Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (338) 10 июня 2002 г. Тема недели

ИГРА В ЯЩИК: Белорусские любители футбола могут расслабиться

10.06.2002
Алексей ДЕМЬЯНОВ

6 июня НГТРК подписала договор с правообладателем - компанией KirchMedia и с 8 июня начала вести трансляции матчей футбольного чемпионата мира. После недельного воздержания белорусские любители футбола могут расслабиться.

Российские телеканалы начали вести переговоры с KirchMedia за полгода до чемпионата. Белорусская сторона до последнего надеялась получить картинку от российских коллег, предлагая «войти в долю». Дело в том, что технически российская сторона не может отключить трансляцию РТР на территории Беларуси без ущерба для российских телезрителей. В случае отключения южная часть России могла оказаться без РТР. Поэтому пресекать трансляцию РТР в Беларуси было предложено за свой счет. Похоже, что именно это вселяло уверенность в руководство БТ о возможности договориться с РТР. Но войти в долю не удалось. Такое развитие ситуации было воспринято как форс-мажор. Тогда-то и начались экстренные переговоры с KirchMedia, завершившиеся подписанием контракта.

Поведение российских каналов председатель НГТРК Егор Рыбаков оценил как «крайне недружественное по отношению к белорусским телезрителям». Добавив, что «это обыкновенные московские штучки по поводу зарабатывания денег и бизнеса московского…”

Что же касается трансляции БТ первого матча ЧМ без каких-либо договоров и прав, то Рыбаков не считает, что это была кража программного продукта «НТВ-плюс»: «Нас подставили, что мы, должны были не показать матч открытия чемпионата мира? Я как болельщик не мог себе этого позволить. И мы коллегиально приняли решение показать «НТВ-плюс». И очень горжусь этим».

Недельное воздержание от футбола иногда выливалось в акции протеста. Появились призывы подать в суд. Председатель НГТРК оценил эту идею как «хорошее и дельное предложение» и не стал исключать такую возможность в будущем.

Что же касается акций на пл. Я.Коласа, которые носили и политический характер, то, по его мнению, «когда миллионы болельщиков недовольны - очень хорошо играть на политике».

Но о подписании договора стало известно только 6 июня, а до этого БТ цинично, в лучших советских традициях не замечало проблему. Первые публичные извинения председатель НГТРК принес только в понедельник, 3 июня, на четвертый день чемпионата. Все это время БТ хранило молчание, если не считать пресс-релиза в БелТА. Как будто ничего не случилось.

Руководство БТ привыкло признавать свои ошибки только на ковре у президента. Дело в том, что распространение сигнала российских телеканалов ОРТ и РТР на территории Беларуси оплачивается из белорусского бюджета. Но делается далеко не из бескорыстных союзнических чувств, поскольку НГТРК за это получило право на размещение собственной рекламы вместо российской. Зарабатывая на этом и не тратя денег на производство телепродукции, оплачивая только ре-трансляцию. Очень выгодный бизнес. Кстати, насчет ОРТ в Беларуси: с 1 мая распространением ОРТ в Беларуси занимается ЗАО ОНТ, как и размещением рекламы.

Очевидно, что НГТРК рассчитывала подобным образом заработать и на ЧМ-2002. Ведь для ретрансляции абсолютно не важно, какой сигнал передавать - новости или футбол. Продукт оплачен российской стороной, а Беларусь за это не платит. Похоже, что если бы не интересы правообладателя KirchMedia, именно так все и было бы. Поэтому НГТРК даже не пыталась до последнего вести переговоры с KirchMedia о покупке прав на трансляцию ЧМ-2002. Зачем платить, если можно взять бесплатно? К тому же прежние чемпионаты 1994 и 1998 гг. российские каналы транслировали и на Беларусь. Тогда, правда, права принадлежали другой компании.

Но вернемся к финансовой стороне дела. Так как стоимость прав рассчитывается исходя из числа потенциальной телеаудитории - чем больше, тем дороже, то знакомые с рыночной экономикой россияне посчитали и прослезились. Зачем им оплачивать футбольное удовольствие телезрителей в странах СНГ, если на этом больше потеряешь, чем заработаешь? Поэтому многие члены Содружества остались без футбола.

С другой стороны, здесь можно увидеть и интерес KirchMedia: продать права на трансляцию в максимально возможное количество стран, чтобы никто не смог смотреть ЧМ бесплатно. По словам Валерии Арутюновой, советника председателя ВГТРК, KirchMedia «заплатила $1,75 млрд. за право трансляции ЧМ-2002 и -2006». Поэтому можно понять принципиальность правообладателя.

Что касается стоимости автор-ских прав для Беларуси, то Рыбаков отказался назвать какую-либо цифру, сославшись на пункт в договоре, запрещающий разглашать сумму контракта. Но в распространенном БТ пресс-релизе стоимость трансляции - авторские права и техническое обеспечение - оценена в $470 тыс.

И еще о покупке прав на трансляцию. По условиям договора, все комментарии матчей должны быть на национальном языке. Вряд ли стоит думать, что таким образом KirchMedia намерена популяризировать белорусский язык. Скорее, это сделано для того, чтобы и на лингвистическом уровне ограничить аудиторию телезрителей. После подписания договора все права на распространение ЧМ-2002 на территории Беларуси принадлежат НГТРК.

Теперь о телепрограмме, которая стала «аргументом» в руках БТ. Исходя из того, что в некоторые периоды жизни любая бумага может вдруг стать ценной, можно рассматривать обычную телепрограмму как официальный документ, хоть и с натяжкой. Но во избежание неприятностей и для освобождения себя от ответственности в конце любой телепрограммы черным по белому пишется, что в течение недели в программе возможны изменения. Собственно, телепрограмма является не более чем предварительным анонсом того, что может быть можно будет увидеть в эфире.

О том, что программа не документ, на который можно ссылаться при решении спорных вопросов, БТ знает как нельзя лучше. Вспомнить хотя бы многократные прямые трансляции выступлений президента, не заявленные в программе. Или последний пример - новое шоу «Выбери свой гимн Беларуси», которого, естественно, не было в программе, но которое демонстрировалось три раза в день на прошлой неделе. Просто удивительно, почему, увидев несоответствие написанного в программе ОРТ и РТР и того, что идет в эфире, БТ начало активно «обижаться».

Еще более удивительно, что в пресс-релизе по этому поводу говорится: «граждане Беларуси вправе получать российскую телепрограмму без каких-либо исключений». Хотя сама же НГТРК прикладывает массу усилий, чтобы этого не происходило. Ведь реклама является такой же составной частью вещания канала, как и новости, шоу и т.д. Но БТ вправе здесь вносить свои «коррективы». Кроме того, когда российские телеканалы решаются показать такие фильмы как «Доберман» или «Последнее искушение Христа», БТ опять же наглым образом забывает о «праве граждан» смотреть иностранные телеканалы без изменений и собственной цензуры.

Это заявление можно считать верхом цинизма, если вспомнить о событиях 8-9 мая 2001г., когда на всех российских телеканалах в Беларуси вещало БТ, предлагая торжественный концерт и шествие ветеранов во главе с Лукашенко. Но тогда финансовые интересы БТ не были затронуты, поэтому о правах телезрителей забыли. Тогда это интерпретировалось «как вариант демонстрации суверенитета». Теперь о суверенитете Беларуси напомнили российские коллеги. Тогда, накануне выборов, было немало разговоров об отключении российских телеканалов, правда, по инициативе белорусской стороны. Жаль, что вся эта история не случилась в прошлом году…

А теперь, когда НГТРК просто не позволили заработать на рекламе, очень удобно рассуждать о высоком предназначении телевидения. Забыв, что это бизнес.

Еще большую комичность ситуации придает то обстоятельство, что уже во время переговоров с KirchMedia БТ распространило свою телепрограмму на следующую неделю, в которой не было указано время трансляции футбольных матчей. Получается, что и опубликованная программа БТ не будет соответствовать эфиру.

Новая звезда БТ Юрий Прокопов, явный ученик Зимовского (чувствуется почерк мастера), в своей программе увлекся популярными рассуждениями о том, как «закадровые телевизионные клерки разделили болельщиков на людей первого и второго сорта». Манерно увлекаясь построением умозаключений о том, что «российские телевизионщики очень быстро забывают о едином информационном пространстве союзного государства, что они вещают в Беларуси - это не подачка». Что еще раз указывает на летаргический сон, в котором пребывает союз. И поскольку Беларусь оплачивает ретрансляцию РТР и ОРТ, но не платит за программы, то Прокопов пришел к парадоксальному выводу, что «в случае с футболом получается, что нас просто обокрали». У нас украли то, что нам не принадлежит!

Но итогом просветления сознания можно считать вывод, что «пришло время смотреть белорусское». А Рыбаков, в свою очередь, надеется, что трансляция ЧМ-2002 «однозначно повысит рейтинг БТ хотя бы на три недели».

Кстати, рекламу трансляции ЧМ-2002 на БТ сопроводили издевательским слоганом - «Это надо видеть!». Финиш.

СБ о БТ

5 июня газета «Советская Белоруссия» опубликовала выдержки результатов исследования общественного мнения о БТ, проведенного Институтом социально-политических исследований при администрации президента в феврале 2002г. В результате выяснилось, что 86% опрошенных неудовлетворены или не совсем удовлетворены полнотой и качеством освещения на БТ экономической и социальной ситуации в республике. Положительно ответили на этот вопрос только 14% респондентов.

Еще хуже обстоят дела с достоверностью и актуальностью передач БТ. Среди опрошенных, которые относятся к числу регулярных зрителей, только 2,9% испытывают полное удовлетворения от эфира БТ. Частично БТ удовлетворяет ожидания 52,5% телезрителей, но 44,6% не удовлетворены совсем, но почему-то относятся к числу регулярных зрителей.

Справедливости ради следует отметить, что количество опрошенных, место проведения опроса и выборка исследования указаны не были.
Добавить комментарий
Проверочный код