываются на европейском рынке уже по нормальным ценам, а сверхприбыль «узкий круг» оставляет себе, не обижая «нужных» людей.

Если все так, как пытаются представить специалисты, хорошо знакомые с подшипниковым бизнесом, то выходит, что МПЗ действительно готовят отдать в чужие руки. Причем втайне не только от широкой общественности, но и от властей. И кто знает, может быть, уже определены все условия перехода предприятия под контроль российских олигархов, а сам переход постепенно - операция за операцией - уже начался.

По большому счету, контроль над заводом необязательно оформлять в виде купли-продажи акций. Достаточно получить возможность управлять финансовыми и материальными потоками компании - закупками материалов и сырья и продажами готовой продукции. Продажи поделили, осталось поделить закупки. А производство – затратную и наиболее сложную составляющую - оставили в полуобморочном состоянии. Тем проще заявлять на каждом углу, мол, завод находится на грани остановки - приходите и посмотрите на изношенное оборудование и людей, перебивающихся без зарплаты. А вот финансовые потоки, идущие в обход МПЗ, показывать никто не собирается.

Подобная форма «приватизации» МПЗ в наименьшей степени удовлетворяет как интересы самого завода, трудового коллектива, так и государства, бюджета. Открытая продажа акций стратегическому инвестору позволила бы пополнить казну и гарантировать прозрачность в работе завода. В данном же случае казна рискует остаться пустой: реальные доходы от продажи подшипников получает не завод, а группа компаний, которые вряд ли являются налогоплательщиками Беларуси. Аналогичная ситуация и с закупками. Таким образом, МПЗ обречен стать «придатком» крупного иностранного холдинга, выполняющим лишь механическую работу по изготовлению продукции с минимальной рентабельностью. Все «сливки», разумеется, постараются снять олигархи, переманившие на свою сторону должностных лиц.

Контроль над МПЗ впоследствии теневые хозяева могут легализовать, если белорусские власти примут решение продать акции стороннему инвестору. Но и тогда у них будет возможность заплатить меньше полагающейся суммы. Чем хуже будет ощущать себя завод, тем ниже его стоимость.

Для справки: со слов представителей МПЗ, структуры, близкие к «Сибирскому алюминию», предлагают заплатить за завод $3 млн., в то время как независимые эксперты оценивают его минимум в 10 раз дороже.

Однако даже из этой ситуации можно найти достойный выход. Для этого власти должны четко обозначить условия привлечения стратегического инвестора на МПЗ и определить механизм передачи ему пакета акций завода. Оптимальным является проведение открытого тендера среди заинтересованных структур, способных обеспечить нормальное развитие предприятия и гарантировать социальную стабильность.

Среди потенциальных претендентов выделяется Самарский подшипниковый завод (СПЗ), один из самых динамичных в подшипниковой промышленности СНГ. Благодаря грамотной политике руководства СПЗ достиг высоких показателей по уровню технологического оснащения. Он выпускает широкую номенклатуру продукции, которую можно существенно расширить за счет слияния с минским заводом. Неоднократные предложения этого потенциального инвестора о сотрудничестве с МПЗ по загадочным причинам откладывались в сторону.

С точки зрения развития производства партнерство МПЗ с инвестором из подшипниковой отрасли более перспективно, нежели союз с сырьевым гигантом или связанными с ним посредническими структурами. Подшипниковцы всегда поймут друг друга и поддержат в трудную минуту. А приобретение минского завода непрофильной группой носит исключительно коммерческий характер, что несомненно отразится на его положении.
Добавить комментарий
Проверочный код